В ряде регионов России возник дефицит топлива. На фоне ажиотажного спроса цены на бензин взлетели. Например, в Крыму на некоторых заправках АИ-95 отпускают по 78-80 рублей за литр, на севастопольских АЗС эта марка бензина стоит от 77,97 рубля за литр и выше.
К решению топливной проблемы подключились профильные союзы, ФАС, Кабмин. О том, можно ли было предсказать бензиновый кризис и как с ним можно справиться, — в материале ForPost.
Ситуация с бензином в России
Топливо в дефиците не только в Крыму и Севастополе. Его нехватка ощущается в Московской, Ленинградской, Рязанской, Нижегородской областях, а также в Поволжье, на Ставрополье и Дальнем Востоке.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов сообщил «Известиям», что перебои длятся больше месяца и связаны с локальным дефицитом топлива: часть небольших АЗС временно закрылась, другие ограничивают объёмы, чтобы переждать кризис.
Отметим: ситуация от региона к региону отличается. Например, Урал и Сибирь не испытывают проблем с бензином или дизтопливом, сообщил ранее ForPost президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области, автоэксперт Кирилл Форманчук. В этих регионах функционирует достаточно много НПЗ, поэтому с топливом проблем нет, уточнил наш собеседник.
Он считает: чем ближе к украинской границе, тем ощутимее дефицит бензина и дизеля. Украинские дроны ударяют по регионам, под прицел попадают и НПЗ.
«Если у вас бомбят НПЗ, и он сгорает, а поблизости других мощностей нет, то брать топливо попросту негде. Цены сразу растут: одно дело, когда завод у тебя под боком, и другое — когда бензин нужно везти за тысячу километров», — сказал Форманчук.
Кабмин спешит на помощь в решении бензинового кризиса
Власти пытаются оперативно решить топливную проблему. На прошлой неделе на совещании у вице-премьера Александра Новака договорились о введении запрета на экспорт бензина из России до конца сентября, пишут «Известия».
«Это действенный механизм, потому что рубль сейчас относительно устойчивый, — сказал в беседе с ForPost кандидат экономических наук, руководитель Приморской лаборатории Института экономических исследований ДВО РАН Максим Кривелевич. — Если бы не было запрета на экспорт, было бы ещё хуже».
Ещё один вариант решения проблемы — закупка белорусского топлива.
«Во второй половине августа отмечается рост интереса к поставкам белорусских нефтепродуктов на российский рынок, — приводят "Известия" слова пресс-секретаря концерна "Белнефтехим" Ольги Спеховой. — Белорусская сторона оперативно реагирует и старается удовлетворять возрастающий спрос с учётом экономической эффективности».
Правда, пока объём продаж белорусского топлива не на высоком уровне, уточнила старший управляющий директор по рынку нефтепродуктов и логистики Петербургской биржи Наталья Яковенко: в январе этот показатель был на уровне 0,3%, а в августе он составил 0,7% от общего объёма реализации.
Безусловно, делается ставка и на отечественный рынок.
«В штабном режиме Минэнерго совместно с нефтяными компаниями, РЖД, Минтрансом работают по увеличению и объёмов производства [нефтепродуктов], и обеспечению внутреннего рынка, — цитирует "Интерфакс" Новака. — На сегодняшний день, действительно, есть небольшой дефицит нефтепродуктов, который покрывается за счёт накопленных остатков, всегда такая практика была».
Можно ли было предсказать бензиновый кризис?
Кривелевич отметил: ситуация с бензином «имеет многокомпонентный характер», и «предсказать её точно невозможно». По данным кандидата экономических наук, в текущем кризисе сошлось несколько факторов: атака дронов ВСУ, ценовое давление, сезонный рост спроса на топливо из-за внутреннего туризма, аграрных работ, планового ремонта НПЗ.
Важную роль играет и повышение налогов. Напомним, в представленном Минфином проекте бюджета на 2026-й и плановые 2027–2028 годы НДС предложено увеличить с 20 до 22%. Кроме того, планируется снизить порог дохода для бизнеса, при котором возникает обязанность платить НДС, с нынешних 60 миллионов до 10 миллионов рублей.
«Не бывает, что у всех суббота, а у кого-то четверг. Значительное усиление налоговой нагрузки сразу закладывается в цены. Бизнес работает на опережение. Когда сказали, что с 2026 года налоги повысятся, цены начали расти уже сейчас, чтобы выйти на тот уровень, при котором бизнес не разорится», — уточнил Кривелевич.
Как решать проблему с бензином в России?
Эксперты предлагают субсидии и льготную логистику для АЗС в отдалённых регионах, а в долгосрочной перспективе — создание стратегических запасов топлива. По мнению Кривелевича, главный вопрос заключается в том, до какой степени государство должно вмешиваться в ситуацию. Дело в том, что бензин оказался «между» властью и рынком — это не полностью рыночный и не полностью государственный товар, отметил экономист.
«Такие товары всегда самые проблемные. Власти хотят переложить всё на рынок, рынок отвечает: мол, вы что, издеваетесь?», — сказал Кривелевич.
В качестве наглядного примера он привёл строительство железной дороги в Калифорнии: инвестировали в неё немалые средства, но так и не достроили. Почему? Этот вопрос оказался полугосударственным, он рассматривался на полурынке, уточнил наш собеседник.
«С бензином — такая же история. А раз так, то трудности с топливом будут повторяться, даже когда снимут санкции, — отметил Кривелевич. — Решения два: либо полностью госмонополия, либо полностью рынок. Пока ни одно не воспринимается как правильное — мы будем жить с периодическим "текущим ремонтом" ситуации».
Кандидат экономических наук Михаил Беляев, напротив, считает, что кризисы возникают из-за того, что многие эксперты объясняют рост цен исключительно спросом и предложением, хотя ещё в 70-е годы и советские, и западные исследователи доказали: классический рынок давно превратился в монополистический.
Он отмечает, что для контроля за ценами существует биржа, где должны устанавливаться справедливые котировки, а за честностью торгов должен следить биржевой комитет. Следующим звеном в этой цепочке обязана быть ФАС, считает Беляев. Но её задача, уверен наш собеседник, — не механически привязывать стоимость топлива к инфляции, а отслеживать, насколько повышение обосновано реальными факторами.
Беляев также уверен: если ситуация не изменится, рост стоимости бензина потянет за собой подорожание всех остальных товаров и услуг, а этого, исходя из текущих прогнозов, избежать вряд ли удастся.
Роберт Вочовский
Обсуждение (4)
Вопрос от дилетанта: может, попробовать НПЗ получше защитить?....
Serggio,
Может, но это не сильно поможет, потому что это только тот камушек который своим скатыванием страгивает давно подмытый пласт лавины. Основные причины сугубо внутренние.
Сегодня днем в Ялте и по ЮБК цена Аи-95 - 85 руб. / литр; Аи-100 - 99 руб. / литр...🤑 И очереди часа на два.... 🙃 Аи-95 есть примерно на одной заправке из пяти... на заправках Атан бензина нет вообще...🤪
"Например, в Крыму на некоторых заправках АИ-95 отпускают по 78-80 рублей за литр,"
В Москве и Московской области никаких проблем с бензином не было и нет...🙃 Цена Аи-95 - 66-67 руб. / литр в зависимости от заправки... По всей трассе М4 также никаких проблем не наблюдалось, все виды топлива на любых заправках в наличии... самый дорогой Аи-95 на последней заправке Лукойл перед Крымским мостом - 68 руб. / литр... как-то так...🙃
"Топливо в дефиците не только в Крыму и Севастополе. Его нехватка ощущается в Московской..."
Плохо справляются, особенно в Севастополе, инаугурация это поважнее будет.
вопрос на миллион тонн сырой нефти.