1724

Мера гнили на «витрине» региона

Что можно и чего нельзя руководителям "особенного" региона?
Мера гнили на «витрине» региона
Как-то я поспорил со знакомым на тему коррупции. Я придерживался принципа нулевой терпимости ко всем ее проявлениям, он же отстаивал более умеренную (если не сказать соглашательскую) точку зрения: мол, есть некий допустимый уровень мздомства, на который вышестоящее начальство закрывает глаза.


Взяточничество, по его мнению, является необходимой составляющей системы государственного управления, вопрос лишь в степени его распространения: если условно-допустимая коррупция служит неким стимулом развития (как не вспомнить тут пословицу "не подмажешь - не поедешь"), то насквозь продажное государство быстро деградирует и гибнет.
 
В споре каждый остался при своем мнении, но эту точку зрения я вспоминаю очень часто (и, конечно, излишне говорить, что на своего знакомого я с тех пор стал смотреть уже другими глазами).
 
Этот порок многогранен. Если с "чистой" взяткой все более-менее понятно: это обмен управленческих решений на материальные блага, то как быть, например, с понятием лоббизма? Как его оценивать с этической и уголовной точки зрения? В США вроде как урегулировали этот вопрос. У нас же пока все работает по принципу "разрешено то, что не запрещено".

 
А что, если вдруг человечеству удалось бы найти способ искоренить коррупцию? В самом деле: неужели без откатов, взяток и могарычей экономика остановилась бы? 
 
Но железо в воде будет ржаветь, сахар будет растворяться в кипятке, а люди, наделённые полномочиями, будут ими злоупотреблять в собственных интересах (так происходит во всем мире, а не только в России, как бы ни убеждали нас в обратном). Физика этих процессов неизменна, и можно лишь попытаться минимизировать последствия.


Антикоррупционное законодательство совершенствуется, но те, кого оно должно остановить, всегда на шаг впереди. Взять хотя бы отличную идею с публикацией сведений о доходах чиновников, совершенно дискредитированную исполнением.


Предполагается, что доходы подчинённых контролирует в первую очередь сам работодатель - в органах власти есть специальные комиссии, которые изучают поданные работниками сведения (например, для выявления конфликта интересов). Это процесс самоочищения власти - допустим даже, что мы, общество, ей в этом доверяем. Но проверять тоже надо - поэтому немалую роль играет публичность этого процесса. Здесь начинаются сложности.


Начнем с того, что в открытом доступе эти данные появляются в самое неудобное для прессы время - в Севастополе декларации о доходах за 2017 год опубликовали в канун 9 мая 2018, видимо, в надежде на информационный шлейф Дня Победы. 

 
Идём дальше. Вот, к примеру, работал в правительстве Севастополя некий Олег Беркович. Работал недолго: с осени 2017 года он был помощником главы Севастополя, в начале февраля 2018 стал ди⁠ректором департамента общественных коммуникаций, в июле этого же года трудовые отношения с ним были прекращены.

 
Но декларации Берковича в открытом доступе почему-то никто не видел. Среди отчетов помощников губернатора ее не было, среди  ди⁠ректоров департаментов тоже. Несколько проливают свет на эту  ситуацию методические рекомендации Минтруда, где указано: "14. Служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года."
 
Вот такой фокус. То есть общество фактически лишено возможности узнать, в каком материальном положении пребывал госслужащий до приезда в Севастополь и как сказалась на его бюджете неблагодарная работа в правительстве города федерального значения.


А сколько ещё таких должностных туристов мелькнуло на небосводе севастопольской политики?.. Благодаря пробелу в законодательстве они остались "неучтенными".
 
Допустим даже, что отсутствие декларации формально отвечает букве закона. Но - противоречит его духу. Вот и получается, что усилия общества по повышению прозрачности власти оказываются тщетными.
 
Ещё пример: получает условный губернатор зарплату в 3-4 млн рублей в год. Вы действительно верите, что он живёт только на эти деньги? Я, например, нет. Для обывателя сумма заоблачная, но в тех кругах, где вращаются подобные люди - это копейки на карманные расходы.
 
Стоит ли удивляться тому, что появляется информация о "представителях Овсянникова", предлагающих "решить вопрос" с заводом за $1 млн? Или о лоббировании главой города интересов застройщика с оффшорными корнями? Наверное, не стоит - это закономерное расширение кормовой базы.



Или вот история с рестораном в Артбухте: мои источники подтверждают, что им владеет семья влиятельнейшего в Севастополе человека. В таком случае действия правительства города по "зачистке" Артбухты от других заведений общепита могут рассматриваться как проявление конфликта интересов. Но почему-то это не привлекает внимания тех, кто должен контролировать такую самодеятельность.

 
И вот здесь два варианта: либо мои источники ошибаются, либо... это и есть тот самый допустимый уровень коррупции, на который работодатель смотрит сквозь пальцы. Мол, лишь бы дороги и детские сады строились, да процент освоения ФЦП не отставал - а у себя в губернии пусть делают, что хотят.
 
Ситуацию осложняет статус Крыма и Севастополя и прикованное к ним международное внимание.


Казалось бы, именно здесь нужно демонстрировать прозрачность и торжество закона. Но получается не как лучше, а "как всегда": злоупотребления и нарушения скрываются до последнего. На витрине, которой по факту являются новые субъекты федерации, не должно быть видно гнилых фруктов.


Проворовавшегося руководителя снимут и накажут в Туле, Республике Коми и на Сахалине. Но не в Севастополе и не в Крыму, иначе это бросит тень на федеральный центр.

 
Впрочем, триумфально выигранные губернаторские выборы в этом случае играют не в  пользу Овсянникова: ведь народ может и ошибаться. А значит, повторения сценария "почетного повышения" может и не быть.



Антон Пархоменко
Поделитесь с друзьями:

Комментарии

Profile picture for user strelec
23927

Все ж таки,федеральные миллиарды вливаются в Севастополь не для кормления чиновников,а для развития города.Поэтому за саботаж ФЦП в Севастополе губернатор,ответственный за это, честно заслужил отставку.Не говоря уже о пофигизме законодательства и дерибане городского имущества.

     Что касается коррупции,то достаточно поменять подходы к ее искоренению,рассматривая нарушения законодательства чиновниками в качестве проявления коррупции.Ведь ясно же,что совершенно бесплатно законодательство в чужих интересах не нарушается.Все уплотнительные стройки в историческом центре,застройка Парка Победы,зоны ИЖС  в б.Казачьей, природного заказника Феолент ,урочища Ласпи многоэтажками апартаментов - памятники коррупции. Не говоря уже о непринятии мер по возмещению ущерба от вырубки на 31,5 млн рублей краснокнижников под застройку апартаментами в урочище Ласпи.

   В Китае,например,севастопольских разрешал и крышевателей-коррупционеров показательно расстреляли бы на стадионе с последующей разборкой на органы и с конфискацией нажитого  "непосильным трудом" за счет незаконного изъятия у севастопольцев рекреационных территорий и уродования исторического центра.

Profile picture for user ulogin_facebook_100004208791652
2716

В России идет постоянная, неустанная борьба с коррупцией, возглавляемая самим Президентом РФ, но результата не видно, как не видно и результата деоффшоризации, как не видно уменьшения вывоза капитала за рубеж. О чем это говорит?

Profile picture for user Сибирь
3829

триумфально выигранные губернаторские выборы

Хвати уже желаемое выдавать за действительность. Не было никакого триумфа. Был ПРОВАЛ, ибо горожане даже не пошли на выборы в связи с отсутствием выбора. Военным надо просто запретить голосовать в местных выборах - они тут временно, и конец "триумфу".

Profile picture for user strelec
23927

to Сибирь:  "Важен результат!" А результат позорный - 20% освоенных средств ФЦП,включая украденные 2 млрд, в 2017 и 5% - за 8 месяцев 2018.,что свидетельствует о профнепригодности ижевской братвы во главе с пофигистом законодательства Д.Овсянниковым.

Profile picture for user Алексей Процко
5999

Мощная статья. Хотелось бы спросить у сотрудников ФСБ - почему вы ведёте себя так, как ведёте?

Profile picture for user Мельников
3338

То, что менеджер по распилу чужого имущества уже несколько раз заслужил отставку - это ясно всему городу.

Вопрос в том, что этот звездун-вымогатель сам не уйдет. Его только снимать или садить. Для первого - нет механизма. Для второго - нет воли Центра, хотя есть за что. Его крышует Минэкономики.

Тупик. Остается только как с Меняйло - подписи собирать. Иного пути нам не оставили. Гробит же город, при этом плюет в лица горожанам открыто, сравнивая с хохлами и майданом, скотина такая. Было бы кому на себя такую смелось снова взять, а народ бы подписался поактивней, чем за отставку Меняйло.