Лидер фракции «Справедливая Россия — Патриоты — За правду»Сергей Миронов уверен: атака на Курскую область уничтожила шанс на переговоры.
«Эта атака наглядно доказывает, что переговоры с нынешними властями в Киеве невозможны», — приводит интернет-издание RTVI слова политика.
Миронов напомнил хронологию событий:
- сначала действующий президент Украины Владимир Зеленский заявил о готовности переговоров с Россией;
- затем эту готовность подтвердили некоторые политики на Западе;
- после — произошла атака на Курскую область.
«Это доказывает, что никаких переговоров с неонацистами быть не может — только ликвидация режима, денацификация и демилитаризация Украины. В противном случае безопасность не только приграничных, но и любых других областей России будет под угрозой», — выразил свою точку зрения Миронов.
Неужели надежда на мирное лето 2025 года растворилась? Руководитель международного департамента НИУ ВШЭ Александр Лукин ответил на это непростой вопрос, а также оценил роль ООН в российско-украинском конфликте.
Атака и переговоры не связаны?
«Нет прямой связи между эскалацией конфликта и переговорами. Бывает так, что сначала устанавливают перемирие или прекращение огня, потом начинаются переговоры. Но бывает и так: вооружённые действия идут, а на переговорах обсуждают условия прекращения огня», — говорит Лукин.
Учитывая это, наш собеседник не спешит ставить крест на переговорном процессе между Киевом и Москвой.
В качестве примера он привёл ирано-иракскую войну (22 сентября 1980 года — 20 августа 1988 года). Напомним, прямые переговоры между конфликтующими странами стартовали 17 июля 1988 года. Иранские войска дали гарантии свободного передвижения иракских судов в Персидском заливе. В Тегеране согласились на обмен пленными. В знак доброй воли иракские войска отступили к границе. 19 июля 1988 года было объявлено о перемирии.
«Тогда говорили, что эти страны будут воевать до победного конца. Однако по желанию стран переговоры состоялись. Сторонам надоело воевать», — сказал Лукин.
Этот пример наглядно показывает, что вооружённые действия и дипломатия «не всегда идут рука об руку», уточнил эксперт. А следовательно, надежда на переговоры между Киевом и Москвой не угасла.
Как договариваться?
После атаки на Курскую область переговоры могут проходить по нескольким сценариям, считает Лукин.
Один из вариантов – прямые переговоры: дипломаты из России и Украины садятся напротив друг друга и начинают договариваться.
Второй вариант — при участии прямого посредника.
«Были случаи, например, по арабскому миру, когда, мягко говоря, стороны так не любили друг друга, что не хотели встречаться. Несмотря на это, переговоры всё-таки состоялись. Дипломаты из конфликтующих стран сидели в разных комнатах. Между ними ходил представитель третьей страны — посредника — и передавал условия», — выразил своё мнение руководитель международного департамента НИУ ВШЭ.
Также есть вариант участия косвенного посредника. К ним относятся третьи страны, которые заинтересованы в урегулировании конфликта и поддерживают отношения с обеими сторонами: Россией и Украиной. Примером косвенного посредника может служить Виктор Орбан, который за 10 дней встретился в Киеве с Владимиром Зеленским, в Москве — с Владимиром Путиным, в Пекине — с Си Цзиньпином, на саммите НАТО в Вашингтоне — с президентом Турции Тайипом Эрдоганом, а затем во Флориде — с Дональдом Трампом.
Стоит ли надеяться на ООН?
Александр Лукин объяснил, почему такие важные переговоры не могут пройти при посредничестве ООН – международной организации, созданной после Второй мировой войны для подержания мира.
«ООН сложно вести какую-то посредническую деятельность при условии, что в конфликте участвует член Совета безопасности (Россия и США являются членами Совбеза ООН – прим.ред). Для принятия решения по безопасности в ООН необходимо единогласное согласие членов Совбеза. Сейчас в Совете безопасности два полиса – Запад и все остальные: Россия и Китай, в частности. Поэтому вряд ли ООН может сыграть посредническую роль в российско-украинском конфликте», — объяснил Лукин.
К слову, вот как в ООН оценили вторжение в Курскую область:
«Подобные инциденты повышают риски вызывающей беспокойство эскалации кризиса, и мы хотели бы видеть деэскалацию ситуации в максимально возможной степени», — приводит ТАСС слова заместителя официального представителя главы всемирной организации Фархана Хака.
Единственный раз, когда международная организация помогла в решение конфликта – корейская война, уточнил наш собеседник.
«Советский Союз тогда бойкотировал заседание, поэтому удалось провести решение, против которого СССР выступал. Некоторые до сих пор это (бойкот СССР) считают большой ошибкой», — резюмировал наш собеседник.
Роберт Вочовский