Новороссия

До чего власти довели промышленность Украины

Серьезные проблемы в украинской промышленности начались еще до коронакризиса — в четвертом квартале 2018 года объемы пропроизводства впервые с 2015 года ушли в «красную зону».

До чего власти довели промышленность Украины
Фото:
Пресс-служба Офиса президента Украины

Именно спад в промышленности приводит к тому, что ВВП Украины в течение всего этого времени теряет от 0,6 до 2,6% ежеквартально. Даже в последней четверти 2020 года, когда украинская экономика в целом уже почти вышла на прошлогодний уровень, промышленность, по подсчетам Нацбанка, была единственной из шести основных отраслей, которые внесли отрицательный вклад в общее изменение ВВП. Падение промышленности в 2019 году на 5,2% стало определяющим в торможении экономики в целом на 4%.

В частности, производство обуви, кирпича и автотранспортных средств сократилось за прошлый год примерно на 20%. Объемы сборки металлических конструкций, электродвигателей, трансформаторов, оружия уменьшились на четверть. Выпуск металлообрабатывающих станков и паровых котлов, сахара и виноградных вин упал на треть. А от производства железнодорожного подвижного состава осталась только половина показателя 2019 года.

Объемы реализации продукции в денежном измерении тоже уменьшаются — в 2020 году они сократились в целом по промышленности на 1,5 млрд грн. А пять ведущих отраслей — угледобыча, добыча газа и нефти, металлургия, машиностроение и производство кокса — понесли наибольшие потери.

Загруженность производственных мощностей промышленных предприятий продолжает уменьшаться, в начале 2021-го она снизилась в целом по отрасли до 63,8%. В январе текущего года, по данным Госстата, предприятия были обеспечены заказами в среднем лишь на 4,3 месяца работы, а производители кокса и продуктов нефтепереработки, деревообрабатывающие предприятия — на срок менее 2 месяцев.

Утрата рынков

На Украине еще с момента провозглашения независимости интересы отечественного производителя неоднократно приносились в жертву абстрактным политическим лозунгам, за которыми стояли клановые предпочтения и некомпетентность. Так, например, в 2008 году Украина вступила в ВТО на заведомо невыгодных условиях главным образом из-за стремления получить членство в организации раньше России. При этом о защите внутреннего рынка от дешевых импортных товаров никто даже не вспомнил.

Дальнейшая деиндустриализация Украины — это результат подписания Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом. Следствием этого стал разрыв кооперационных связей с РФ и странами СНГ. Объективные причины спада в промышленности — снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и одновременно сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения российском рынке.

После 2014 года у большинства промышленных предприятий радикально изменилась структура рынков сбыта. И не всем удалось перестроиться. Многие сегменты украинского машиностроения не смогли переориентироваться на экспорт. В товарной структуре экспорта удельный вес продукции машиностроения сократился с 18,9%, или 12,9 млрд долл. (в 2012 году), до 9,9%, или 4,3 млрд долл. (в 2017-м). Вслед за обвалом высокотехнологичного экспорта в ряде регионов Украины практически остановилось промышленное производство.

Украина потеряла значительную часть технологической промышленности, зато сильно выросла сфера услуг и товаров с низкой добавленной стоимостью. На это накладывается проблема с трудовыми ресурсами: сокращение населения, отток рабочей силы за рубеж, массовое неофициальное трудоустройство, а также низкая производительность труда (в 5,5 раза ниже, чем в Центральной Европе).

Робкие попытки спасения промышленности

Опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что в сложной социально-экономической ситуации именно активная государственная поддержка отечественного производителя позволяла в кратчайшие сроки повысить конкурентоспособность национальной экономики и добиться ощутимых успехов в самых различных сферах хозяйственной жизни. И Украина в прошлом году даже попыталась сделать шаг в этом направлении.

Летом прошлого года в парламенте был зарегистрирован и принят в первом чтении законопроект о локализации при госзакупках машиностроительной продукции. Им предлагается распространить на ряд сегментов машиностроения требование локализации производства на уровне 25-40% при госзакупках с 2021 года и на 40-60% — с 2024 года. Речь идет о таких сегментах машиностроения, как железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальная техника и спецтехника, энергетическое машиностроение (насосы, трансформаторы, турбины) и пр.

Для выполнения требований локализации иностранные производители будут «принуждены» к созданию производственных или сборочных мощностей на Украине или к кооперации с отечественными компаниями.

Однако данная инициатива была подвергнута критике Запада. В Евросоюзе заявили, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации Украины и ЕС, и предупредили Киев о недопустимости поддержки украинского машиностроения. Кроме того, Брюссель пригрозил, что в случае принятия закона европейские банки могут прекратить кредитование украинских компаний и организаций. Позже премьер-министр Денис Шмыгаль признал, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС, и заявил, что документ необходимо доработать. Изначально планировалось, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года, однако он застрял в парламенте и на второе чтение пока не выносился.

Послушное следование правительства в фарватере рекомендаций МВФ окончательно добьет украинского производителя и превратит страну в сырьевой придаток Запада. Например, если в 2013 году машиностроение занимало в структуре производства 18-20%, то сейчас — всего 7-8%. И отрасль близка к точке невозврата. Через год-два спасать будет уже нечего.

Источники
934
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (14)

Profile picture for user Чудо
665

Главное у нас то всё хорошо,гудок гудит, заводы работают,заказы прут валом,не знаем куда заработанное девать,скоро будем из 5000 купюр обои делать.

Profile picture for user sapun
7892

Интересно, а почему нет информации, кто развалил промышленность и медицину в России

Profile picture for user Друг Сеня
1376

Зачем писать,что у соседа  с промышленностью ж****,а у нас все  ли в "порядке"?yak(это касается Крыма тоже)

Profile picture for user sasha1969
262

А у Нас типа промышленность процветает!Где "Муссон", "Маяк", "Парус", "Атлантика", "Орджоникидзе", и многие градообразующие предприятия!Где?В прошлом!У Нас уже не город-У Нас уже просто рынок!Купили дешевле-продали дороже!А такая экономика приводит всегда к деградации города и общества!

Profile picture for user Василий1980
495

 

Зачем писать,что у соседа  с промышленностью ж****,а у нас все  ли в "порядке"?(это касается Крыма тоже)

 Для этого и писать,  чтоб свои проблемы не замечать.

Profile picture for user val.prasolov
4765

 

 Зачем писать,что у соседа  с промышленностью ж****,а у нас все  ли в "порядке"?(это касается Крыма тоже) Для этого и писать,  чтоб свои проблемы не замечать.

 

to Василий1980:  Нчито не мешает писать и про свои проблемы и про чужие.

Или про проблемы Укропии нельзя писать?

;

Profile picture for user val.prasolov
4765

Интересно, а почему нет информации, кто развалил промышленность и медицину в России

to sapun:  И образование.

Либерастня. Патриоты хотят, чтобы Россия процветала, а либерастня наоборот.

Profile picture for user Мицуко
2923

Как бы я жила без этих знаний о промышленности Украины?yak

Profile picture for user И снова здравствуйте
4682

До чего власти довели промышленность Украины

 А Севастополя?

Profile picture for user И снова здравствуйте
4682

to sapun:  

Интересно, а почему нет информации, кто развалил промышленность и медицину в России

 Как это нет? Рисунки медведей с флагом на каждом углуhysterical

Profile picture for user Mir vsem
5508

to sapun:  

Интересно, а почему нет информации, кто развалил промышленность и медицину в России

 А это такая развлекалочка прессы. Нам пишут какая у них ж...па, а у них - как у нас, ни чем не отличающаяся, т.к. одни буржуины правят дорвавшиеся до власти! Так в чём же будет разница!? За то у журналистов будет работа! За них стоит порадоваться.

Profile picture for user UINSHEDOW
2393

У нас почти также как в Украине. Я что-то не вижу работающих заводов в городе. Один 13-й, да и тот на ладан дышит. Севморзавод отжимают под застройку. Рыба стоит дороже мяса. В морском городе. Рыболовецкий флот ау!? Все заводы в городе еле существуют.

Profile picture for user ulogin_yandex_569310058
56

 

А у Нас типа промышленность процветает!Где "Муссон", "Маяк", "Парус", "Атлантика", "Орджоникидзе", и многие градообразующие предприятия!Где?В прошлом!У Нас уже не город-У Нас уже просто рынок!Купили дешевле-продали дороже!А такая экономика приводит всегда к деградации города и общества!

 Эти предприятия разграбили при той же украине! Причём тут Россия? В России предприятия восстановлены и работают нормально. 

Profile picture for user sevastopolec
89

to Bob Ivlev:  угу, если что-то пошло не так - это не мы, это хохлы виноваты. Уже почти 8 лет прокатывает

Главное за день

Власти Севастополя проиграли суд о сносе незаконного торгового центра

Как и в деле с шалманом на Хрустальном, – из-за истечения срока исковой давности.
16:04
12
3488

Проблема погибающих сосен распространяется по всему Севастополю

На этот раз гибнущая сосновая аллея обнаружена у памятника в Хмельницком.
15:03
9
1187

Под столицей Крыма загорелась железнодорожная цистерна

По предварительной информации, есть пострадавшие.
14:05
2
1162

В Севастополе стаи собак снова пытаются сожрать автомобили граждан

Очередное обострение старой проблемы возникло на Троллейбусном спуске.
12:02
21
3539