Россия

Ровно месяц: какую большую проблему вскрыла катастрофа на юге России

Много вопросов накопилось к чиновникам, и некоторых из них надо показательно уволить, считают эксперты.

Фото:
Алексей Лохвицкий / ForPost
Уборка мазута с морского побережья Краснодарского края

Ровно месяц прошёл с начала экологической катастрофы в районе Керченского пролива. Мазут очень сильно загрязнил море и берега Краснодарского края, Республики Крым, Севастополя и Запорожской области.

Происшествие выявило серьёзную проблему: неповоротливость государственной системы, её нерешительность в оперативном принятии необходимых решений, отсутствие активных эффективных действий в первое время после возникновения чрезвычайной ситуации.

Об этом говорят волонтёры, которые тянут тяжелейший груз устранения последствий ЧП.

Например, краснодарский активист Василий Егупец констатировал: с того момента, как произошла катастрофа, открыт вопрос того, что «наши власти, к сожалению, немножко неповоротливы, не способны оперативно отреагировать должным образом».

А добровольцы, не имеющие ресурсов властей, действуют «намного эффективнее в таких экстремальных ситуациях» и «более гибки».

Ликвидация последствий мазутного бедствия в станице Благовещенской в Анапе. Фото: Алексей Лохвицкий / ForPost

Об этом говорит президент России Владимир Путин:

«Из того, что я вижу, и из той информации, которую получаю, делаю вывод о том, что всего, что делается по минимизации ущерба, пока явно недостаточно», — констатировал он после доклада главы МЧС на совещании 9 января.

Путин напомнил: чиновники сперва сказали, что всё будет делаться на региональном уровне, потом — что на федеральном, затем решили объявить федеральный режим ЧС и так далее.

Власти с не меньшим, чем у волонтёров, уровнем ответственности, должны относиться к минимизации последствий катастрофы, отметил глава государства.

Предпосылки мазутного бедствия

У ситуации есть «внешняя» и «глубинная» причины, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.

Внешняя — разные ведомства не смогли своевременно и эффективно скоординировать свою работу, о чём и сказал глава государства на совещании 9 января.

Глубинная — нам «на протяжении последних 40 лет рассказывали сказки о том, что государство должно уступить своё место частным корпорациям» и «лгали, что частные структуры эффективнее государственных институтов», уточнил политолог.

«И, наконец, та система, которая сложилась в 1990-е годы, предполагает не только ведомственную разобщённость. Она ещё предполагает то, что бюджеты, выделяющиеся государственным структурам — в том числе отвечающим за экологическую безопасность, используются не в рамках какого-либо комплексного плана. То есть каждое ведомство утверждает бюджет и определяет приоритеты. Таким образом приоритеты определяет не государство, а его агенты», — отметил он.

При этом, продолжил Вадим Сипров, логика действий чиновников мало отличается от логики менеджеров коммерческих структур «попытаемся сэкономить на чём-то, не будем реализовывать проекты, которые из-за рисков могут не реализоваться» и так далее.

«Вот таким образом создавались предпосылки для того, чтобы случилась эта масштабная катастрофа», — считает собеседник ForPost.

Очень много вопросов

«Естественное следствие» такого обращения с государственными деньгами и управлением рисками — соответствующая инфраструктура «пришла в состояние полной негодности», констатировал Сипров.

«И, как мы помним, многие территории, которые подверглись воздействию разливов нефтепродуктов, до недавнего времени принадлежали Украине. А там вообще всё разворовывалось откровенно и сдавалось на металлолом, в утиль — лишь бы хоть какую-нибудь копеечку получить. При этом о проблемах экологической безопасности там вообще никто не думал», — добавил он.

Уборка мазута на месте крушения танкера «Волгонефть 239» в Темрюкском районе. Скриншот видео МЧС / ВКонтакте

Сейчас россияне столкнулись с ситуацией, когда, во-первых, недостаточно специальной техники, во-вторых, не существует оперативного плана на случай подобных катастроф, считает собеседник ForPost.

«Такие планы, естественно, должны быть. Нужно просчитывать риски разлива нефтепродуктов на маршрутах движения танкеров», — отметил политолог.

Конечно, возникает очень много вопросов к надзорным органам и организациям, которые отвечают за безопасность мореходства.

«Понятно, что перевозка нефтепродуктов — дело рискованное. Но тогда возникает вопрос: а почему некие коммерческие структуры занимаются подобного рода перевозками? Непонятно, кто это контролирует, непонятно качество этого контроля, непонятно техническое состояние судов. И самое главное — непонятно, почему капитанам этих танкеров не было приказано не заходить в акваторию в ситуации, когда погодные условия не позволяли совершать безопасные манёвры в достаточно сложном, с точки зрения навигации, месте», — подчеркнул Вадим Сипров.

Кроме того, полагает он, возникла «разруха в головах»: «мы слишком увлеклись так называемыми рыночными ценностями и забыли», что безопасность, в том числе экологическая, не измеряется никакими прибылями. И безопасность ни в коем случае не подлежит какой-либо оптимизации, акцентировал наш собеседник.

«При этом мы сейчас сталкиваемся с негативными проявлениями мирового тренда, мы просто повелись, пошли за морковкой, которой нас поманили с Запада. А сейчас на примере пожаров в Лос-Анджелесе мы увидели примерно то же самое, только там ещё было похлеще. Там бюджетные средства на поддержание пожарной безопасности мегаполиса использовали в значительной степени на проведение гей-парадов*. К счастью, до такого идиотизма мы не дошли. Есть время подумать, остановиться и развернуться назад с этого гиблого пути», — заключил он.

«Надо бы показательно увольнять»

Президент России Владимир Путин «жёстко раскритиковал плохую работу федеральных ведомств» по ликвидации последствий экологической катастрофы в Чёрном море, считает политолог Сергей Марков.

«И это действительно странно: почему федеральное правительство так медлило с мерами по очистке? В результате медленности мазут разнесло на сотни километров, и он активно входит в почву, и затраты на купирование катастрофы увеличились в разы», — отметил он.

По его мнению, такая чья-то медлительность «показывает неадекватность».

«Честно говоря, там уже надо бы показательно кого-то увольнять», — считает политолог.

Хронология катастрофы

15 декабря 2024 годакрушение танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», перевозивших мазут, в районе Керченского пролива. В результате происшествия погиб вахтенный матрос с «Волгонефти 212» и произошёл разлив нефтепродуктов.

17 декабря 2024начался выброс мазута на побережье Краснодарского края, от Анапы до Темрюкского района.

19 декабря 2024 — президент России Владимир Путин назвал происшествие большой бедой и катастрофой.

21 декабря 2024 — нефтепродукты стали попадать на побережье Республики Крым.

27 декабря 2024 — правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций приняла решение ввести режим ЧС федерального характера с федеральным уровнем реагирования.

Спасение птиц, испачканных мазутом, в Феодосии. Фото: Пелагея Попова / ForPost

3 января 2025 годавыброс мазута на побережье Севастополя.

9 января 2025 — Владимир Путин, раскритиковав работу ведомств по устранению последствий катастрофы, поручил принять необходимые меры: от создания специального штаба федерального уровня, который должен быть на месте, до определения сроков начала активных работ для минимизации потерь.

10 января 2025 — премьер-министр РФ Михаил Мишустин создал правительственную комиссию по ликвидации последствий разлива мазута в Керченском проливе.

14 января 2025 — глава Республики Крым Сергей Аксёнов сообщил, что до тех пор, «пока корабли не поднимут, мы всё равно ожидаем, что ситуация будет деградировать».

К сегодняшнему дню, 15 января, с береговой линии Анапы и Темрюкского района уже вывезены более 164 тысяч тонн замазученных песка и грунта. В Керченском проливе обследовано больше двух тысяч квадратных километров акватории, порядка 43 квадратных километров обработаны почти 4,5 тонны сорбентов, сообщил оперативный штаб Кубани.

К этой же дате в Республике Крым собрано почти 450 тонн замазученных грунта и песка, а в Севастополе — более 175 тонн, по данным МЧС России.

*относится к движению ЛГБТ, которое признано экстремистским и запрещено на территории РФ

Алексей Лохвицкий

2449
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (6 голосов)

Обсуждение (8)

Profile picture for user Правда победит
958
Правда победит

С нашими чиновниками давно всё ясно. Но кто собственник груза (мазута)? Какое участие эта неназванная организация принимает в ликвидации бедствия? За месяц это так и не удалось выяснить? ( 

(Много вопросов накопилось к чиновникам, и некоторых из них надо показательно уволить...)

Profile picture for user d dd
7100
d dd

прочтение подняло настроение, политологи как капитаны очевидности. Хочется то же поумничать.

Только толку? не только полимеры прополимерили,но и практически по всем отраслям и ведомствам.

 А так же сакральное по кадрам, которые ничего не решили. К примеру

https://www.rbc.ru/society/01/08/2024/66abb0519a79476cd5ba2e64

Но кто собственник груза (мазута)?

вопрос сложный, скорее всего роснефть- так как вероятно на Тамани собирали судовую партию и только потом на фобе продавали.

Крупнейшим акционером «Роснефти» является государственный «Роснефтегаз» (40,4%). 19,75% принадлежат ВР Russian Investments Limited, 18,46% — QH Oil Investments, 9,6% — ООО «РН-Нефть капиталинвест».

 

и переизбрало совет директоров. В него вошли бывший министр энергетики и промышленности Катара Мухаммед бен Салех ас-Сада, управляющий директор индийской Valpro Говинд Коттис Сатиш, ректор РГУ нефти и газа Виктор Мартынов, глава «Роснефти» Игорь Сечин, председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, президент Oil Petroleum International Resources Ltd Педро А. Акино, представители Qatar Investment Authority Файзал Алсуваиди и Хамад Рашид Аль-Моханнади, независимый директор Александр Некипелов, вице-премьер РФ Александр Новак, замглавы администрации президента Максим Орешкин.

Profile picture for user Верещагин
14078
Верещагин

Ответить на вопрос заголовка (какую большую проблему вскрыла катастрофа на юге России?)можно гораздо короче и точнее чем в материале, одной фразой - Ту, что с управлением по всей России тоже катастрофа.  Чисто для справки: СССР прекратил свое существование отнюдь не из-за экономических проблем, экономика у него была значительно мощнее чем у нынешней РФ, а тоже из-за кризиса управления.

Profile picture for user Patriot1.
4809
Patriot1.

...Много вопросов накопилось к чиновникам, и некоторых из них надо показательно уволить...

 

Действительно вопросов много:...

-кто все таки "собственник" груза и танкеров?;

-ПОЧЕМУ до сих пор не создана и не работает Правительственная комиссия по расследованию причин этой страшной экологической катастрофы, почему до сих пор не названы виновники этой трагедии?;

-был ли застрахован груз?;

-КАК "собственники" груза участвуют материально в ликвидации аварии?

И т.д. и т.п.

"Рынок все порешает" - вот и очередной результат таких порешаволок (решений), как и "парадигмы рыночных отношений"...

 

Profile picture for user d dd
7100
d dd

почему до сих пор не названы виновники этой трагедии?;

    названы ,назначены, арестован один даже (правда за трагическую гибель члена экипажа)

Profile picture for user Трахейский_деспот
484
Трахейский_деспот

наследие Украины (в Анапе?) и "морковка Запада". Уровень эксперта потрясает конечно=))

Profile picture for user larus
313
larus

Одна из главных проблем - это возраст судов и те, кто "разрешает" такие суда эксплуатировать. Это уже далеко не первый случай, когда корпус плавающего старья переламывается на части. После такой экологической катастрофы нужно перепроверить все пароходы -"долгожители", на их соответствие выданным им документам для эксплуатации.

Profile picture for user Serggio
24273
Serggio

какую большую проблему вскрыла катастрофа на юге России

Очередную.

Главное за день

Жителям Крыма советуют избавиться от штор блэкаут и тюля

Сделать это надо до наступления жаркого лета, предупреждают экологи.
21:26
5
9086

Стала известна точная дата перекрытия улицы Адмирала Октябрьского в Севастополе

Дептранс доработал схемы движения общественного транспорта.
18:00
10
4469

Стоит ли бояться выплаты пенсий и пособий цифровым рублём

Как эксперимент цифровой рубль начнут применять уже в 2025 году.
16:32
13
7363

Чем запомнилась первая погибшая в зоне СВО жительница Крыма

Женщина стала добровольцем в мае 2023 года.
16:16
0
5757