Сегодня в Керчи прошла церемония возложения цветов к мемориалу «Они хотели жить» в память о жертвах массового убийства в местном политехническом колледже, которое потрясло всю Россию 5 лет назад. В Крыму вспомнили события «чёрной среды» и подвели итоги работы над ошибками.
Напомним, трагедия разыгралась в стенах учебного заведения 17 октября 2018 года. Студент колледжа открыл стрельбу из помпового ружья по другим учащимся. От его действий пострадало более 60 человек, погибли — 20. Сам преступник свёл счёты с жизнью прямо на месте преступления.
Читайте по теме: Чёрная среда в Крыму: массовое убийство в колледже Керчи
«5 лет прошло со дня той страшной трагедии, но душевная боль не утихает до сих пор. Не заживает сердечная рана родителей, преподавателей и работников колледжа», — написал глава городской администрации Керчи Святослав Брусаков в своём Telegram-канале.
В траурный день на базе пресс-центра РИА Новости Крым в Симферополе прошла пресс-конференция, посвящённая вопросам безопасности в учебных заведениях. Эксперты обсудили насущные проблемы в этой области и подискутировали о том, что является ключевым фактором обеспечения порядка и дружеской атмосферы в школах и колледжах.
«Озаборить» и «очопить»
Керченская трагедия всколыхнула общество, и обсуждение вопроса защищённости учеников и учителей во время образовательного процесса способствовало созданию нового регламента, напомнил председатель комитета Государственного Совета Республики Крым по образованию, науке и молодёжной политике Сергей Додонов.
В память о трагедии во дворе колледжа возвели памятник.
«Появилось постановление №1006, которое регламентирует антитеррористическую защищённость образовательных учреждений. Предусмотрены ограждения, наблюдение, система оповещений, внешнее и наружное освещение, рамки при входе. И все это, в принципе, прописано и на сегодняшний день успешно выполняется, но не везде», — отметил депутат.
Так, по данным, которые приводит Сергей Додонов, около 10% всех школ Крыма всё ещё не имеют ограждения на своей территории, либо оно установлено лишь частично. Большинство таких учебных заведений располагается в сельской местности.
Однако, как отметил председатель Общественного Совета при МВД по Республике Крым Игорь Казаков, одной установкой заборов проблему не решить.
Читайте по теме: Кузнецова раскритиковала систему безопасности школ Крыма
«Невозможно сосредоточиться на том, чтобы построить забор вокруг школы, и успокоиться. Кстати, именно с заборами особых проблем нет: доступ в учебные заведения для посторонних закрыт. Но если посмотреть, кто стоит на входе — это бабушки и дедушки, которые не смогут воспрепятствовать агрессивному человеку с оружием», — считает общественник.
И действительно: часто на охранных пунктах можно увидеть «бабушку — божий одуванчик», которая вряд ли сможет правильно среагировать в случае непредвиденной экстренной ситуации.
Пенсионеры не могут уследить за всеми камерами.
Поэтому, по мнению Игоря Казакова, за безопасность школ должны отвечать специально обученные сотрудники охранных предприятий либо бойцы Росгвардии. Однако далеко не у каждого учебного заведения хватает денег на дорогостоящую охрану. Это подтверждают и расчёты парламентского комитета по образованию, науке и молодёжной политике.
«Мы просчитывали общую потребность в сентябре прошлого года. Чтобы обеспечить все образовательные учреждения охраной от ЧОПов, понадобится 1,8 миллиарда рублей. Это очень внушительная сумма, 1/15 всего бюджета министерства образования», — пояснил Сергей Додонов.
Вместе с тем, по словам депутата, к 2024 году ожидаются подвижки по другому вопросу обеспечения безопасности детей: заборы появятся во всех школах республики.
Дружный коллектив
Не менее важной задачей, по мнению экспертов, является работа с детьми. Специалисты уверены, что педагоги и психологи должны быть более внимательными к детскому коллективу, способствовать его формированию и сплочению. Впрочем, и здесь возникают проблемы.
«Были годы, когда во многих классах крымских школ обнаруживалось, что нет даже зачатков коллектива. Половина класса находилась за кругом общения оставшихся 50%, не общались друг с другом. То есть в каждом классе «лишние дети» составляли половину», — привела ужасающие данные первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова Анжелика Лучинкина.
По её мнению, всё дело в том, что в школах до сих пор нет специалистов, которые отвечали бы за налаживание контактов между детьми, урегулирование межличностных конфликтов, которые были бы для детей наставниками.
Учитель должен стать для ребёнка ориентиром.
Многие уверены, что перечисленные выше функции входят в обязанности классных руководителей и школьных психологов. Но, как заметила проректор, бесконечные отчёты, проверки и заполнение всевозможной документации не оставляют времени на общение с детьми.
«Если не сформировать детский коллектив, то «лишних» детей будет всё больше. Что они сделают, когда окажутся за кругом общения? Найдут другую группу предпочтения — там, где их будут уважать, ценить, где они смогут реализовывать свои мотивы власти, самоутверждаться», — объяснила Анжелика Лучинкина.
Чтобы школьники не «откалывались» от коллектива, они должны видеть в учителе не только человека, который преподаёт предмет. Дети должны видеть в педагоге опору, надежду, родительскую фигуру, добавила эксперт.
Читайте по теме: Как остановить школьную травлю – советы севастопольского психолога
Впрочем, практика показывает, что порой дети нуждаются в защите от самих учителей. Так, новый цвет волос 15-летней ученицы одной из севастопольских школ вылился в настоящее противостояние родителей девочки и директора учебного заведения.
Елена Фокина
Фото: ForPost, Святослав Брусаков.Kerch_Z|Telegram
Обсуждение (5)
вы реально уверенны , забор остановит террориста? Забор остановит эвакуацию
Больше психологов ,больше заборов-----любой террорист объяснит бесполезность данных мер "защиты". Ну не предохранит новый забор от психа,который решил ,по ему неведомой матрице,надругаться над людьми.Психа-к стенке на месте,с идеологией-тут еще подумать. А есть ли она,идеология?
Врспитания нет, общество в стагнации. За забором еще страшнее могут происходить преступления. Не пора ли вернуться к тому, что потеряли?
Памятник поставили, а что сейчас с покалеченными детьми? Им дорогу в жизнь помогли найти? С учебой, с трудоустройством помогли?
Не хватает колючей проволоки под током? Путь в никуда. Воспитанием подрастающего поколения надо заниматься в масштабах государства. Если этого нет - никакие заборы не помогут. Но программа воспитания не приносит дохода, тут душу надо вкладывать, а а озаборивание и совершенствование систем охраны - приносит. Поэтому и дальше будем бороться не с причиной, а со следствием.