Зима 2006 года в южном Севастополе была одной из самых суровых за последние десятилетия. В конце января в городе ударили такие морозы, что впервые за долгие годы льдом сковало бухты Круглую (Омега), Казачью, Инкерманскую и частично другие бухты Севастополя.
Температура опускалась в разных районах города до отметок -19...-20 ℃, а в посёлке Кача термометр зафиксировал даже -23 ℃. Газеты того времени писали о серьёзных проблемах, которые навлёк на город сильный мороз.
Ни тепла, ни воды
В статье «Мороз как бедствие» из выпуска от 26 января — 1 февраля «Севастопольской газеты» подробно рассказано об испытаниях, которые принесли холода для города и его жителей.
Уже в первый день морозов, по сообщению журналистов, в городе случился настоящий коллапс. Количество жалоб, касающихся коммунальной инфраструктуры, достигло невиданных величин: за одни сутки от жителей поступило 760 звонков, что превышало обычное их число в 20 раз.

Прогноз погоды в «Славе Севастополя» на 25 января 2006 года
Севастопольцы жаловались на отсутствие тепла и воды, отключение электричества.
Из-за коммунальных аварий и проблем с поставками газа люди замерзали в ледяных квартирах. Так, по сообщению газеты «Слава Севастополя», жители Казачьей бухты готовились провести акцию гражданского неповиновения: котельная не работала, водопроводные трубы лопнули.

Фото подъезда в доме № 15 на улице Героев Бреста
Некоторые жалобы горожан выделялись особо. Например, второй подъезд дома № 15 на улице Героев Бреста превратился в настоящее ледяное царство. Причиной стала сгнившая водосточная труба. Сначала лестничные пролёты, электрощиты, лоджии и даже квартиры залило дождевой водой, а с приходом морозов это всё благополучно замёрзло, и жильцы оказались в ледяной ловушке.
Опасные холода
Ещё севастопольцы жаловались на каток под ногами.
Водителям и пешеходам действительно приходилось нелегко — дороги и тротуары покрылись слоем льда. На борьбу с гололедицей, по информации властей, ежедневно уходило до ста тонн отсевов и 12 тонн соли, но посыпали в основном главные городские магистрали.
Скользкая корка превращала улицы в опасные катки, что приводило к большому числу ДТП, а медики в те дни фиксировали серьёзный рост травм. Много было и переохлаждений.

Заснеженная площадь Лазарева
Добираться до больных врачам тоже было очень непросто.
«Из-за гололедицы наши врачи вынуждены ходить по дворам пешком, потому что машинам скорой бывает трудно проехать по скользким улочкам», несмотря на риск тоже стать пострадавшим», — передавала «Севастопольская газета» слова главврача станции скорой помощи Александра Ананьина.
К сожалению, мороз привёл и к человеческим жертвам. По данным газеты «Слава Севастополя», как минимум четыре человека зимой 2006 года замёрзли насмерть.

Выдержка из газеты «Слава Севастополя»
Росло число пожаров и отравления людей угарным газом.
В газетах публиковали обращение Управления МЧС к севастопольцам: спасатели призывали строго соблюдать требования пожарной безопасности, избегать прогулок в нетрезвом виде, не спешить во время перемещения по обледеневшим тротуарам, а при потере равновесия — приседать, чтобы уменьшить высоту падения.
Школьники тогда ушли на вынужденные каникулы, потому что температура в учебных кабинетах упала до +6-7 градусов.
Сдались стихии
Не обошли морозы стороной и севастопольские бухты. Море у берегов сдалось стихии — вода в некоторых бухтах покрылась настолько толстым слоем льда, что по морю ходили как по суше.
Лёд сковал бухту Круглую — впервые с 40-х годов XX века.

Севастопольцы пришли покормить голодных и замерзающих птиц
Пока взрослые и дети прогуливались по заледеневшей Омеге, обитающие там птицы были вынуждены уходить подальше от льда, чтобы выжить.
«Лебеди и другие водные птицы питаются водорослями и донными организмами, добывая их у берега, а теперь, из-за того что бухта заледенела, они отошли подальше от берега. Наверняка добыть ничего не смогут и будут голодать», — приводила слова замдиректора по науке ИнБЮМа Александра Болтачёва «Севастопольская газета».
Севастопольцы, конечно же, помогали птицам, подкармливали их. Однако в МЧС горожан просили быть осторожнее и не подпускать к пернатым детей.
«Не позволяйте детям выходить на лёд замёрзших бухт и кормить из рук лебедей, которые могут быть инфицированы птичьим гриппом», — публиковала призывы чрезвычайного ведомства газета «Слава Севастополя».
Севастопольское Управление МЧС проводило с жителями разъяснительную работу.
«Это нас очень тревожит. Выходя на лёд, люди рискуют жизнью», — передавали СМИ слова старшего инспектора отдела пропаганды Ирины Звоновой.
Морские пассажирские перевозки были затруднены: из-за обледенения не всегда работал паром, лёд мешал катерам дойти из Севастополя в Инкерман.
Бывало и хуже
Несмотря на все трудности, севастопольцы ту зиму пережили, и теперь она осталась только воспоминанием. А вот зимний апокалипсис 1911 года уже никто не может помнить. Людям же, которые переехали жить в тёплый Севастополь с материка, будет даже сложно поверить в то, что такое возможно.
Зима 1911 года в Севастополе и Крыму была такой свирепой, что газеты того времени называли её «концом света». Морозы и шторма вызвали немало бедствий как на суше, так и в море.
В январе снежный ураган разбил севастопольскую набережную и все небольшие суда, стоявшие в Южной бухте. Люди наблюдали за тем, как шторм вырывал с корнем крепкие деревья, валил телеграфные и фонарные столбы, как шатались здания — город буквально прогибался под напором стихий.

Такой может быть набережная в зимнем Севастополе, фото 2006 года / «Слава Севастополя»
В феврале пришла вторая волна морозов и ещё одна снежная буря. Замёрзли Артиллерийская и Южная бухты, а в море во время штормов за два месяца погибло несколько крупных судов.
К концу последнего зимнего месяца высота снега достигла трёх метров. Остановилось движение всего транспорта: по такому снегу невозможно было никуда добраться даже на санях.
Жуткие холода и шторма приводили к бедам и трагедиям.
В разделе «Севастополь» газета «Новое время» опубликовала следующее сообщение:
«Вблизи Феодосии, на рыбных промыслах Капсель терпят бедствие, оставаясь несколько дней без пищи, свыше ста рыбаков, застигнутых штормом. Сильное волнение лишает возможности подать помощь. Попытка портового парохода доставить съестные продукты оказалась тщетной».
В Севастополь тогда вышел пароход Русского общества пароходства и торговли «Айтодор», но прийти на помощь рыбакам не получилось: он не смог попасть в бухту из-за бури и сильных испарений и после 15 часов попыток прорваться был вынужден вернуться. Не пустили к рыбакам и прибывший из «Одессы» пароход «Ялта» — «его задержали, чтобы выяснить погоду».
8 февраля газета «Новое время» опубликовала сообщение о том, что у берегов Севастополя погиб баркас с восемью рыбаками, а 23 февраля — о гибели на службе рядового аккерманского отряда Ивана Зайцева, который после выполнения служебного поручения в другом населённом пункте на территории полуострова отправился в обратный путь в сильнейшую метель и не достиг поста.
«Поиски оказались безуспешными. Полагают, что отважный слуга отечества замёрз в степи, будучи занесён глубоким снегом», — указано в сообщении.
Ещё одна заметка была названа «Катастрофа на Чёрном море».
«Севастополь. Сегодня выяснилось, что, кроме пароходов „Штурман” и „Эльфтонис”, на Чёрном море во время последних штормов погибли ещё 2 греческих парохода, 15 судов потерпели аварию. Вследствие сильных морозов погибла значительная часть редких экземпляров рыб на биологической станции Императорской академии наук. Аквариум закрыт, что грозит станции материальным ущербом», — писал корреспондент газеты в телеграмме редакции.
От холодов страдали и животные. На улицах города было полно замёрзших птиц, а с гор в поисках пищи спустились олени — их видели в районе Мекензиевых гор и Инкермана. За оленями следовали волки. Хищники стали нападать на домашний скот, что вынудило жителей города устраивать облавы.
Холодными были в Севастополе и другие зимы: 2012-го и 2015 года.
В 2015 году севастопольские бухты тоже стали покрываться людом. Вспомнить о том, как замерзало Чёрное море, и увидеть на фото красоту зимнего Севастополя можно здесь.
В феврале 2026 года, по прогнозам синоптиков, в Севастополь снова должны прийти снега и морозы.
Алина Громова
В материале использованы снимки фотографов газеты «Слава Севастополя» Дмитрия Метёлкина и Владимира Докина
