Швейцарский саммит, посвящённый планам прекращения конфликта Украины и России, завершился в воскресенье, 16 июня.
Четыре провала Запада
Собрание представителей 91 страны, проведённое на курорте Бюргеншток, закончился подписанием итоговой декларации, в содержании которой не было единодушия участников.
Хоть их большинство поддержало её, но она не одобрена Арменией и Бахрейном, Бразилией и Ватиканом, Индией и Индонезией, Колумбией и Мексикой, Ливией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией и Словакией, Таиландом и Южно-Африканской Республикой.
Кроме того, из числа подписантов исключили Иорданию и Ирак, которых без учёта их мнения организаторы внесли в список одобривших декларацию. Эти страны попросили убрать их из этого перечня после появления окончательного документа, написало РИА Новости со ссылкой на министерство иностранных дел Швейцарии.
Саммит задумывали красиво: «выдвинуть от имени почти всех стран ультиматум России», когда она «терпит поражение», но РФ, наоборот, наступает, поэтому весь первоначальный план провалился, написал политолог Сергей Марков в своём телеграм-канале.
Тогда решили оставить несколько пунктов, по которым «хоть какую-то поддержку» можно получить и надавить ими на Москву, но она «всех просто на... дипломатично послала» по этим пунктам, отметил он.
По его мнению, произошли четыре провала Запада:
- ультиматума России нет;
- Китай и ещё десятки стран вообще не приехали на собрание в Бюргенштоке;
- почти все страны глобального Юга за «совершенно дебильную резолюцию» не голосовали;
- реальные лидеры стран, поняв провал мероприятия, не приехали на него — даже президент США Джо Байден отказался от участия в нём, «заставили только лузеров Макрона — Шольца — Сунака, и мелких марионеток приехать».
Москва будет принимать во внимание позицию стран, подписавших декларацию, и разъяснять им свою позицию, отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в понедельник, 17 июня.
Тем более, добавил он, многие участники саммита подтвердили бесперспективность серьёзных обсуждений без участия РФ.
«Ну, и в целом, если говорить о результативности вот этой встречи, то, конечно, она стремится к нулю», — резюмировал Дмитрий Песков.
В декларации, текст которой не обнародован, содержатся такие пункты, как пишет РБК:
- обвинение России в конфликте с Украиной;
- призыв к восстановлению контроля Киева над Запорожской атомной электростанцией и портами на Азовском море;
- требование освободить всех военнопленных путём полного обмена
- требование вернуть домой якобы депортированных украинских детей.
Реакция в России
Саммит — «скотный двор» и «чистейший сюрреализм», и никто из участников собрания «не знает, что он там делает и в чём его роль», считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал мероприятие «пустым». А министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что мирная конференция должна обеспечивать равноправное участие Киева и Москвы и обсуждение всех имеющихся мирных инициатив. При этом российско-украинские переговоры должны опираться на принцип «неделимости безопасности» и «реалии на земле», подчеркнул он.
Более того, президент РФ Владимир Путин накануне саммита, 14 июня, предложил, как кажется, простой вариант завершения конфликта с Украиной — его основные тезисы можно прочитать здесь.
Этим глава государства спутал карты интересантам собрания в Швейцарии, и на Западе не знают, какой дать ему ответ, полагает политолог Юрий Самонкин.
«Технический» ультиматум Западу
Рассматривать саммит в Швейцарии и встречу Владимира Путина с руководством министерства иностранных дел РФ 14 июня, на которой он сообщил о варианте разрешения конфликта, вне глобального военно-политического контекста нецелесообразно. Так как велик риск ошибочных выводов и неверных прогнозов, в том числе о дальнейшем характере боевых действий на полях специальной военной операции.
Такое мнение высказал политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров в разговоре с ForPost.
По его убеждению, события последних двух-трёх недель свидетельствуют, что Запад списал действовавшую с 1990-х годов модель глобализации и реанимировал логику блокового противостояния времён Холодной войны. Она нацелена на долгосрочное сдерживание Китая и скорейший военный разгром России, и сделать это предполагается под флагом ВСУ, считает он.
«Одним из подтверждений этой смены парадигмы может служить провал швейцарского саммита. Стоит напомнить, представленная на нём версия «мирных инициатив» Зеленского свелась к уже утратившей актуальность глобалистской повестке. Демонстрировать приверженность ей уже нет смысла, на её место пришла агрессивная антироссийская риторика, которая преобладала на завершившемся на днях 50-м саммите «Большой семёрки» и решениях о наращивании военных поставок Киеву», — уточнил наш собеседник.
Некоторые наблюдатели увидели в заявлениях Владимира Путина стремление упредить и нейтрализовать швейцарский саммит, но обесценивание этого мероприятия стало лишь побочным эффектом встречи главы государства с руководством МИД России, уверен политолог.
Кстати, президент неспроста напомнил, что в таком широком составе с работниками внешнеполитического ведомства он встречался в последний раз в ноябре 2021 года — накануне появления «ультиматума Рябкова» и за три месяца до начала СВО, обратил внимание Вадим Сипров.
«На этот раз итогом встречи стал «технический» по своей сути ультиматум Западу. Ведь очевидно, что исполнение даже тех скромных требований России будет равносильно политическому самоубийству и для западного истеблишмента, и для киевской хунты. По сути, президент России предостерёг Запад от непродуманных и агрессивных действий», — полагает он.
Однако на Западе постарались сделать хорошую мину при плохой игре. В частности, премьер-министр Италии Джорджа Мелони объявила: если в Москве не согласятся с условиями, выдвинутыми в Бюргенштоке, «мы заставим их сдаться».
В свою очередь, глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин предупредил о последствиях отказа Украины от предложения завершения конфликта, выдвинутого Владимиром Путиным, уточнил ТАСС.
Следующие условия, при которых может быть заключено мирное соглашение между Киевом и Москвой, будут для Украины более жёсткими и сложными, сказал руководитель СВР.
«Если драка неизбежна — бей первым»
Таким образом, мирный сценарий разрешения конфликта на Украине на условиях Москвы пока представляется самым маловероятным, считает Вадим Сипров.
Несколько выше вероятность продолжения боевых действий по канонам позиционной войны. И Россию это устраивает — страна обладает всем необходимым для длительного изматывания противника, считает политолог.
Но на Западе прекрасно понимают, что финал такого варианта предрешён — это истощение человеческих ресурсов Киева, распад фронта и капитуляция ВСУ, а значит — категорически недопустимая для них победа России, отметил собеседник ForPost.
«Единственной альтернативой стало вмешательство сил НАТО. Некоторые признаки по подготовке такой агрессии уже есть», — полагает руководитель «Института коммуникационного менеджмента».
Вадим Сипров напомнил о росте активности разведывательной авиации противника над акваторией Чёрного моря, увеличении интенсивности атак БПЛА для истощения боекомплектов российской ПВО, а также об ударах по загоризонтным радиолокационным станциям и военным аэродромам в глубине России.
Кроме того, появилась информация о том, что переданные Украине самолёты-истребители F-16 будут действовать с аэродромов в Румынии, Польше и Германии, добавил он.
Одновременно с этим в Кремле в понедельник, 17 июня, заявили о новом нагнетании напряжённости со стороны НАТО. Генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг сообщил, что обсуждается необходимость приведения блоком своего ядерного оружия в боеготовность в связи с «угрозами со стороны России и Китая», пояснил «Интерфакс».
Слова Столтенберга, как считают в Москве, не укладываются в контекст швейцарской декларации, в которой «говорится о недопустимости такой риторики».
Ведущие российские аналитики, в частности, доктор военных наук Константин Сивков, допускают, что НАТО планирует воздушную наступательную операцию под «чужим флагом» против войск и военной инфраструктуры РФ как на фронте, так и на территории западных регионов нашей страны, уточнил политолог.
«В операции под видом украинских могут быть задействованы до тысячи самолётов стран альянса. Цель этой атаки — обеспечить необходимое для победы ВСУ господство в воздухе. То есть, если Запад внезапно не откажется от подобных планов, России придётся работать на опережение и действовать по принципу «Если драка неизбежна — бей первым». Иначе говоря, не позднее сентября может начать стратегическое наступление с целью полного разгрома ВСУ. Судя по тону заявлений Владимира Путина, ресурсная база для такого наступления имеется», — заключил наш собеседник
Алексей Лохвицкий