1045

Между молельней и будуаром

Некоторые оптимисты считают, что параллельное существование БДСМ и храмов – это признак здорового плюрализма и свободы российского общества.
Между молельней и будуаром

Все-таки есть не просто символизм, но и какая-то несомненная логика в одновременном или почти одновременном появлении новостей, внешне противоположных по содержанию, но связанных именно своей противоположностью. Во время визита во Францию святейший патриарх Кирилл заявил, что за сутки в России строится в среднем по три храма. А за несколько дней до этого заявления группка старшеклассников-выпускников пришла во Владивостоке на школьное мероприятие, вырядившись весьма экстравагантно: смазливая и явно отвязная девица была в полицейской форме, ее товарищи мужского пола щеголяли полуголыми и в костюмах, которые одни называют БДСМ, другие не соглашаются и называют просто эпатажными, тем не менее, пощечина общественному вкусу налицо.

Я верующий воцерковленный человек, совершенно ничего не имеющий против храмов и в большинстве случаев поддерживающий их строительство, тем более что многие из заявленных тысяч храм, которые по три каждый день, это маленькие, часто деревянные церквушки в Богом забытых (но с ними – не забытых) деревнях и на полустанках.

Для русского человека, даже неверующего или верующего очень слабо, храм это важный и красивый символ его культуры и национальной идентичности, а в момент особого тяжелого отчаяния – последний возможный пункт в поисках уврачевания души и ответа на проклятые вопросы. Вспоминается «Интердевочка» и эпизод, когда главная героиня, Таня, потеряв веру почти во все земное, идет, едва ли не впервые в жизни, в православный храм, причем на чужбине. Неловко ставит свечку, хочет перекреститься, но почему-то не решается…а вскоре погибает.

Может, потому что пришла слишком поздно, а может и нет – «после», как известно из основ логики, не значит «вследствие» и вообще мало что значит.

Возможно, и дальневосточные озорники, выкинувшие куда более близкое к основной сюжетной линии «Интердевочки», чем к консервативным ценностям и благочестию коленце, когда-нибудь придут в один из многих тысяч российских храмов. Сейчас-то они вряд ли туда ходят, хотя наверняка и крещеные.

И вот тут у меня возникает вопрос – а как соотносятся такие коленца с десятками тысяч храмов в рамках науки логики, где «после» не значит «вследствие» и вообще мало что значит, но кое-что все-таки да значит. Храмы сами по себе, школота, пусть и выпускнота, сама по себе – и, стало быть, храмы на мораль и нравственность молодежи не влияют, просто потому что находятся в разных мирах? Или наоборот – влияют, но парадоксальным образом не в ту сторону, в какую надо?

Ваш покорный слуга, например, всегда говорил о необходимости баланса между религиозной насыщенностью школьного образования и моральным состоянием общества. При всей безусловной жизненной важности школьного воспитания детей в духе традиционных ценностей, традиционной русской культуры и этики, базирующейся на Православии, вопиющий диссонанс между преподаваемым в школе и повседневностью за ее стенами больше приносит вред детскому уму и психике, а не вызывает у подрастающего поколения желание подтянуть сущее до уровня должного.

Моральный и духовный рост детей и всего общества должен идти одновременно.

В глубоко больном обществе, где и Церковь, увы, больше является слепком сущего, чем маяком должного, дисбаланс вряд ли может привести к чему-то хорошему. Напомню, как много среди русских революционеров было детей священников, семинаристов или обычных гимназистов с отличными отметками по Слову Божьему и членством, например, в обществе имени Сергия Радонежского (речь о В.И.Ленине, если кто не понял). И в это же время в русской глубинке крестьяне топили коней в прорубе, чтобы задобрить водяного, и, простите за подробности, в посевную пору вступали в половую связь с пашней, чтобы «оплодотворить» ее и улучшить урожай. Это, правда, была не реакция на всеохватность Церкви, а напротив, свидетельство, что во многих аспектах и многих местах она за века повлияла на «глубинный народ» довольно поверхностно. Не совсем уж безосновательными в момент послесоветского религиозного возрождения, которое многие называли его вторым крещением Руси, были периодические возражения, что и первое-то еще по-настоящему не произошло.

Некоторые оптимисты считают, что параллельное существование БДСМ и храмов – это признак здорового плюрализма и свободы российского общества. У нас, мол, вообще свободнее, чем на Западе, где леволиберальный тоталитаризм, диктат политкорректности, толерантности и прочего мультикультурализма. А у нас можно быть геем (разве что без парадов) или там открытым фанатом БДСМ, и ругать их почем зря тоже можно, вообще все позволено. В политику, правда, позволено не особо, если всерьез против линии партии и правительства, зато обсуждать политические темы – сколько угодно.

На самом деле, и обсуждать можно далеко не все, наличествует целый стоп-лиц имен и тем, и мультикультурализм у нас похлеще западного, и право ругаться на геев напоминает старый советский анекдот «я тоже могу в СССР спокойно выйти на улицу и сказать, что президент Рейган – козел». Но в целом да – свобода. Общество свободно и до бесконечности дробится на множество малосвязанных друг с другом ячеек – и, собственно, жуткий индивидуализм и желание дробиться являются единственной истинной и объединяющей всех ценностью, если не считать 9 мая (но оно лишь день в году) и еще пару средних размеров скреп.

В Конституции официально прописан запрет на государственную идеологию, государство устами своего руководителя провозглашает национальной идеей «достаток и комфорт», и так или иначе поощряет если не каждую частичку общественной мозаики, то хотя бы крупные. К храмам оно весьма благосклонно. К БДСМ и геям на словах нет, но, как недавно выяснилось, допускает их в число прокурорских работников. Да и в случае с дальневосточным школьным хулиганством все претензии конкретно государственных структур свелись к полицейской форме на девочке. Не по чину, мол. Вот заработай этот костюм честно, тогда и участвуй в нем хоть в реконструкции «120 дней Содома» Пазолини.

Рано или поздно, но неизбежно, такое общество угасает– или обновляется, но через страшные потрясения.

Воплощение в жизнь обоих вариантов возможно по разным сценариям. Например, в силу законов природы, не только биологической, но и социальной, мелкие группы могут начать волей тех или иных обстоятельств и внешних факторов, порой долгоиграющих, смыкаться в крупные, которые затем уже сталкиваются между собой. Именно так произошло в США, тоже долгое время гордившихся своим бескрайним плюрализмом. Там и идеологически и даже географически постепенно образовались две группы, которые уместно назвать двумя разными нациями.

Американский ученый, профессор Эми Чуа в книге «Политические племена: групповой инстинкт и судьба наций» ярко описала наличие в США «малого народа», отколовшегося от большого, вполне в духе одноименной книги Шафаревича. Речь о так называемых «прибрежных элитах», контролирующих экономику и культуру и отличающихся космополитизмом и предельной эмансипированностью, попросту – распущенностью, отнюдь не ограниченной БДСМ-вечеринками. В отличие от стран третьего мира, американский малый народ объединен общностью не столько происхождения или верования, сколько образа жизни и мировоззрения, хотя, безусловно, разнообразные расовые и сексуальные меньшинства представляют собой его важный базовый элемент. Это сословие достаточно замкнуто, изолировано от национальной среды, в которой живет, и подчеркнуто презирает данную среду, о чем регулярно ей сообщает. «Ватники», «колорады», «рэднеки», «колорэднеки» — все очень знакомо. И победа Трампа на президентских выборах, если говорить не о закулисной подоплеке и внутриэлитных игрищах, а непосредственно об электоральном волеизъявлении, была именно победой большого народа, также консолидировавшего многочисленные внутренние подгруппы, над малым.

В России, надо сказать, с недавних пор появилась и на глазах все более увеличивается в размерах еще одна скрепа, объединяющая большинство групп населения разных интересов и верований – недовольство общим социально-экономическим положением дел. То есть намечается консолидация одних и их раскол с другими по признаку из числа самых объективных – социально-классовому. Наш верховный «малый народ» это страшит. Он старается канализировать недовольство и создать иные линии консолидации, не то что фальшивые, но уводящие от главной на текущей момент.

Так было, например, в Екатеринбурге.

Очень не хотелось писать про уральскую ситуацию. Как раз потому, что слишком много там наносного. И корыстных интересов застройщиков, и политтехнологических игр. Да и характер противостояния поначалу был не стопроцентно очевиден. На стороне противников постройки храма в сквере были, очно и заочно, и лично верующие люди, и разные «либерально-православные» ресурсы, и диак Кураев, давно высказываниями на церковные и светские темы заслуживший извержения из сана, однако ж продолжающего быть священником.

С другой же стороны проглядывали лица людей, явно случайных в святом деле храмозащиты. Но затем все «устаканилось» - первый лагерь оседлали крикуны «кто не скачет, тот за храм», второй – далекие, как правило, от Екатеринбурга, но уверенные в собственной миссии воителей за Господа деятели.

Общество заставили определиться – ты за святое (мракобесное) или за диавольское (прогрессивное гуманистическое) дело.

Ай да выбор.

Надо сказать, многие русские люди, если не сказать большинство, религиозны и при этом стихийные антиклерикалы. У меня много знакомых и друзей, верующих и местами воцерковленных, которые неистово ругают при этом Церковь как институт и «попов» (анекдоты про «попов» не в счет, их, если смешные и незлые, я и сам люблю). Долго я с ними спорил, ругался, язвил, сейчас практически перестал, ибо, банальная рифма, устал.

То, что Донбасс – это Россия, никогда не устану говорить и объяснить, здесь же увы, слаб, некрепок в катехизаторстве, признаю.

Теперь же этой внушительной не только в моем окружении, но и по всей стране прослойке предложили самоопределиться в один из лагерей, между которыми они расположились. Не знаю как мои друзья-знакомые, посчастливилось особо не обсуждать, но многие незнакомые определились. Так рьяно и с энтузиазмом, что власть предпочла вмешаться в конфликт, чтобы он все не разнес раньше времени. Она, власть, вообще настолько запуталась в своих хитроумных интригах и разделении во имя властвования, что все чаще не понимает, где еще ее собственная рука, а где уже чужая.

Я отнюдь не против продуктивной многоголосицы взглядов и интересов. Сам, например, традиционно и регулярно выступаю за взаимное уважение приверженцев разных оценок нашего непростого прошлого во имя счастливого будущего. В конце концов, есть же высшие объединяющие ценности, духовные и светские, метафизические и материалистические. Есть вызовы типа войны, когда в одном строю оказываются не только ревнители веры и любители пикантных вечеринок, но и антагонисты похлеще.

Проблемы в том, что таких ценностей нас лишают либо опошляют, карикатуризируют их до степени отторжения, зато мелкие частные и крупные, но конфликтные, подсовывают в ассортименте. Без консолидации, пусть и кризисной, нам война не страшна, ибо мы до нее просто не доживем, окончательно разделимся в себе, в то время как немногие числом и немногочисленные численностью сословия с истинно монолитным внутренним единством буду скакать к канадской границе c нажитым добром.

Может, кстати, и они не доскачут либо встретят прием, как О.И.Бендер у румын. Но это слабое утешение.

Смешная фраза из фильма «Кин-дза-дза» - «когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели». Я бы переиначил – плоха не цветовая дифференциация штанов или ее отсутствие, а отсутствие единого стандарта их качества, да что там – единого понимания, что такое, собственно, штаны и во все ли стороны они равны.

И еще скажу – не так плохо метаться между молельней и будуаром, как быть разорванным меж ними на части.

Станислав Смагин

Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user Идущий
770

"красивый символ его культуры " - какой ?  ЗАО РПЦ, поименовавшей моих предков варварами за то , что у них украли их азбуку ? А Кирилл и Мефодя возвратили ими же похищенное ? Что славим : церкви - лавки ? Жирных попов на БМВ последних марок ? Бизнесмена Гундяева, заработавшего миллионы у.е. на торговле алкоголем и сигаретами ? Попы , как и две тысячи лет назад, навязывают своё мнение государству , отделившему Церковь от светского ? ))) Слава Богу , миллионы славян начинают прозревать , видя жирное и жадное поповское поведение...

Profile picture for user Монолит
3534

Автор, Не надо нам подменять понятия. Есть православие. А есть жирные попы, очумевшие от роскоши и потерявшие всякую связь и с православием, и с реальностью, в которой живет подавляющее большинство населения страны. Есть дураки, это да. С этим у нас проблем вроде никогда не было. Но их тоже ничтожное меньшинство. Ваш фанатизм, если кому интересен, то единицам на этом ресурсе. Уж не пеняйте, но Вы ошиблись адресом.

П.С. Вы реально не допускаете мысли, что

нас лишают либо опошляют, карикатуризируют их до степени отторжения

сами любители идиотской роскоши, которые прикрываются символами веры, которой они сами не придерживаются, причем, не скрывая практически?

Profile picture for user Игорь Александрович
47

РПЦ имеет такое же отношениек к христианству как КПСС к идее коммунизма.

Profile picture for user ulogin_facebook_100004208791652
2716

Не следует отождествлять верув бога и присосавшийся к религии аппарат, промежуточное звено между богом и верующими. Скромнее нужно быть духовенству и не забывать, что церковь отделена от государства. 

Profile picture for user niksy46
1805

Любая религия:христианство всех видов, ислам всех течений, буддизм, иудаизм и прочее - обман народа и полное дерьмо.

Profile picture for user гейзер
3341

Торговые точки РПЦ, именуемые церквями, храмами и православие не имеют ничего общего...

Profile picture for user OrelImperia
382

А Бог приказывал строить ему церкви? Можете процитировать из библии, а то что-то не помню такого?

Для человека хоть мало-мальски знакомого с идеями Христа, понятно как всё это фальшиво...

Единственный храм может быть только в душе человека. Свещеник не имеет никакой власти, церковь никакого приемущества.

Как верно подметили у РПЦ, так же много от Христа, как у КПСС от коммунизма...

Profile picture for user Монолит
3534

На самом деле положительный образ православия можно приумножить и развить. Но для этого надо для начала надо уравнять церковь с остальными плательщиками налогов. Провести проверки источников доходов попов, законность получения прав на землю, имущество. У нас вроде все равны по Конституции, но кто-то оказывается "равнее" почему-то. Ну и прекратить государственное крышевание, естественно. После этого, постепенно ввести правила, по которым священнослужителям будет запрещено выпячиваться в роскоши и рекомендовано вести скромный образ жизни. Как-то так, примерно.

Это мое личное мнение, может я что-то не понимаю, конечно. Но так было бы правильно и дальновидно, я думаю.

А если будет так как сейчас, то новое поколение вряд ли пополнит православные приходы. И не потому, что безбожники, а потому, что попы должны показывать пример молодежи. Сейчас их образ жизни и аппетиты сложно в пример ставить. Такое впечатление, что многие священнослужители застряли в 90-х и ничего не хотят менять.