Основной подсчёт ущерба от катастрофы, произошедшей из-за крушения танкеров с мазутом в Керченском проливе, проведут в течение трёх месяцев. Об этом сообщил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов на совещании у Владимира Путина накануне, 23 января.
Он уточнил, что окончательный размер ущерба озвучат после ликвидации всех выбросов нефтепродуктов, попавших в море.
Возмещение ущерба будет взыскиваться Росприроднадзором с виновников загрязнения через суд, уточнил Козлов.
Что сделано для ликвидации ЧС
При устранении разлива мазута уже собрано более 170 000 тонн загрязнённого песка и грунта, рассказал заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев.
Он добавил, что в очистке морской акватории и побережья участвуют более 5000 человек, задействовано 700 единиц техники и плавсредств.
Основные очаги выброса мазута на берег устранены, а новые масштабные выбросы сейчас не зафиксированы, уточнил Савельев.
Его поддержал глава МЧС России Александр Куренков, по словам которого есть единичные незначительные выбросы.

На совещании отметили вклад волонтёров, убирающих мазут и спасающих животных в Краснодарском крае, Республике Крым и Севастополе.
Они оказывают большую помощь, сказал вице-премьер-министр Савельев, выразив им искреннюю благодарность за работу.
По его сведениям, спасают животных в 18 центрах, утилизируют загрязнённый грунт семь лицензированных организаций.
А министр транспорта РФ Роман Старовойт сообщил, что обследованы 3425 кв. км морской акватории, из них 44 кв. км обработаны 8200 т биосорбентов.
В море собраны и утилизированы 2270 т мазутосодержащей жидкости, уточнил он.
Как дела с затонувшими танкерами
Зампред правительства РФ Виталий Савельев также рассказал, что сделано с потерпевшими крушение танкерами.
Вокруг кормовой части «Волгонефти-239» установлены боны и устроена обваловка во избежание дальнейшего разлива нефтепродуктов. Для удаления из неё нефтепродуктов проложена подъездная дорога.
Из этой части «Волгонефти-239» уже откачали 1100 из 1400 т мазута, уточнил вице-премьер.
По его словам, завершение откачки запланировано на следующую неделю (27 января — 2 февраля). Далее — демонтаж кормовой части танкера на месте и её последующая транспортировка к месту утилизации.
Перегрузка с битумовозов в железнодорожные цистерны мазута, выкачанного с кормовой части «Волгонефти-239», для отправки на утилизацию. Видео Оперативный штаб — Краснодарский край / ВКонтакте
Для подъёма затонувших фрагментов «Волгонефти-239» и «Волгонефти-212» готовят проект работ, добавил Савельев.
При этом анализируются возможные сценарии подъёма частей судов, особое внимание уделяется компенсирующим мерам, чтобы не было разлива мазута при работах, сказал глава МЧС РФ Александр Куренков.
Минприроды России ждёт от других министерств решения — «будет подъём затонувших частей танкеров или откачка мазута» из них, обратил внимание глава ведомства Александр Козлов. Он отметил, что «важно быть готовыми на случай форс-мажора».
Новый песок для пляжей
Глава Минприроды РФ Козлов рассказал, что в Краснодарском крае на площадке временного хранения собрали 131000 т замазученного песка, в Республике Крым и Севастополе — 747 т.
По его словам, на Кубани вывоз с площадки песка, который на спецустановке очищают от мелких фракций мазута, планируют закончить до конца марта. Когда это сделают на Крымском полуострове, чиновник не уточнил.
Песок, вывезенный с пляжей на очистку и утилизацию, обратно не вернут — его заменят чистым кварцевым песком, отметил Козлов. Он сказал, что в качестве приоритетных мест добычи рассматривают три месторождения песка около Анапы.

На восстановление пляжей, — площадь которых, по предварительным данным, 280 га, — нового песка нужно в почти четыре раза больше, чем вывезли с побережья, констатировал министр.
По его оценке, пока речь идёт о порядка 840000 кубометров чистого песка. Так как ставится задача сделать пляжи лучше, чем они были, чтобы отдыхающие это оценили, пояснил он.
Власти Краснодарского края разработают проект поэтапного восстановления пляжей, а Минприроды России хочет предусмотреть их инженерную защиту, чтобы берега не размывало, добавил Козлов.
Министр сказал, что необходимую проектно-сметную документацию планируют подготовить к сентябрю этого года. В октябре-декабре будет решён вопрос финансирования работ, они начнутся тогда же, а завершат их в мае 2026 года, по оценкам министра.
Деньги для Краснодарского края
Глава Минприроды РФ Козлов также сообщил, что федеральное правительство 23 января решило выделить до 1,5 млрд рублей Кубани для возмещения расходов на устранение последствий разлива мазута:
- аварийно-спасательные работы,
- перевозка замазученного песка на площадку временного хранения,
- хранение и обезвреживание загрязнённого песка.
Просеивание замазученного песка на спецплощадке для временного хранения в Краснодарском крае. Видео Оперативный штаб — Краснодарский край / ВКонтакте
Дадут ли Республике Крым и Севастополю деньги на это же, чиновник не сказал.
Задания от президента
Президент России Владимир Путин поручил заняться комплексной ревизией нормативной базы, регулирующей водные перевозки нефти и нефтепродуктов, и нарушения правил мореплавания и судоходства.
А также проверить состояние танкерного флота РФ и технического, технологического и научного потенциала ликвидации последствий похожих техногенных аварий, уточнил глава государства.
Именно на эти и другие острые вопросы ранее обратил внимание политолог Вадим Сипров, говоря о первом месяце экологической катастрофы и её предпосылках.
Что происходило с 15 декабря
Крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в районе Керченского пролива произошло 15 декабря 2024 года — погиб матрос с «Волгонефти-212» и разлилось огромное количество мазута.
Нефтепродукты быстро попали на морские побережья Краснодарского края и Крымского полуострова.
Первый удар был 17 декабря — по Кубани.
Через пару дней после этого Путин оценил произошедшее как большую беду и катастрофу.
Уже 21 декабря нефтепродукты были в Крыму.
Только через 12 дней после крушения, 27 декабря, в Москве решили ввести режим ЧС федерального характера.
А 3 января 2025 года стало известно о мазуте в Севастополе.
На совещании 9 января РФ Путин раскритиковал работу ведомств по устранению последствий ЧС и поручил принять необходимые меры. На следующий день премьер-министр России Мишустин создал правительственную комиссию по ликвидации последствий разлива мазута.
Глава Крыма Сергей Аксёнов 14 января признался, что ожидает ухудшения ситуации до тех пор, пока не будут подняты танкеры.
Члены правкомиссии, организованной Мишустиным, прибыли в Краснодарский край для осмотра мест происшествия 15 января.
К 21 января начали откачку мазута из кормовой части «Волгонефти-239».
Откачка мазута из кормовой части «Волгонефти-239». Видео Оперативный штаб — Краснодарский край / ВКонтакте
23 января стали вывозить замазученный песок, который утилизируют и обработают, с площадки временного хранения в хуторе Воскресенском (Анапа). К этому времени там собрали более 132000 т мазутно-песчаной смеси, по сведениям оперативного штаба Краснодарского края.
Во время ликвидации последствий катастрофы Следственный комитет возбудил уголовные дела из-за резонанса, вызванного выпуском на волю спасённых птиц, и сообщений о бездействии при уборке мазута в Анапе.
Пётр Фальков
Обсуждение (7)
Для работы с отходами III-IV классов опасности допускаются только люди прошедшие обучение по программе дополнительного образования или повышения квалификации способам обращения с такими отходами. Использование необученных и неэкипированных должным образом волонтеров это преступление, но деньги конечно экономит и их можно использовать на более приятные карману цели.
"Я про это ничего не знаю, просто ничего... "(Путин)
Очень познавательно.
Тут вот в сети пошли воспоминания членов экипажа, про обстоятельства.
Вырисовывается картина, что эффективные не смогли организовать шип ,так сказать менеджмент.
Траншипмент не состоялся. Походу старик Байден постарался.
"Что нового сообщили Путину о мазутной катастрофе в Чёрном море" - что то из этой серии - https://rutube.ru/video/91c68ede8b12a3406b5ae025fbd1df16/?r=plwd
Уже скоро как две советские пятилетки как наблюдаю за процессом жизни и деятельности.
вчера прослушал по радио вот это. О чем подумалось. О том,что если регулировать, то галоши и дефицит.
А если не регулировать? то майские указы.
В свое время поработал и в порту Татьянка, и на нефтебазе на Увеке в Саратове. Как раз на погрузках этих самых танкеров. Они уже тогда лет 27 назад были не первой свежести.
Почему же при таких ценах на нефть и фрахт рынок не настроил новых судов? Может это фуфло, а не руки(у рынка)
Потому же, почему, имея бешеную прибыль, Норникель умудрился не только не заменить, но даже не обслуживать ещё советские ёмкости с нефтепродуктами, благодаря чему и устроил крупнейшую экологическую катастрофу в Арктике: жадность. Стояла ёмкость - и пусть себе стоит, чё её трогать? Плавали корыта - и пусть себе плавают, чего деньги на новые тратить - эти же плавают?
— неумеренное желание владения или потребления
что бы её поумерить, по миру надо пускать за такие номера