Севастополь
Зданию известного севастопольского музея могут вернуть историческое название
Зданию художественного музея имени Крошицкого хотят вернуть историческое название – дом купца Сергея Христофоровича Гавалова. Об этом свидетельствует акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ), опубликованный на сайте Севнаследия.
Построенное в 1890-х годах здание по адресу: проспект Нахимова, 9, является объектом культурного наследия регионального значения и называется «Художественный музей», поскольку в нём располагается ГБУКГС «Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого».
Проведённые историко-архитектурные, историко-градостроительные и архивные исследования привели экспертов к выводу, что «современное наименование объекта культурного наследия исторически не достоверно и отражает историю здания только послевоенного периода».
Наименование ОКН предлагается уточнить и зарегистрировать объект в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации как «Дом С.Х. Гавалова».
Кроме того, уточняется и дата создания дома: 1899 год вместо указанного в настоящее время 1898 года. О том, что здание появилось именно в 1899 году, свидетельствуют, в частности, данные архивной справки ГКУ «Архив города Севастополя».
«Наименование располагающегося в здании учреждения – Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя «Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого» – данной экспертизой не меняется», – добавляет эксперт.
Глава Севнаследия Ирина Масликова, к которой ForPost обратился за комментарием, отметила, что пока это лишь предложение – решение по данному акту ГИКЭ ещё не принято.
Стоит ли переименовывать ОКН и что даст принятие такого решения? Своим мнением с ForPost поделился ценитель и защитник городской архитектурной старины, руководитель проекта «Архитектура Севастополя» Степан Самошин.
Первое, на что обращает внимание Степан Самошин, – это восстановление справедливости в вопросе наименования здания, ведь дом был построен в XIX веке, и лишь в 1958 году отдельная его часть была передана под размещение художественной галереи.
«Название «Дом Гавалова» более соответствует этому объекту культурного наследия ещё и потому, что слово «музей» – это учреждение, а не здание. Считаю важным также сохранить память о Сергее Христофоровиче Гавалове, который был гласным городской думы, общественным деятелем, меценатом, сделал для города много хорошего. Кроме того, я за сохранение прекрасной старой традиции, когда дома называли не по адресам, а по именам их владельцев», – привёл аргументы в пользу переименования ОКН Степан Самошин.
В акте ГИКЭ содержится краткая историческая справка, в которой указано, что размещалось в доме Гавалова в разные годы.
После постройки первый этаж заняли магазин белья братьев А. и Я. Альшванг и обувной магазин С.М. Каракоза, второй этаж – отделения Московского международного и Соединенного банков, а третий этаж и мансарда были жилыми. Жил ли там сам купец Гавалов с семьёй или квартиры сдавались внаём – доподлинно неизвестно.
В 1917 году помещения отдали украинскому союзу «Рада», союзу приказчиков. В 1930-х годах первый этаж использовался под магазины, на втором этаже располагался Дом учителя, а верхние этажи были жилыми.
«Во время Великой Отечественной войны Севастополь был вновь разрушен. От застройки проспекта Нахимова сохранился только дом С.Х. Гавалова. Интерьеры были полностью утрачены во время пожара. Фасады пострадали от обстрелов, но архитектурный декор и металлические ограждения балконов и крыши почти полностью сохранились», – указано в справке.
Здание, исключая фасады, было восстановлено после войны одним из первых в городе, и в нём разместился трест «Севастопольстрой». В процессе восстановления были полностью заменены перекрытия, внутренние стены и перегородки. Фасады восстановили в 1954 году.
В начале 1958 года два нижних этажа передали Севастопольской художественной галерее, а два верхних – детской музыкальной школе.
Алина Громова
Фото: из акта ГИКЭ
Обсуждение (10)
А потом что? Возврат здания купеческим наследникам?
Музей Крошицкого трудно выгнать из одноименного здания, а вот из дома Гаврилова .
Более важных дел в городе нет?
Скорее всего возврат его первоначального назначения - доходный дом.
Тем не менее, известен этот дом именно, как музей им. Крошицкого. Ничто не мешает рассказывать историю этого здания, но переименовывать? делать что ли нечего?
Зачем народу "тихой сапой" прививают царский режим и устрой? Введите тогда уже сразу и крепостное право, выдайте "режимникам" по 300 душ, для начала "нового, - хорошо забытого старого", - не стесняйтесь!!
Уже и музей им.Крошицкого помешал. Не надо лицемерно прикрываться восстановлением исторических названий на фоне уничтожения Херсонеса, Хрустального, брусчатки и проч. с наплевательским отношением к существующим памятникам в городе.
to Мицуко:
у этого, видимо, нет. небось отрабатывает..
Если дом строил купец Голованов и от так и назван был, значит он должен называться домом купца Сергея Христофоровича Гавалова. Надо восстанавливать историческую идентичность, если мы все так уважаем историю и архитектуру Севастополя. Самое главное нам надо вернуть нашему городу герб. То что сейчас назвали гербом Севастополя на самом деле просто эмблема. Никаким геральдическим правилам он не соответствует - это вывод Геральдического совета при Президенте России. У Севастополя был настоящий герб со следующим описанием:
В червлёном щите серебряный грифон с червлёными глазами и языком. В вольной части герб Таврической губернии. Щит увенчан древнею царскою короною, на которой стоит Императорский орёл. За щитом два скрещенных золотых якоря, а по сторонам щита два червлёные знамени, соединенные лентой ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. На правом знамени золотой вензель в Бозе почившего Государя Императора Николая I, а на левом такой же вензель в Бозе почившего Государя Императора Александра II; оба вензеля украшены Императорскою короною и цепью ордена Св. Апостола Андрея Первозванного[1].
А почему нет, если такие найдутся. Право частной собственности в России является одним из основных прав человека.