1965
Принято Постановление Совета Министров СССР о восстановлении в г. Москве Триумфальной арки, построенной в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. по проекту архитектора О. Бове. Арка восстановлена в 1968 г.
1944
Заключен советско-французский договор о союзе и взаимной помощи в годы Второй мировой войны.
1917
Родился Д.Б. Глинка (с. Александров Дар, Днепропетровская обл.), летчик, полковник (1951 г.), дважды Герой Советского Союза (24.04, 28.04.1943 г.). В Красной Армии – с 1937 г. В составе 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта участвовал в Великой Отечественной войне. Совершил около 300 воздушных вылетов и сбил 50 самолетов противника. После войны командовал авиационным полком, был зам. командира истребительной авиационной дивизии. Умер 01.03.1979 г.
1877
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. после неудачной попытки прорваться из осажденной русскими войсками Плевны, общее командование которыми осуществлял великий князь Николай Николаевич Старший, сдалась турецкая армия Осман-Нури Гази-паши. В плен попало более 43 тыс. человек, взято 88 орудий и 7 знамен.
1798
Император Павел I принимает титул гроссмейстера Мальтийского ордена (св. Иоанна Иерусалимского).
Подготовил Владимир ПАСЯКИН.
Новости Севастополя

Обсуждение (1)
Александр Александрович Смирнов
"1965
Принято Постановление Совета Министров СССР о восстановлении в г. Москве Триумфальной арки, построенной в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. по проекту архитектора О. Бове. Арка восстановлена в 1968 г."
Александр Александрович Смирнов
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В МОСКВЕ
В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.
У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья — чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.
В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.