В Севастополе растет производство и продажа кондитерских изделий – сообщает Крымстат. Рост производства не может не радовать всех заинтересованных в развитии экономики. А вот стоит ли умиляться тяге горожан к сладкому?
В январе-марте 2025 года, согласно официальной статистике, в Севастополе было произведено 495,4 тонны кондитерских изделий. Из этого количества 226,7 тонны пришлось на торты, еще 187,4 тонны – на пирожные. Продажа кондитерских изделий выросла по сравнению с тем же периодом 2024 года на 11,8%. А если вспомнить, что официальное число горожан впервые с 2014 года не увеличилось, а несколько снизилось, наша растущая тяга к сладкому становится очевидной.
Найти человека, который вообще не ест и не хочет сладкого, трудно – большинство из нас время от времени балует себя какой-нибудь гастрономической радостью. Но и злоупотреблять сахаром (это тоже знает каждый) не рекомендуется. Более того – в психологии чрезмерная тяга к сладкому считается не очень хорошим симптомом.
Зайдя в интернет и сделав соответствующий запрос, можно узнать, что скрашивать с помощью сладкого свою жизнь людей заставляют стресс, одиночество, отсутствие других радостей, слишком скучная и монотонная жизнь, недостаток общения и эмоциональной поддержки. Однако кандидат психологических наук Ирина Василенко предостерегает от постановки подобных диагнозов всем сластенам скопом. У людей разного возраста, пола, находящихся в разных жизненных ситуациях, подчеркивает она, такая тяга может означать совершенно разные вещи:
«Есть много причин, вызывающих тягу к сладкому: это и нарушение метаболизма, и повышение инсулинорезистентности, и хронический недосып, и хронический стресс, и отсутствие нормального питьевого поведения, и компенсация различных психологических проблем. Поэтому психолог может давать оценки, только исходя из конкретной ситуации конкретного человека, иначе они не имеют никакого смысла».
Если говорить о популярности хлебобулочных изделий, то с ними проще: они, напоминает психолог, для многих становятся самым дешевым и легким способом удовлетворить свои пищевые потребности в силу не очень хорошего финансового положения. Правда, к тортам это явно не относится.
«А еще советую вам прийти в какой-нибудь школьный или другой буфет и посмотреть, что именно там продается. Многие дети выбирают сладости только потому, что все остальное – слишком непритязательного вида. То есть проблем тут очень много – эстетических, финансовых, социальных и психологических», – подытоживает Ирина Василенко.
Аналогичного мнения придерживается и кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии КФУ им. Вернадского Юлия Медведева.
«Психолог не будет расценивать саму покупку сладостей – он спросит человека о том, что вызвало желание купить сладкое. А вот ответы можно интерпретировать. Чаще всего, я думаю, это будет спонтанное желание, вызванное видом или ароматом сладости. Мы редко идём за ней специально, но маркетологи уже ждут нас с ассортиментом ненужных нам изначально товаров. Реже – это осознанная покупка именно той сладости, которую остро захотелось или которая ассоциируется с событием, праздником, детским воспоминанием. Сладкое удобно взять в дорогу, его не нужно готовить, что психологически расценивается как бонус», – говорит она.
При этом сладости, будучи источником быстрых углеводов, не дают длительного ощущения сытости, - добавляет Юлия Медведева. Соответственно и желание перекусить возвращается быстрее, чем после супа или шашлыка.
«У некоторых людей, особенно старшего возраста, поход за "сладеньким" - это определённый ритуал (думаю, что многие помнят своих дедушек или бабушек, у которых в кармане всегда была конфетка для маленького тебя). То же касается ритуальной дружеской встречи в кафе-кондитерской или туристических поездок, в которых люди пробуют местные сладости. А иногда наесться сладкого - это такой "детский" инфантильный бунт. Что делать тем, кого излишне тянет к сладкому? Найти для себя заместительное удовольствие, которое будет психологически "вкуснее" или полезнее (финики, фрукты, пастила). И обратиться к эндокринологу, конечно», – советует психолог.
Приносим свои извинения всем, кому этот материал испортил предстоящую встречу с тортиком или пирожным. Но хоть психологи и не готовы поставить диагноз нам всем скопом, очевидно, что проблемы у нас есть. Попробуем почаще искать радость за пределами кондитерских?
Елена Макарова
Обсуждение (8)
Эти цифры невозможно проверить.
Цена на среднего качества тортики запредельная, не думаю, что тортик ценой 2000 руб за 1 кг из маргарина и заменителей молока сильно вкусный и полезный.
Похоже уже у стариков начался другой ритуал, поиском дешевой молочки крупы да картошки цены на которые стали им уже не по зубам.)))
Количество кондитерских и кофеен зашкаливает. Причем везде.
«У некоторых людей, особенно старшего возраста, поход за "сладеньким" - это определённый ритуал"
Да! Ритуал! Сходить в "музей" кондитерских изделий!
Tim Tomas,
И вспомнить старые добрые времена, когда эти самые изделия были качественными и доступными по цене.
Если люди стали жрать торты вместо жаренной картошки - это не повод для радости, т.к. калорийность торта на кило выше в разы. Т.е. это просто значит, что на фоне цен на картошку торты покупать теперь стало возможно на 11,8% чаще. Вот и вся кухня, как по мне. Торты то поди не в 2,5 раза за год подорожали, я помню как весной прошлого года брал картоху по 40 (урожая позапрошлого года). А в середине мая она стала по 60 (и дошла до 100 за год), ибо урожай 2023 закончился, а 2024 - вышел жидким (если верить статистике, которая известно какая из наук).
"И обратиться к эндокринологу, конечно», – советует психолог"
В Севастополе эта опция не выполнима...
Статистика не всегда отображает реальные процессы. В данном случае нужно говорить о том, что мы видим как торговля, в том числе и сладким выходит из серой зоны. С введение честного знака стало больше использоваться кассовых аппаратов, оттуда и статистика такая. Но у этого процесса есть и другая сторона медали, затраты на администрирование и применение техники, налоги, а также сырье применяемое в продуктах питания подорожают, и за это придется конечному покупателю заплатить. Поэтому и цены растут. Чудес не бывает.