В Севастополе сломано немало копий в спорах о красоте городского пространства. Предмет спора может быть большим, как мегастройка, или мелким — как дизайн урн и скамеек, но всё равно — очень важным.
В этих боях и рядовые горожане, и представители власти постепенно воспитывают в себе хороший вкус и грамотное представление о комфортной городской среде. И всё равно на наших улицах и парках с завидной регулярностью появляются объекты, вроде бы призванные сделать жизнь веселее и краше, а по факту — вызывающие больше раздражения, чем радости.
Вот ряд примеров «украшательства», мириться с которым на самом деле не стоит. Прокомментировать их мы попросили члена Союза архитекторов Севастополя Елену Белоус.
Руками не трогать!
Сквер Гагарина сразу после открытия порадовал детей арт-объектом «Солнечная система», и дети могли кружить по Вселенной, как кометы.
Однако Солнечная система в севастопольском исполнении оказалась удивительно хрупкой, и планеты чуть не сошли с орбит. Тогда здоровое желание детей войти в игровой контакт с космосом назвали невоспитанностью. Родителей бегунов заклеймили позором, а космос — оградили. Для особо непонятливых поставили запретительный таблички, сегодня — уже нечитаемые.
Тут вспоминается парк Галицкого в Краснодаре. Он специально создан так, чтобы посетители — особенно дети — могли взаимодействовать с каждым его объектом. И — ничего не рушится, всё работает.
Да что далеко ходить? Тот же бетонный Бычок из Комсомольского сквера — сколько поколений севастопольцев (и не только маленьких) взбиралось и взбирается на его спину? А он, беззащитный, стоит без всякой ограды и только цвет иногда меняет.
Но вернёмся к Солнечной системе.
«Очевидно, что в сквере, где гуляет много детей, такой яркий и интересный объект притянет к себе внимание юных посетителей. И было бы здорово, будь он рассчитан на непосредственное взаимодействие, а не созерцание со стороны. Неуместность принятого решения стала понятна, когда в первые же недели эксплуатации нового сквера вдруг появились ограждения, которые не были предусмотрены изначально», — говорит Елена Белоус.
То же, в принципе, касается и топиарных фигур (зеленых скульптур), которые устанавливаются в скверах, обращает внимание архитектор. Мы привыкли видеть около них запрещающие таблички, только вот это — неправильно.
«Мы прекрасно понимаем, что данные малые архитектурные формы вызывают желание их потрогать или даже залезть на них. Поэтому либо стоит закладывать соответствующие характеристики при проектировании данных фигур, либо обходиться без них», — говорит Елена Белоус.
Тёмная полоса
Ещё один пример сомнительного украшательства — полосы кирпичного цвета, которыми неизвестные, но наверняка профессиональные эстеты решили породнить архитектурный пафос Нового Херсонеса и неприличную скромность соседних пятиэтажек.
Эта тяжёлая полоса, с одной стороны, только привлекает внимание к диссонирующему соседству, а с другой — словно придавливает жилые дома к земле. Такой уж закон человеческого восприятия — более тёмное кажется нам и более тяжёлым. Кто-то из рядовых горожан ощущает дисгармоничность этого решения, а кто-то радуется новой для Севастополя картинке фасадов. Что скажет профессионал?
«Совсем не понимаю задумку автора данного решения. Рыжие стены верхних домов на ул. Ерошенко не только не подчёркивают красоту Нового Херсонеса, на что, возможно, был расчёт, но и производят совершенно обратный эффект. Для нашего города свойственна светлая архитектура в окружении зелени и синевы моря и неба. Яркие цвета излишни, и в фоновой застройке в первую очередь», — говорит Елена Белоус.
А ещё это решение фасадов не отвечает требованиям дизайн-кода Севастополя, обращает внимание архитектор. Того самого образцового дизайн-кода, что столь тщательно разрабатывался и был одобрен и независимыми экспертами, и властями. Последние даже собирались выставить его на профессиональный градостроительный конкурс.
Не смотри на
Идёте по Приморскому бульвару к смотровой площадке над бухтой — а вид перекрыт какими-то полотнами в стальных рамах. От того, как они установлены и в каком состоянии находятся, хочется зажмуриться.
Почему городские умы сочли необходимым донести до нас информацию именно таким способом — загадка. Почему стенды в таком состоянии — вопрос риторический.
К сожалению, таких примеров становится всё больше. Конструкции, непонятные по расположению (да и по задачам, честно говоря, тоже) возникают в самых неподходящих местах — то по бокам парковых аллей, то перед архитектурой, которой хочется любоваться с тротуара.
Обычно мы просто стараемся не обращать внимание на такие помехи. А, может, стоит-таки обратить?
Уличные выставочные стенды, как и любой элемент уличной среды, требуют обдуманного подхода, говорит Елена Белоус.
«Там, где нужно что-то закрыть, может быть применена сплошная установка, но в нашем случае это неуместно. Здесь можно было бы повернуть стенды на 90 градусов вокруг своей оси и установить более „разреженно”, чтобы позволить людям гулять между ними, и виды тем самым не загораживать», — предлагает Елена Белоус.
А мы предлагаем нашим читателям в комментариях поделиться своим ощущением городской среды в Севастополе, в том числе — примерами её хорошей и плохой организации.
Продолжение следует.
Светлана Косинова
Обсуждение (21)
На вкус и цвет... Так называемый "новояз", а именно: "дизайн-код" - это что?!
Вот на это обратите внимание, это покрупнее будет:
https://news.mail.ru/incident/62234470/
Вот вам и патриотизм...
Арматурное "сердце" на Приморском бульваре.
За чей счёт этот идеотизм во время СВО?
А как ваши ощущения по поводу загаженного обрыва, на который выходят окна вашей редакции, раздолбанной дорожки, идущей от Синопской лестницы на ул. Советскую, точнее - к помойке, так и оставшейся после реконструкции Матросского бульвара?
Неужели радуют глаз?
Забыли еще упомянуть про уродство бетонных сфер под ногами в нарушение ГОСТов об устройстве пешеходных дорожек и тротуаров и, конечно, мусорные мешки на тротуарах от УК . Хотя ранее считалось, что место мусора в мешках и без мешков в контейнерах и в урнах. Бросил бумажку мимо урны- ты -нехороший человек. Поставил мусорный мешок на тротуаре и он стоит часами, а то и днями - это другое.
Всё подмеченно правельно, но даже тут, некоторые не понимают, что такое дизайн-код... Какой спрос, такие и предложения. Если навязывать гармонию, то будет протест от привыкшик к хаосу в городской среде, так, что неспеша и потихоньку, пока культура восприятия, не возобладает над знакомым перлом "и так сойдёт".
И,
Это кто привык к хаосу?, Вы про кого говорите? И что такое навязывать гармонию? Она в нас давно сидит. И гармонию невозможно навязать. В Севастополе никогда не было Хаоса в городской среде. Речь идёт о том что понатащили в город Своё восприятие среды, которое Чуждо севастопольцам.
И что такое потихоньку возобладает.? Бездарность руководства по оформлению места нашего проживания привело к захламлённости города. А Вы предлагаете какое- то тихое и неспешное обучение культуре восприятия. Да мы давно и надолго обучились этой культуре.
И протест идёт как раз от отсутствия гармонии и присутствия навязанного хаоса и диссонанса.
Уличным выставочным стендам не место в нашем городе. Кому пришло в голову лучшие архитектурные проекты, исторические, памятные места огораживать какими то убогими конструкциями? Приезжают люди на автовокзал, рядом стоит знаменитый бронепоезд, а его обложили стендами, даже фото сделать невозможно. Спрашивается, зачем туристам приезжать в Севастополь? Неужели кто то думает, что фото памятника, обложенного щитами имеет ценность? Ради этого стоит ехать людям за тысячи километров? Так везде, по всему городу. А сколько всего налепили в Херсонесе. Несколько лет уже туда не хожу. Нет никакой возможности почувствовать тот незабываемый дух тысячелетий, которым можно было насладиться душой. Из за нагромождения непонятных конструкций, утеряна историческая ценность памятника мировой культуры. Деньгами можно созидать (Новый Херсонес), а можно уничтожить великое наследие.
Потому что нет чёткого представления что, как и куда вписать в городскую среду, чтобы не нарушить ансамбль и гармонию архитектуры города. Нужно работникам иметь ЗНАНИЯ и ВКУС. А имеют безграмотность и дурновкусие.
От своей дремучей неграмотности и отсутствия элементарного вкуса руководители украшений города захламляют город какими - то уродливыми , да в добавок ещё и поломанными стендами, ржавыми, деревянными пауками, да и перечислять всё места не хватит. Вспомните, как после 14 - го года каждый горе - скульптор желал отметиться своими уродливыми творениями, как понатащили столько хлама, что мы были в ужасе. Теперь взялись за раскрашивание полосатых фасадов.....! Вакханалия не только в стройках, но и в оформлении окружающей среды.
Всё это продолжается и кто это дурновкусие остановит? Наверное никто. А нам в этом хламовнике жить.
Была очевидцем, когда при сильном порыве ветра стенды на Приморском бульваре упали со страшным грохотом. Хорошо, что рядом никого не было. После этого, их стали прижимать чем то тяжелым. Какая уж тут эстетика...
Раскрашивание домов не нравится. Не думаю, что главный архитектор проекта Нового Херсонеса это не мог просчитать заранее... хорошо было бы узнать почему так?
Самое уродливое тупое решение из приведённых - это плакаты в стальных рамах на Приморском.
Так хозяина в городе нет
Есть тот, кто смотрит в рот инвесторам, ему скажут , он весь город в черный цвет перекрасить.
Не повезло нам
выше головы не прыгнешь. на что способны...
Когда вижу надпись "руками не трогать", хочется спросить, а чем можно трогать?
🤫
За состояние архитектуры в городе отвечает волгоградский юрист М.Жукалов,не имеющий профильного архитектурно-строительного образования.Фанат "крепкой Турции" изгнал из архитектурно-художественного совета опытных,талантливых,образованных архитекторов Союза архитекторов Севастополя,заменив их подобными себе чиновниками,не разбирающимися ни в архитектуре,ни в законах и правилах градостроения.Вот и уродуют город со всей дури в меру своей необразованности. Последний аккорд-разукрашивание фасадов жилых домов рядом с Новым Херсонесом,которое только уродует и дома,и Новый Херсонес.А чего стоит реклама на проспектах?Того же.что и стенды,как для школьников,в Херсонесе и на Приморском бульваре.Считают севастопольцев чернью,которой таким образом нужно доносить информацию.
Складывается впечатление.что Севастополь в руках Урфин Джюса и его тупых деревянных солдат,которым-то и надо учиться,учиться и еще много учиться.Хотя,похоже,они необучаемы и нуждаются в замене на специалистов с профильным образованием.
Чтобы город был весь в цветах до первых морозов нужно вернуть наших грамотных профессионалов. А понаехам что? Они поставили камни на пл Ушакова и счастливы. Повесили писсуары по всему городу и решили, что это красиво..... Такой кошмар ночью приснится - не проснёшься. Они такое водрузили бы у себя на приусадебных участках? Конечно нет! Сколько уж им об этом твердят? Не понимают... Делай как для себя и всё получится.....Но для индейцев и так сойдёт....
Фанат "крепкой Турции"-сойдет,неповторимое название,будем славить в веках.Жаль,мой зять не поймет,гражданин этой самой "крепкой",да к тому-же члена АТОН..
Все приведенные архитектором примеры вызывают такое же недоумение и непринятие и у меня.
зато как изящно прижаты эти конструкции некондиционным бордюром.
Это хорошо,что дурь начали подсвечивать.
А первопричина всего этого презренный металл.
Москва(и федерация) из своего бюджета как бы Севастополю выделяет деньги, а тратят их люди, которым тут не жить, чихать они хотели на то как было, как должно. Им главное заработать.
Причем походу проектировщики и на место не выезжают.
И еще один аспект, некие персонажи строят далеко идущие планы, при этом на местном уровне не удосуживаются даже ставить кого либо в известность. Вот есть план передачи скажем здания ЦКБ в хорошие руки,
вот вам за бюджет реорганизацию площади Революции с парковкой под гостинку.
Всю жизнь овальная клумба на пл. Ушакова украшалась цветами. Не вот какой то модный архитектор решил
туда деревья в кадках поставить. И хоть ты тресни ,будут фасад Матросского клуба от павильона газвода мешать
обозревать. А что говорит местная власть по этому поводу?
Ну давайте посмотрим, может понравится (да ну идите вы лесом со своими цветами,сади их,поливай.....)
Настолько демонстративное наплевательское отношение к городу ,что нормативная лексика с трудом подбирается.
И очень хотелось бы узнать фамилию автора идеи накрасить фасады в Стрелецкой охрой красной.
Трёхгорная мануфактура наверное вдохновила
Помню, как ужаснули огромные многоярусные цветочные горки на Приморском в 2014. Причём в других городах, в средней полосе и ближе к северу, на больших площадях и пространствах они смотрятся неплохо. Но у нас в южном городе при своём естественном многообразии флоры они смотрелись просто уродливо. А эти ужасные типовые бюсты! Тогда впервые и повеяло этим дурновкусием. Дальше-больше. Хуже всего, что человек привыкает к этому, сначала ужасает, потом просто кривишься, потом устало отворачивается. Первая реакция - самая верная. Нельзя привыкать к дурновкусию. Это - начало конца.
Главное за день
В Крыму назвали причину массовой гибели пресноводной рыбы
Рынок наружной рекламы Севастополя продолжает лихорадить
Городскому хозяйству Севастополя нужны новые люди
Севастопольцы взяли шефство над погибающими растениями в парке Победы
Из инфекционной больницы Севастополя массово увольняются врачи?
Главный судмедэксперт Севастополя пойдёт по трупам в тюрьму?