Фактически автор пишет об украинских националистах, прикрывающихся этническими фольклорными традициями, а на деле разделяющих сограждан на правильных и неправильных. Они объявляют себя единственными носителями исторической правды, «гена свободы», рафинированного эстетического вкуса, правдивости и подлинности, единственными ценителями того, что сразу «входит в кровь»…
Все это можно было бы оставить в покое, если бы они не претендовали навязать всему обществу, целому государству, свою «сказочную» программу действий. А их детская реакция на то, когда не «по-ихнему», заканчивалась бы переключением внимания на другие более интересные народно-традиционные игрушки. Но здесь важно не забывать о жестокости метафорического языка народных сказок. Поскольку в них борьба за торжество добра очень часто сопровождается перегрызанием глоток, запеканием в печи «Змеючки-Аленки» или истязанием всей вражеской семьи. А потому и сыплются из уст современных сказочников не только проклятия, но и прямые угрозы в адрес тех, кто посмел сказать, что сказка существует только в воображении сказочников.
Намерения и представления этих боротьбистов (краткое название украинской партии левых социал-революционеров — прим. перев.) и культуртрегеров чаще всего граничат с наивностью и жестокостью, характерной для народных сказок. Им кажется, что, пропев хором патриотическую песню, сразу можно одолеть всех врагов и преодолеть все неурядицы в обществе. Они верят, что от сплоченного пения «сгинут наши враги, как роса на солнце». Они представляют себе, как от их душевного пения стонут в агонии все враги украинской нации, и внешние, и внутренние. Как «подгорает» где-то у либералов. Распевая, они ассоциируют себя с победителями из прошлого, не заботясь, увы, о настоящем и не думая о будущем. Эти особо одухотворенные патриоты не понимают, что своими действиями всего-навсего отвлекают украинское общество от насущных проблем, предлагая ему и в дальнейшем играть в эти этнографические сказки.
Парадокс, но это романтизированное мифоллгическое сознание все больше проявляется тогда, когда общество начинает выздоравливать и перестает смотреть на реальность сквозь розовые очки. Жестокая реальность начинает выбивать почву из-под ног национально-патриотических сказочников. Они видят, что их покровителей, которые банально использовали этнопатриотическую карту, устраняют от власти, а они сами теряют паству и уменьшаются до уровня мелких кружков по интересам. Из-за этого агрессия к тем, кто осмелился сказать, что время национальных «пробудителей», бандуристов, лириков и балагуров давно прошло, только нарастает. Что теперь мир живет по совсем другим правилам и прятаться в мундирах и вышиванках от вызовов ХХІ века не просто смешно, но и местами рискованно. Так можно безнадежно опоздать. Так же смешно, как в наше время мерить уровень патриотизма ношением архаической одежды на каждый день. Или считать фольклор сугубо «глубинной культурой» украинцев.
При этом в нормальном демократическом обществе разнообразие только приветствуется. А вот в сказочно-патриотическом и национальная одежда, и фольклор, и языковое доминирование являются неотъемлемыми и обязательными атрибутами «правильного» украинца.
Так вот, рекламируя концерт, госпожа патриотка сразу прибегает к ограничениям и, пытаясь героизировать других, сама же себя и маргинализирует: «Вход львовским „псевдолибералам" строго запрещен, вас просто покрутит от зашкаливающего уровня истинного патриотизма. Не рискуйте своим хрупким психически-космополитическим здоровьем». Считая себя либералом, а не псевдолибералом, как бы того хотелось упомянутой даме, хочу сказать, что мне очень нравятся песни рекламируемого певца. Я их даже сам порой напеваю.
Но не об этом речь. Речь идет об ограниченном видении и установлении собственной монополии на какое-то культурное явление. А дальше идет перечень мифических добродетелей. Они объявляют себя единственными носителями исторической правды, «гена свободы», рафинированного эстетического вкуса, правдивости и подлинности, единственными ценителями того, что сразу «входит в кровь».
Одновременно не принадлежащие к этнофольклорной нише граждане клеймятся худшими словами и обвиняются во всех смертных грехах. Например, по мнению людей из этой среды, либералы по определению являются «латентными украинофобами», отвратительными чудовищами уже потому, что «готовы защищать геев и евреев, только не украинцев». И здесь даже не обсуждается, что в современном понимании нации, как политической общности, украинцами считаются и поляки, и венгры, и евреи, и даже геи. Стоит заметить, что настоящим патриотам Украины нужно вести речь не о расколе и противостоянии в обществе, а о единстве. Потому что чем более монолитным будет украинское общество, тем легче оно справится с современными вызовами.
Вообще в поведении и образе мышления указанной среды очень заметно родство со сторонниками «русского мира». Фактически те самые «скрепы» — такой же метод отвержения чужих и «неправильных». Они все живут сказочными мечтами, оперируя словами: «будет», «станет», «получим», «будем», «сбудется», «произойдет». Все так, как в ненавистном нашими сказочниками русском фольклоре: по щучьему велению, по моему хотению. Или: шляхта не работает.
Понятно, что такие сообщества в масштабах целой Украины являются маргинальными. Известно, что их время, как представителей украинской культуры, проходит. Только не надо относиться к художественному творчеству как к политической манифестации. А на концерт сходите, хотя его надо на один день перенесли, потому что патриоты как-то изначально не заметили, что назначили его на День памяти жертв голодомора. Бывает.
Обсуждение (2)
Зачем так много было писать по теме украинства? Здесь на самом деле всё проще. Люди, отрёкшиеся от своих русских корней, жившие в постоянном рабстве под игом католиков, в итоге принявшие суррогат униатства, так и не стали гордыми шляхтичами. Так и зависли они между Русью и Польшей. И назад уже нельзя, ибо нужно будет каяться за предательство, за Талергоф и Терезин, за петлюровщину и бандеровщину, и поляки не принимают. Вот и получилось, что украинство - это политическая сепаратистская секта предателей. А поскольку в истории не на что опереться, ведь здесь всегда была Русь (Малая Русь, Карпатская Русь, Новороссия), вот и выискивают рогули отличия в одежде, придумывают слова, не похожие на русские и постоянно меняют так называемый "украинский язык" (гвару).
Зачем нам знать, что там у них носят. Больное государство - его лечить надо, к сожалению это очень долго.