Провал программы информатизации здравоохранения Севастополя, о котором ForPost писал в августе 2018 года, обрастает новыми шокирующими подробностями. Всплыли на поверхность факты, которые позволяют предположить, что никто и не собирался создавать в больницах электронный учёт пациентов, карты больных и истории болезней. Зато деньги на эти цели осваивают молниеносно.
Схема, в которой успел разобраться ForPost, предположительно выглядит следующим образом. Шаг первый: под конкретного исполнителя объявляется конкурс. Шаг второй: подрядчик, выигравший конкурс, получив аванс, усердно работает. Шаг третий: через 10 дней заказчик подписывает акты выполненных работ подрядчику. Шаг четвертый: подрядчик получает свои миллионы за работу. Шаг пятый: информатизация завершена, по факту в больницах электронные системы не работают.
Новый обман?
Напомним: так называемая информатизация здравоохранения предполагала, что к 2017 году больницы и поликлиники Севастополя на 70% будут обеспечены системами комплексной безопасности и 70% всей медицинской документации будет представляться в электронном виде.
К 2019 году, как обещали чиновники жителям Севастополя, 95% всех документов в больницах и других медучреждениях должны быть переведены в электронный вид.
Несмотря на то, что на задачи информатизации до 2022 года в Севастополе выделено более 758 млн рублей, всего обозначенного выше у нас не будет.
Жителей Севастополя, как нам кажется, снова обманули — и продолжают это делать.
Правило «10 дней»
В конце 2018 года специальное подразделение горздрава Севастополя, отвечающее за информатизацию здравоохранения, — медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) — провело ряд конкурсов на разработку программного обеспечения и внедрение информационных систем на сумму более 15 млн рублей. Сроки выполнения работ по всем этим конкурсам — 10 дней.
Вдумайтесь, только за 10 дней, оказывается, якобы можно решить вопрос с тем, чтобы в больницах и поликлиниках всё было «через компьютеры», чтобы врачи имели доступ к единой базе данных пациентов и историям их болезней, чтобы из любой больницы было возможно отследить количество медикаментов в аптеках и на аптечном складе, чтобы в регистратуре пациента перенаправляли именно туда, где есть и специалисты, и свободные койко-места.
За 10 дней, уважаемые читатели!
Конечно, за столь короткое время всё это сделать невозможно. Но победителям тендеров акты выполненных работ давно подписаны. И по бумагам у нас с информатизацией всё в шоколаде.
Конкурсы «распила»?
Вот некоторые из этих, мягко говоря, странных конкурсов. Вчитайтесь внимательно в тематики конкурсов. Врачи, опрошенные ForPost, говорят, что многие из этих тем высосаны из пальца и не закрывают главных потребностей цифрового здравоохранения.
В середине декабря 2018 года ООО «Информационно-медицинский центр» получило 2.995.000 рублей по контракту за «услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения». Работы они выполнили за 10 дней. Какие молодцы!
Ещё один конкурс на точно такой же вид услуг на сумму 193.868 рубля (начальная максимальная цена контракта 2.983.333 рубля) выиграла фирма «Торговый дом «Гермес». Они тоже молодцы и умеют делать сложную работу за 10 дней.
Далее… 17 декабря 2018 года МИАЦ заключил контракт на «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения» на сумму 915.456 рублей с ООО «Центр информационных технологий „Южный Парус”». Сроки оказания услуг — не позднее 29 декабря 2018 года.
И сразу три конкурса выиграла фирма «Сибирский центр защиты информации», которая за 10 дней выполнила задачи по: «оказанию услуг по созданию региональной информационной системы мониторинга закупок лекарственных препаратов г. Севастополя» (2.996.666 рублей); «оказание услуг по созданию региональной информационной системы „Диспансеризация”» (2.778.600 рублей); «оказание услуг по разработке региональной системы специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан (РИС „Регистры”)» (2.853.333 рубля).
Рельсы трещат
В конце августа 2018 года после череды скандалов, среди которых была и наша любимая «информатизация», горздрав Севастополя возглавил крупный московский специалист Сергей Шеховцов. Тогда во главе МИАЦ стояла Наталья Палабужева, которая рассказывала ForPost, что переход здравоохранения на электронные рельсы идёт по плану, но на деле мало что менялось к лучшему.
Вскоре всё стало ещё хуже. Первым замом Шеховцова стал чиновник из Ханты-Мансийска Владислав Нусинов, который, как выяснилось, руководил МИАЦ Югры и с 2014-го по 2016 год, провёл с серьёзными нарушениями 38 закупок на сумму более 123 млн рублей. Эксперты ОНФ установили, что все эти конкурсы прошли без торгов. А в руководстве севастопольского МИАЦ Нусинов поставил Александра Сидоренко.
«Работаем в Севастополе три года, у нас было много сложных проектов, но я первый раз столкнулся с таким наплевательским отношением к закону», — рассказал ForPost Дмитрий Климушин — гендиректор фирмы «ЦЕХ», которая в сентябре 2018 года выиграла конкурс на сумму 3,5 млн рублей на оказание услуг «по созданию специального программного обеспечения организации работы стационаров и государственных бюджетных учреждений здравоохранения города».
По его словам, всё, что было написано в договоре, для нового руководства МИАЦ во главе с Сидоренко ровным счётом ничего не значит, и исполнять его в горздраве не хотят.
Дёшево и сердито
«Наш контракт был относительно небольшим, но при этом он закрывал минимум половину информатизации всех больниц Севастополя. Это автоматизация всех стационаров, всех аптек и аптечного склада. Мы своим договором закрывали 13 больниц по Севастополю, где есть койко-места», — говорит Дмитрий Климушин.
В работы, которые должна была выполнить компания «ЦЕХ», включена автоматизация управления койко-местами, автоматизация работы врачей и медсестёр стационаров и система распределения лекарств между учреждениями. Кроме того — программное обеспечение, внедрённое на оборудовании (серверах и компьютерах) МИАЦ, позволяет удалённо подключаться к больницам всем профильным ведомствам. Также — на выходе больницы должны были получить возможность удалённо обмениваться данными и «смотреть» информацию о пациентах Севастополя.
Но из 13 больниц, включённых в техническое задание, только больницы № 1 и № 5 были готовы к пилотному внедрению системы, готовность IT-инфраструктуры остальных 11 стационаров была под вопросом, говорит гендиректор компании «ЦЕХ».
«Пришёл пациент в больницу, например, к хирургу, а его не могут принять, поскольку нет стерильных инструментов. Посмотрели по общей базе, где можно его принять, и туда направили. И так можно делать по любым обращениям. У нас же сейчас в регистратурах посылают пациентов в отдалённые больницы города, просто для того чтобы избавиться от потока людей», — делится реальными случаями из жизни Дмитрий Климушин.
Конкурс без боя
Новые признаки, позволяющие сделать предположение, что нынешнее руководство МИАЦ Севастополя и департамента здравоохранения региона держат нас за дураков, только делая вид «информатизации», появились в сентябре 2018 года, когда фирма «ЦЕХ» выиграла свой конкурс.
По словам Дмитрия Климушина, контракт на 3,5 млн они получили без боя, поскольку других заявок не было. А фирма ЗАО «Витакор», под которую, вероятно, писались условия конкурса, просто забыла подать заявку. Сразу после конкурса, говорит Климушин, со стороны МИАЦ к ним начали приезжать «решалы» с требованиями внедрять только их систему — систему «Витакор».
Когда в фирме «ЦЕХ» усомнились в том, что «Витакор» по действующему техническому заданию сможет работать в больницах Севастополя и успеет внедриться к установленному сроку, им ответили, чтобы не волновались по этому поводу, и добавили, что акты выполненных работ, МИАЦ, как заказчик, им подпишет.
«Мы от этой авантюры, естественно, отказались. Нам не фиктивные акты нужны, а чтобы внедрённый нашей фирмой продукт реально работал в Севастополе. Но в МИАЦ нам сразу сказали, что мы должны внедрять „Витакор”, хотя в техзадании такого требования нет. Мы проанализировали первую десятку лучших российских медицинских информационных систем и выбрали питерскую МИС „Ариадна”, успешно внедрённую более чем в 300 медицинских учреждениях в нескольких десятках регионов России. Она закрывала весь комплекс требований технического задания, чего и близко не позволяют возможности „Витакора”. Разработчик МИС „Ариадна” взял на себя обязательства уложиться в 3 месяца, отведённые нам по договору. Тогда нам и начали вставлять палки в колёса», — рассказывает ForPost Дмитрий Климушин.
Как меняются правила игры
В МИАЦ нашли две причины для отказа дальше работать с успешным исполнителем. Первая — в программном пакете, который начала внедрять фирма «ЦЕХ», как и в большинстве сертифицированных российских продуктов, используется санкционная система управления базами данных Oracle. Хотя большая часть российских государственных информационных систем, в том числе и департамент здравоохранения Севастополя, без проблем работает на санкционных СУБД Oracle и MS SQL.
Вторая — система должна быть интегрировала с «Витакор». И при этом сам МИАЦ отказывался предоставлять информацию (переписка об этом есть в распоряжении ForPost) от фирмы «Витакор» для её интеграции в новую систему.
Важно отметить, что ни одно из этих требований не было указано в техзадании и не являлось предметом конкурса.
Но МИАЦ, видимо, решил избавиться от неугодной фирмы, которая того и гляди всего-то за 3,5 млн обеспечит информатизацию всех городских больниц, и 14 декабря 2018 года принял решение об одностороннем расторжении контракта.
Думаю, нашим внимательным читателям эта «схема» может напомнить поведение структуры правительства Севастополя в истории с запретом на реконструкцию Матросского бульвара, где ГБУ «Парки и скверы» также разорвали контракт с успешным исполнителем проекта.
Сейчас решение о расторжении контракта фирма «ЦЕХ» оспаривает в Арбитражном суде Севастополя. А жалобу в ФАС, которую направил МИАЦ с целью включения ООО «ЦЕХ» в перечень недобросовестных поставщиков, отклонили из-за отсутствия оснований. Более того, УФАС в вынесенном решении не нашло оснований для одностороннего расторжения договора.
Эпилог
ForPost не удалось узнать мнение о сложившейся ситуации руководителя МИАЦ Александра Сидоренко: сначала он был на совещании, потом не отвечал на звонки, затем оказался за рулём. Однако он обещал ответить на наш информационный запрос, который мы уже направили.
Дело не в конкретной фирме «ЦЕХ» и предпочитаемых ими программных продуктах, а в отношении чиновников к Севастополю. Как говорят специалисты, внедрив один раз информационные системы в горздрав за относительно небольшие деньги, дальше их нужно только использовать и поддерживать в рабочем состоянии. Если так будет, то взаимоотношения между всеми больницами, поликлиниками и аптеками станут максимально прозрачными и открытыми. Появится максимальная возможность контролировать ситуацию.
Но открытость мешает тем, кто наживает состояния, как в случае с возможным преднамеренным банкротством Севморпорта.
Кто из пациентов что-то слышал об информатизации здравоохранения в Севастополе и кто испытывал её блага на себе? А вместе с тем на неё в 2018 году уже потратили 50 млн рублей, а в 2019 году хотят потратить ещё 250 млн.
Будьте здоровы!
Сергей Абрамов
Обсуждение (40)
Хорошо ещё, что в 1 больнице вайфай есть, а то помер бы тут со скуки.
Подождите!!!!!!Весной вообще охренеем!!!!!!!!!!!!!!!
Пора сажать!
Сейчас решение о расторжении контракта фирма «ЦЕХ» оспаривает в Арбитражном суде Севастополя. А жалобу в ФАС, которую направил МИАЦ с целью включения ООО «ЦЕХ» в перечень недобросовестных поставщиков, отклонили из-за отсутствия оснований. Более того, УФАС в вынесенном решении не нашло оснований для одностороннего расторжения договора.
Медицина для кого в городе .... Чиновники на Мальте хорошо укрепились......
Севастополь не уникален, при формировании самой системы кокурсов и тендеров в РФ специально не были законодательно пресечены подобные злоупотребления. Просто мы в этом смысле - заповедная территория и неудивительно, что проходимцы активно ринулись сюда обогатиться на халяву ( на материке - большая конкуренция, там рынок откатов и попилов давно поделили между собой старые устоявшиеся игроки, которым нельзя перебегать дорогу).
Какие еще системы,вы попробуйте со своими болячками вначале определиться в больницу без скорой помощиГде без денег ни ухода ни сносного лечиления врядли дождешься.А всякие там программы если где и появились, то только показушные.))
Родину не выбирают, сами сюда пришли. Значит надо исправлять. Что могут предпринять депутаты, ОНФ, СМИ, общественные организации, та же общественная палата?
Пора менять всю гнилую систему !
Это готовые медицинские программы. Чего за них десятки миллионов платят? Их достаточно удалённо загрузить на их сервер. Работа одному айтишнику на одну ночь. Труднее научить ими пользоваться. Но там всё предельно просто- достаточно врачам посидеть 1 вечер и почитать.
to nord: С кого начинать? В данной ситуации взяточники или дебилы командуют специалистами. Об эффективности работы у них речь не идет, главное освоить. За бездумную трату средств и отсутствие результата нужно сажать руководство и лиц, подписавших акт выполненных работ (если подписывал не руководитель). Здесь же всплывает работа контролирующих органов в т. ч. ведомственных, Контр.-счетн. палаты, УБЭП, и прочих. На фоне коллективной безответственности в стране информатизация здравоохранения Севастополя маленький эпизод.
Фигня, родным в Ялте недавно делали операцию плановую (отправляли после обращения в поликлинику и прохождения там обследования) без всяких проблем и ни копейки денег никто не клянчил, еда, лекарства, наркоз в том числе в послеоперационный период, операция, постельное бельё всё нормально.
А вот с записью к врачам как-то туго, но в целом более менее работает, то запишешься, потом перезапишешься, приходишь, а ты на старом времени. Один раз записались на сайте вроде всё нормально, приходим в регистратуру, а там не могут нашу запись найти. Не знаю это только для детских поликлиник такие глюки или во взрослых такая же фигня. Да и в стоматологическую поликлинику ребенку опять надо все документы бумажные нести, чтобы на учёт встать, а уж как к ним записаться на прием вообще тёмный лес :) - 3 раза делали попытку (для диспансеризации положено) и в итоге написали отказ.
Полное дерьмо, а не компьютеризация с информатизацией.
До боли знакомая схема! С каждым новым чиновником все возвращается на круги своя. Ни кто из них не заинтересован в решении вопроса, потому что закончится халявная кормушка. А страдают от этого люди и предприятия заинтересованные в честном исполнении своих задач и обязательств!
зато сделали медицинский call-center, и запись к врачу только электронная. Еле запишешься, а потом с удивлением обнаруживаешь- то врача нет, то он принимал в другое время. А уж как старики осваивают эту "грамоту", надо видеть... Это не информатизация, которая должна облегчить жизнь и медработников , и пациентов. Это очередной геморрой и для тех, и для других
Это всё коммерческая суета. Разные фирмочки, аффилированные с разными группами влияния, делят деньги бюджета. И кто в итоге получит куш (фирма Х или фирма У) - принципиально не важно. "Чума на оба ваших дома"..
Я с удивлением вспоминаю времена СССР и времена после его распада. Как мы обходились без всей этой электронной шелухи? Как-то ведь обходились! Позвольте сделать предположение. Отношение людей друг к другу и отношение к жизни было кардинально другим. А этого никакая цифровизация не заменит. Ни сейчас, ни в будущем. (http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/
57d0908044744defb613fe68838f846c/N+ЕДН%2BМН+до+2035г.1.pdf)
Динамика населения Крыма.
Первоисточники все-таки иногда полезно смотреть.
Если зайти на сайт госзакупок ( zakupki.gov.ru ) и поискать по ИНН МИАЦ (9201014240), можно помсотреть, что закупалось. Все техзадания там же скачать и убедиться самоcтоятельно.
А если прочитать распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2018 года №659-р ( government.ru/docs/32300/) , то мы увидим, сколько именно федеральных денег выделенно в 2018 году на медицинские информационные системы. Там на Севастополь ровно 6 миллионов.
Ну и предложение о том, что можно и нарушить закон и установить Oracle - огонь
Овсянников себе из ХМАО целое готовое к воровству ОПГ выписал. В ОНФ Нусинова тогда не добили. Чиновники тогда его выгнали с работы, дело до уголовки не дошло. Ровно тоже самое воротил, что и в Севастополе сейчас. Почему кадровики Овсянникова не проверили, вот большой вопрос. А может специально ОПГ взяли на работу, чего схемы то изобретать?
Пора бы рыжику и кандалы примерить??? ....
За остальное не скажу, но вот в техзадании на стационар есть явный запрет Oracle, из-за чего мы на этот конкурс не пошли. И Цех не мог этого не знать. Техзадание любой желающий может скачать с госзакупок и убедиться.
Проблему медленно, но все же решают. Я записываюсь регулярно в поликлинику, все получается, запись показывает. По мне так контакт-центр быстрее работает нежели было раньше. Да и удобнее значительнее стало. Думаю, медленнно, но мы придем к нужному результату.
Слава Богу, что до нас потихоньку докатывается цивилизация. И особенно хорошо, что это касается сферы медицины, где всегда и так дыры и сплошные недоразумения. Уже сейчас намного проще попасть к врачу, не нужно бежать за карточкой в регистратуру, не теряешь время драгоценное. Наоборот, прибежал – и все ждет тебя уже в кабинет. Здорово ведь!
Очевидно, что работа уже пошла. Да - не сразу, но когда у нас что сразу было? Все и всегда движется тихим сапом. Уже видна работа департамента здравоохранения, не стоят на месте, потихоньку информатизация занимает свое место. И я, надеюсь, скоро все станет на свои месте и мы будем пользоваться благами цивилизации в полном объеме.
Сейчас действует федеральный проект по информатизации здравоохранения, это дает нам веру в лучшее. Давайте признаем, что не все так плохо. Хотя воровство имеет факт, скорее всего. Но ведь и изменения есть. Уже нет длинных очередей за карточками, уже есть сдвиги в этой сфере.
Пришла новая команда профессионалов, которые все решат. Посмотрите на результат в общем: сколько лет все было в мертвой зоне, ничего не двигалось. А тут за короткое время казалось бы, удается сделать невозможное.
Бывшие подрядчики пытались внедрить санкционное программное обеспечение Oracle и MySQL. И в Департаменте тоже на это обратили внимание не просто так. Поэтому очередная задержка происходит, новые подрядчики появляются. Информационно пространство должно быть защищено, и лучше подождать, чем поспешить и наворотить дел.
Вот кстати, давайте об Oracle, точнее о том, как его решили поменять и с чего вообще решили-то. Заказчик пытался внедрить в работу запрещенный продукт. А когда это не прокатило, что он сделал? Пошел в уд доказывать что он белый и пушистый? Нет, он берет и пытается воздействовать на решение вопроса при помощи общественного мнения. Вызывает те самым еще больше сомнения и лишается последней веры.
Ну, до 2024 года еще есть время, а именно столько времени нужно, по мнению правительства, для развития концепции здравоохранения. Поэтому к сегодняшнему дню тоже что-то сделано. Если бы никто не пытался захапать побольше денег, но все шло бы веселее. Но похоже от воровства никуда не деться, хорошо хоть не все воруют.
Информатизация должна быть. Это кажется, что будет неудобно, что старики не поймут. Ничего подобного. В итоге, мы же и спасибо скажем, когда не будет этих убойных очередей, когда придешь и тебя примут ровно в твое время. И всем станет от этого только лучше, и молодежи, и пожилым людям.
В целом все работает неплохо, запись на прием работает с переменным успехом правда. Нужно проявить упорство и запишешься как надо. А вот когда пишут что только за деньги тебя лечат, ничего подобного. Сам недавно оперировался, и все бесплатно, никто даже попытки не предпринимал попросить денег. Хотя был готов)) Так и информатизация станет нормально функционировать, нужно время и всего-то)
Информатизация – дело благородное и идея как таковая отличная. Насколько проще будет врачам находить всю нужную информацию по пациентам, и отпадает страх, что твою карточку потеряли. Даже если и так, в базе все есть. Быстрее бы все сделали мы начали пользоваться сервисом в полном объеме.
А я верю, что информатизация займет свое законное место. И медицины для населения станет доступнее и комфортнее. Потому что пока все было не так радужно, и поход в больницу с ее очередями и криками – дело самых отважных. Легче дома было отлежаться чем вызвать врача или самому записаться. А сейчас все равно намного удобнее становится.
Сколько можно заниматься бумажной волокитой! Правильно, что все переводят в электронный вид. Правда уже устал народ от вечного воровства, и нет сил терпеть все это. Надеюсь настоящие подрядчики окажутся более честными и правдивыми.
Не стоит забывать, что информатизация- это не только обеспечение поликлиник компьютерами и прочей техникой информационной. Но и повышение квалификации медперсонала, повышение уровня медицины. И это не может быть плохо, это хорошо!
Благодаря информатизации все истории больных, а также результаты анализов, назначения докторов – все это будет в электронном виде. Врачам будет удобнее работать, они будут лучше знать вашу же историю болезни, что было. И прописывать нужное лечение.
Я так понимаю, что теперь придя к врачу со своими симптомами, врач может посмотреть и узнать, а что было ранее, а какие изменения в ЭКГ, например. А каких врачей недавно посещал и какие были жалобы. Смотреть нужно шире, а не упираться, что вот воруют и все. И нам будет счастье!
Идея информатизации вообще-то хорошая, быстрее бы заработала. Мы же так любим смотреть на запад, а там информатизация уже много лет. Просто не нужно сравнивать наших чиновников и тех, все-таки у наших жажда к чужому сильнее, что говорить.
Вот только на прошлой неделе записалась сама на прием к доктору))). И ничего, с первого раза, пришла вовремя и меня приняли. Никакой путаницы не было. У кого там что не получается? Все работает прекрасно.
Пусть дают информацию что опять все проплачено и куплено. Кто больше заплатит то и печатают. Такой пост дадут. Причём на разных новостях. Форпост флудит
Конечно, нарушить закон и внедрить Oracle, для нас не новость. Можем, проходили. Лучше установить программу быстренько, а потом будь, что будет. И все будут довольны. А когда министерство затормозило, потому что появились претензии у подрядчикам, все недовольны. Но так делают для нас с вами!
Насмешили комментарии про "запрещённый Oracle"
Что витакор предлагает ?
. Да устаревший сервер Microsoft, снятый с поддержки