Сегодняшняя экономическая ситуация в стране — западные санкции и уход топовых производителей с нашего рынка не проходят бесследно для самых разных сфер жизни россиян.
Не обошли трудности и сферу обслуживания и ремонта всех видов бытовой техники. Уже сегодня из-за ограничений наблюдается дефицит определённых комплектующих, сбои в поставках и рост цен. Есть ли альтернатива тем, кто громко «хлопнул дверью», и каких перспектив стоит ждать севастопольцам в ближайшем будущем, пытался понять ForPost.
Давно под прикрытием
Сложности с поставками популярной бытовой техники и комплектующих для её ремонта на полуострове начались ещё во времена первой волны санкций — с 2014 года. Из-за этого местным компаниям приходилось не напрямую работать с зарубежными поставщиками, а искать окольные пути. Похоже, такая практика сохранится и в дальнейшем.
«99,9% техники делается в Китае — всё оттуда. Но она брендированная. Хотя мы и так с 2014 года работаем „под прикрытием” — через сервисы, которые находятся на материке. Это первая проблема, которая была и которая никуда не делась», — рассказали ForPost в сервисном центре «Диадема», который работает с именитой техникой.
Сейчас к этому добавляются трудности, связанные с поставками запчастей от производителей, которые объявляют о прекращении работы в России.
«Со всеми брендами, которые уходят с рынка, возникает такая проблема. Пока они продолжают поставлять запчасти, но всё становится хуже и хуже. Они требуют то деньги вперёд, то деньги назад, ставят всевозможные препоны. А потом говорят: всё закончилось, мы не поставляем больше», — объяснил трудности работы представитель сервисного центра.
Трудности с поставками ощутили и в севастопольском сервисном центре ремонта компьютерной и оргтехники «ОС Компонент».
«Дефицит в любом случае уже есть», — признали в сервисном центре.
Собственников устройств отдельных брендов и вовсе «поставили на паузу». Например, «счастливые» обладатели офисной техники популярной фирмы Epson пока вынуждены обходиться без ремонта — таких клиентов в сервисном центре записывают в очередь и обещают оказать услуги при первой возможности.
«Отдел закупок ищет альтернативы, но пока, к сожалению, их нет. Возможно, эта ситуация наладится, но, понятно, не за неделю», — констатировали в «ОС Компонент».
Помимо иностранцев, сложности сервисным центрам добавляют и отечественные посредники. Поневоле вспоминается неувядающая комедия Александра Островского «Свои люди — сочтёмся».
«Наши „жлобы” сейчас всё придержали. Как с сахаром! Они сейчас меняют формы оплаты: если раньше всё было вальяжно и не торопясь, то сейчас только деньги вперёд», — уточнил представитель сервисного центра «Диадема».
Но и с такими проблемами в компании уже сталкивались. За 25 лет работы на рынке сервисных услуг «Диадема» проходила немало испытаний, но не развалилась.
«Эта „движуха” на моей памяти уже не первый раз. В своё время, как только на Украине менялся курс доллара, начиналась такая же чехарда. А курс обваливался за всю историю раза три или четыре — и каждый раз такое. Ничего страшного, выживем», — поделился оптимистичным настроем представитель организации.
Как пояснил частный предприниматель Александр, севастопольские компании являются конечным звеном в сложной цепочке доставки комплектующих для ремонта оборудования и техники. Поэтому местные мастерские испытывают максимальные сложности.
«Если ситуация продолжит таким образом развиваться, мы потеряем много чего из поставок в апреле и мае», — прогнозирует он.
Цена вопроса
По словам Александра, который занимается частным ремонтом техники, на рынке некоторые запчасти уже подорожали более чем в два раза.
«Например, нагревательный элемент для бойлера стоил в районе тысячи рублей, а сейчас хороший нагреватель, и то он в дефиците, стоит 2–2,5 тысячи рублей и дальше уже в зависимости от жадности конечного продавца», — пояснил собеседник.
В «Диадеме» говорят, что ощутимо повысилась стоимость отдельных позиций. По остальным комплектующим пока глобального роста цен нет.
«Если, скажем, баллон фреона ранее стоил 10 тысяч рублей, сейчас — 44 тысячи рублей. Это такой самый страшный показатель. Остальные по-разному — кто-то поднимает, кто-то нет, кто-то следит за ситуацией», — уточнили в компании.
В центральном офисе «ОС Компонент» из-за нестабильности курса доллара и ежедневной смены стоимости продукции приостановили закупку и поставку комплектующих в региональное отделение.
«Какие-то позиции доставляют, но там цены, умноженные на три», — уточнили в севастопольском представительстве.
Пока какого-то чрезмерного всплеска спроса на ремонт техники в Севастополе не отмечается, однако специалисты уже видят тенденцию отказа горожан от покупки новой техники в пользу ремонта имеющейся.
«Техника сейчас серьёзно подорожала. Если раньше, скажем, более-менее стандартная цена на стиральную машину была в районе 25 тысяч рублей — за эти деньги можно было купить себе неплохую стиральную машину LG, — то сейчас она уже стоит 40+. Цена уже „кусается”, и люди уже думают отремонтировать старое, потому что новое они не потянут», — поделился наблюдениями предприниматель Александр.
Пока стоимость услуг по ремонту удаётся держать в пределах разумного (в среднем цены сейчас повысились на 200–300 рублей) — однако серьёзно влияет на конечную цену работ стоимость запасных частей.
Выход есть
Конечно, безвыходных ситуаций не бывает, и альтернативу исчезающим запчастям найти можно — на китайском рынке.
Но при таком раскладе возникают другие сложности. В брендовом сервисе «Диадема» подчёркивают, что технику, с которой они работают, «просто так пальцем не поковыряешь». Поэтому, как ни крути, логистическая цепочка приводит к начальному поставщику — представителю бренда.
«В фирменной технике всё присоединяется модульным путём, а все эти модули делаются в основном в Китае, но руководит их распределением не Китай, а официальный представитель конкретного бренда. Если это Bosch, значит, немцы, если Electrolux — значит, французы или голландцы. Вот там всё это дело и душат. Сейчас чёткой и ясной картины нет, все сидят в засаде и ждут, что будет», — пояснил представитель севастопольского сервисного центра.
Впрочем, рынок всегда находит выход.
«Они [западные бренды] закрылись для нас ещё восемь лет назад, но мы нашли способы работы. Сейчас наверняка тоже будем искать», — заверили в сервисном центре.
Все участники рынка возлагают надежды на Поднебесную, где умеют быстро переориентироваться и создавать бюджетную продукцию на замену дорогим западноевропейским брендам. Конечно, в плане качества такие аналоги могут уступать оригиналам, но тут важней вопрос цены.
Ранее мы уже рассказывали, какие возможности для Севастополя открывает Китай.
К слову, и потребители в отсутствие большого выбора стали лояльнее относиться к китайским аналогам и безымянным производителям.
«У китайского производителя, например, деталь очень похожа на оригинальную, только не сертифицирована — люди готовы и на такие вещи. Если раньше хотели получше, покачественнее, но подороже, то сейчас уже начинают задумываться и выбирать попроще», — рассказал мастер Александр.
Ранее ForPost рассказывал, что будет с экономикой России и Севастополя после спецоперации на Украине.
Полина Ласькова
Обсуждение (20)
...Все участники рынка возлагают надежды на Поднебесную, где умеют быстро переориентироваться и создавать бюджетную продукцию на замену дорогим западноевропейским брендам...
Не на кого то и что то надо надеяться, и сидеть в засаде выжидая, а СОЗДАВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СВОИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА. "Коллеги " и "партнеры" еще не научили? Если бы сейчас работал к примеру "Муссон" (Радиозавод), то они могли бы наладить производство многих видов бытовой техники и прочего...Но и без радиозавода надо чиновникам начинать что то организовывать, какие то производства, что бы выпускать продукцию для города. С технологической точки зрения это вполне возможно. Сколько можно надеяться на "чужого дядю", который все сделает?...
Как в 90е... только сделать надо на госуровне... разрешить ввоз контрабандных запчастей... и развивать свое...
Жили плохо, не хрен и привыкать к хорошему.
Есть ли альтернатива тем, кто громко «хлопнул дверью», и каких перспектив стоит ждать севастопольцам в ближайшем будущем, пытался понять ForPost.
Полина,или как вас там.Писали б вы лучше о том,как живут простые европейцы,в частности Германии.Которым при нынешней их жизни приходится экономить на всем,даже на воде в туалете...))))
"СОЗДАВАТЬ И РАЗВИВАТЬ СВОИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТА."
Абсолютно верно. Но за год это сделать невозможно. А все хотят сегодня вложить 1 рубль , а завтра получить 100 руб. На Муссоне, как и во всей стране, все развалено, Специалистов почти нет и не скоро будут. "Доедаем" последнее. А пойти китайской дорогой не хватает ни желания и ни ума.
зашла в Летуаль купить свой любимый J'adore от Диора, и осеклась: 30мл, которые год назад покупала за 4тыс., сегодня больше 8тыс.
Нчего мы не будем производить пока не разгонят все эти рос....всякие...надзоры!!!Всех этих ненасытных чиновников не прокормить,они ненасытны.
Разборки будут востребованы, помойки и свалки. Вот оттуда и будем черпать запчасти для мастерских
to лучик света: эх, придется теперь вонявки покупать других брендов
Наконец-то, будут востребованы толковые инженеры. Пенсионеры, вперед!!!
А пока все хотят сегодня вложить 1 рубль , а завтра получить 100 руб. , будет только инфляция или натуральный обмен.
Полностью поддерживаЮ!!!! Хватит заглядывать другим в рот, надо свое уже делать. На Муссоне был полный круг: сами все делали. Народ наш очень умный, талантливый, хозяйственный и смекалистый. Я уверен, пройдет время, и мы сможем все сами. Главное, меньше ссориться, а работать и создавать красоту и благополучия у СЕБЯ и СВОИМИ РУКАМИ.
"..Все участники рынка возлагают надежды на Поднебесную, где умеют быстро переориентироваться и создавать бюджетную продукцию на замену дорогим западноевропейским брендам. Конечно, в плане качества такие аналоги могут уступать оригиналам, но тут важней вопрос цены...."
Очень спорное утверждение. Ни одному адекватному человеку вопрос цены не важнее вопроса качества.
Придётся переходить на старый добрый тройной одеколон.
to лучик света: очень Вас понимаю, хоть и не хожу в Летуаль. "Духи.рф" и "Рандеву" цены тоже подняли. У меня стиралка дважды ремонтированная. Последний раз мастер отсоветовал менять. Сказал, что сделает, чего деньги зря тратить. Еще работать будет, а купить можно всегда, выбор богатый. Теперь думаю, что зря его послушалась. Но уже поздно. Смотреть, сколько сейчас стоит та, что устраивает, боюсь.
to Олег Перетятко: жене не забудьте его на ДР подарить. А, еще лучше, маме.
to лучик света:
Зайдите лучше чем Летуаль на Wildberry. Не знаю что именно Вы берете, но цены 8 тысяч я на Wildberry не видел.
to Александр Чулков: да, плюс сейчас цены на Вайлдберрисе падают. Очень рекомендую Духи.рф (для новоделов) и Рандеву.ру (для винтажа). Там точно не фальсификат. Много лет там заказываю.
Единственное неудобство - придется 5-7 дней подождать доставку.
Настало время превращаться из торгашей с баулами в производственников.
а откуда наши барыги берут фреон? Откуда такой дичайший скачок в 4.4 раза? Курс сраного доллара повысился с 75 до 95, так откуда же повышения в разы?!
ФАС и до них доберется, но лучше бы этот летуаль свалил сам
to Ujastik (Севастополь)
Скажу Вам - очень паскудно живут. За один час рабочего времени у них МРОТ 12 евро. Если пересчитать на наши - это, насколько помню, при нашей норме часов в месяц - около полумиллиона наших рубликов. И единственно, что скрашивает их жизнь - их товар в их магазинах значительно дешевле ихнего же товара в наших магазинах. То есть мы, переплачивая - дотируем (или скрашиваем) их жизнь.
Кстати, в их туалетах для смыва унитазов используется техническая вода (экономят даже на "спичках"). Это мы богатые. Во многих наших домах унитазы смывают шампанским.
Месяца четыре назад видел сообщение по нашему российскому ящику: Для граждан России возрастом до двадцати лет открывается безвиз в Германию. Для их промышленности не хватает рабочих рук. Но в связи с нынешней ситуацией - возможно отменили.