Травля в школе – проблема не только Севастополя. Своими примерами издевательств одних учеников над другими может поделиться, пожалуй, любой населенный пункт России. Но одна из причин этого явления – нежелание образовательных ведомств и учреждений, как говорится, выносить сор из избы, поэтому обычно такие истории пытаются не замечать или замалчивать. В случае, когда конфликт выходит за стены школы, его все равно пытаются спустить на тормозах. В чем ForPost убедился не единожды.
Как и кто должен остановить травлю в школе, ForPost поинтересовался у семейного и подросткового психолога Екатерины Колпаковой.
«Травля – это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать, но не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется. Главное – спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте. Каждый подросток хочет одного – безопасности, и каждый имеет на это полное право», – подчёркивает практикующий психолог.
Специалист отмечает, что многие свои действия подростки совершают только потому, что не знают альтернативы. По словам Екатерины Колпаковой, в последнее время запросов к психологам на проработку проблем с общением в подростковой среде становится всё больше. Взрослым нужно помогать подросткам развивать в том числе коммуникативные навыки, уверена психолог.
«Травля в современном понимании – это издевательство над другими людьми. Её целью является нанесение эмоционального или физического вреда. В настоящее время, к сожалению, такое поведение всё чаще встречается в образовательных учреждениях и крайне негативно сказывается на всех аспектах жизни учащихся. Результатом таких действий в отношении подростка могут стать низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, а также депрессия», – отмечает специалист.
По мнению Екатерины Колпаковой, травля возникает в основном там, где контроль за поведением учащихся со стороны педагогического коллектива наиболее низкий, где отсутствует должная воспитательная работа.
Психолог подчёркивает: если травля уже началась, то решить проблему на уровне «жертва – нападающий» невозможно, нужна совместная работа педагогов, родителей, школьного психолога и работников полиции.
«Родителям и педагогам не нужно ждать, когда всё «рассосётся само собой», то есть когда асоциальное поведение сведётся к минимуму. Обеспечение психологической и физической безопасности учащихся в стенах образовательного учреждения должно стать приоритетным направлением деятельности работников образования. Родители тоже должны принимать активное участие и в жизни детей, и в их воспитании, обязательно разъяснять нормы морали и правила поведения в коллективах, учить детей терпимее относиться к сверстникам, невзирая на их социальный статус, физические недостатки и другие качества, которые могли бы стать предметом насмешек», – подчёркивает подростковый психолог.
По ее словам, чтобы предупредить буллинг в стенах школы, нужно проводить целый комплекс мероприятий. Но первое и самое важное – ввести в классах простые правила: «У нас недопустимо обижать других словесно и физически» и «У нас не смотрят спокойно на то, что над кем-то издеваются».
Специалист отмечает, что риск травли сводится к минимуму в тех коллективах, где педагог научил детей защищать слабых.
Почему хочется унижать
Чаще инициаторами травли, по мнению психолога, становятся подростки с нарциссическими чертами личности. Они испытывают чувство страха перед тем, что кто-то из их окружения догадается о несовершенстве лидера, при этом заведомо перенаправляют негатив и злость на жертву.
Целью травли зачастую является стремление повысить свой авторитет среди сверстников, чтобы стать более уверенным в себе и испытывать чувство собственной важности. Для этого подросток может прибегать к таким методам воздействия на другого ребёнка, как унижение и запугивание.
«Такие конфликты, как правило, носят латентный характер, но в случае, когда он получает широкую огласку, выходит за рамки ограниченного круга лиц – о нём становится известно педагогам и родителям – инициатору травли сложно отказаться от такой модели поведения, поскольку он будет считать, что в глазах всех посвящённых он выступает лидером. В таком случае важно донести до обидчика, что его действия асоциальны, неприемлемы и в дальнейшем могут привести к серьезным последствиям, вплоть до исключения из школы и привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства как виновника, так и его законных представителей. В таких случаях наиболее важна информационно-просветительская работа в тесном взаимодействии с работниками полиции», – говорит Екатерина Колпакова.
Насилие одного человека над другим происходит из-за того, что обидчику нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни, подчёркивает психолог. То есть и самим детям, и взрослым нужно понимать, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности подростка, которого обижают.
Ребёнок, который подвергается травле, должен понимать, что обижают его не потому, что он «не такой», а потому, что агрессор таким образом повышает свою самооценку и разрешает свои внутренние проблемы и конфликты.
Задача школы – организовать психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить это насилие, убеждена психолог.
Что делать подростку, если его обижают?
Екатерина Колпакова дала свои рекомендации детям, столкнувшимся с травлей. На оскорбления она советует реагировать, но спокойно, не начиная оскорблять в ответ, а сказать, к примеру, что слышать это неприятно.
«Мне это неприятно» – казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора. Он понимает, что его поведение не достигает цели. Можно также спокойно сказать: «Что бы ты ответил, если бы я тебе сказал такие же слова?» – советует психолог.
Подростку, которого обижают, нужно также спокойно побеседовать с учителем, поделиться с ним своим видением ситуации, рассказать о своём эмоциональном состоянии и спросить мнение педагога о том, как нужно поступить, договориться о каких-то дальнейших совместных шагах в деле погашения конфликта.
«Если эту статью читает подросток, которого обижают, я хочу сказать главное: знай, что всегда найдутся люди, которые помогут тебе справиться с этой ситуацией. Не молчи, не бойся признаться. Ситуацию с травлей сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость», – говорит Екатерина Колпакова.
Как родителю поддержать подростка?
Важно, чтобы и родители знали, как вести себя, если их ребёнка обижают в школе, отмечает психолог.
«Во-первых, это повод обратиться к специалисту, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, что вы с ним до конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно. Если подростку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Важно привить ему уверенность в себе. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения», – обращается к родителям Екатерина Колпакова.
Психолог также рассказала, как родителям понять, что с их ребёнком что-то не так.
Необходимо обратить особое внимание на ребёнка, если:
- он ищет повод не ходить в школу, притворяется больным;
- меняется пищевое поведение, идёт резкая потеря веса или его набор;
- у ребёнка ночные кошмары, бессонница;
- снижается успеваемость, потерян интерес к занятиям;
- подросток кажется одиноким и подавленным, проявляет низкую самооценку;
- ребёнок уходит из дома, наносит себе повреждения или проявляет другие виды деструктивного поведения;
- абсолютно всё свободное от занятий время проводит в гаджетах.
Ольга Зубрицкая
Обсуждение (23)
Очередная статья с неработающими методичками. Подобное происходит ежедневно и во взрослой жизни там, где нет контроля и людей, ответственных за соблюдение и защиту прав граждан. Если ежедневно не будет проводиться рутинная работа по составлению протоколов и наказаний за шум в ночное время, за мусор и пьянство в общественных местах, за нарушение правил выгула собак, за неправильную парковку... - будет расти правовой нигилизм, например, как у нас в Ялте.
Что касается школы, то когда учитель полностью бесправен, а ученики знают, что против них у учителя практически нет никаких методов, тогда они и борзеют, и в своём хамстве начинают соревноваться друг с другом. Причём в качестве жертвы может быть не только слабый ученик, но и учитель. Поэтому эта либерастическая европопса: "надо потерпеть", "надо обсудить" - не для нас. Когда ученик, решивший стать "пупом земли" будет знать, что за хамство можно выхватить указкой по голове, а потом наряд милиции скрутит и отвезёт в участок и поставит на учёт, а потом сопроводит в спецшколу, где уже будут совсем другие порядки и понятия, тогда "шарик сразу сдуется". И для этого не нужна армия психологов. Достаточно одного правильного трудовика дяди Васи и принципиального мента, которому не всё равно.
to Николай Орлов: Добавить нечего! Всё в точку!
Дети - зеркало общества. Надо в обществе искоренять травлю.
Макаренко был умным человеком и педагогом - не чета нынешним слюнтяям.
Всё так. При Союзе перед учениками, детьми никто на цыпочках не стоял. Это сейчас носятся с ними под девизом "всё лучшее -детям". А тогда и воспитание, и обучение были достойные. И детские комнаты милиции работали, и были колонии для несовершеннолетних.
-- Инициаторами травли часто становятся подростки с нарциссическими чертами личности
Оно определяется куда как проще: младше и/или слабее подлежат травле. Так было и когда я в школе учился, а мне заметно за 40, с класса старше пацаны мелочь трясли. А я сам тряс с тех, кто еще младше, ибо чем я тогда расплачусь со старшими, а мне еще и на булочку надо? И это был еще СССР, т.е. все типа как строго было, по правилам и законам, а не "по понятиям". А учителя или не видели, ибо делали вид, что не видели. А мне оно было предельно понято, это именно то самое, что "по понятиям", а советский закон - побоку, он не защитит, придут другие два, которые сильнее, к тому же их двое. А я, если что, тоже вдвоем приду к тем, кто еще младше. Вот и вся химия!
У психолога мало опыта в этом вопросе.
К сожалению, абсолютные истины абсолютно бесполезны...
Тема в статье не раскрыта.
Потом удивляемся, почему какой нибудь ученик стрелял в других, в своей же школе?
Строгие порядки дисциплинируют и становится меньше с кем надо серьёзно бороться.
Да, Николай Орлов , правильно подметил - "очередная статья с неработающими методичками..."! ! ! Таких "специалистов..." правильно, закономерно и ёмко , в свое время , "пропесочил" дедушка Ленин , крылатой фразой: " СТРАШНО ДАЛЕКО ОНИ ОТ НАРОДА..."
Так и хочется, обратиться к этому "инженеру человеческих (детских) душ.." - Вспомните...хотя бы старый советский детский киножурнал "Ералаш" ... ( Номера : №18 - "Воспитатель", 1978 г. ; "Интонация", 1986 г. и т.д.) Там, в наших советских школах, среди учеников - порой, были отдельные негодяи, как правило более старшего возраста, чем те, которых они обижали - то есть , слабых и маленьких ... Воспитательная работа в советских школах - конечно проводилась... но действеннее всего было... как и было отражено в этих вышеупомянутых сериях "Ералаша"... когда появлялся старший брат ( братья) или друзья... которые в подавляющем большинстве случаев, без всякого рукоприкладства , чаще только лишь одним своим внушением и наущением ... ставили на место зарвавшихся и обнаглевших школьных драчунов и хулиганов...
Источники: - статья В.И.Ленина "Памяти Герцена", 1912 г. ;
- https://www.youtube.com/watch?v=kOi41fAkXac ;
- https://www.youtube.com/watch?v=pb3M9jNRjKg .
всё дела в нас самих, мы слабы, нужно просто рубиться сразу до талого и проблемы не будет
Остановить школьную травлю может только две вещи. Первая - научить своего ребёнка давать жёсткий отпор обидчикам. Видя что драка неизбежна, бить первым и самого сильного. Но для этого Ваш ребёнок должен уметь себя защитить. Бокс, борьба или хотя бы другой спорт, хоть лёгкая атлетика, но делающий ребёнка здоровее. Развитому физически намного легче давать отпор. Как правило хулиганьё - это типы с школьной курилки. Но есть среди них и реальные танки-переростки. Или второгодники например.
Это первый способ. Второй - менять школу. Без вариантов. Если там такое происходит, то педагоги в курсе обычно, но им плевать. Они потом и детей настроят ещё больше против Вашего ребёнка. А потом его виноватым сделают. Это он виноват - ведёт себя так
Менять школу с прогнившими педагогами на нормальную.
Ровно две ситуации знаю за всю жизнь, когда решилось всё нормально и травля и избиения детей прекратились. Первая - били самого слабого парня в классе и он сказал родителям. Родители отдали на борьбу. За лето парень многому научился. Пришёл, к нему полезли, а он раскидал обидчиков. Пару раз поколотил отморозков. И всё - его больше не трогали. Второй случай - ребёнок рассказал опять же родителям и они просто сменили школу. Второе легче конечно. Первое требует упорства и по сути борьбы со сложившейся системой. Когда педагоги смотрят сквозь пальцы на избиения. Ну и да, учителям сейчас надо дать больше власти. Школа тоже должна воспитывать. А не "давать услуги по образованию". Знал я ещё и третий случай. Когда перестали издеваться над ребёнком. Он стал одним из тех кто издевается над другими. Но это неправильно.
А с соседнем районе украли даже члена партии.
В существующей у нас на сегодня системе капиталистических ценностей (не декларируемых с трибун, а существующих на самом деле) - никак.
Не помню, чтобы в школе обижали слабых. Местные хулиганы выбирали как раз не слабых. Явно слабее себя трогать было не принято и вообще стыдно (в западло). Но это было тогда, при СССР. А как сейчас не знаю.
Прежде, чем давать рекомендации, психологу хорошо бы изучить проблему и выявить ПРИЧИНЫ явления. А потом уже думать, как ее устранять. Ребенком надо заниматься, хоть в ДУ (воспитателям), хоть в школе (учителям), хоть дома (родителями, бабушками, дедушками). С нынешней зарплатой и правами учителей (воспитателей) ждать от последних положительного результата - нонсенс. Родителям, как и бабушкам с дедушками заниматься детишками некогда - надо работать. Помните? Пенсионный возраст подняли, значит, впереди ждут новые проблемы, а не исчезновение старых. А со смешными зарплатами заниматься ребенком трудно - конкуренция в детской среде за наличие тех или иных устройств, возможностей и пр. Психолог заблуждается в своих заявлениях. Ни одной ссылки на свои исследования о взаимоотношениях между детьми и на беседы с детьми. Как же психолог работает? Заочно?
to Николай Орлов: полностью согласна. Добавлю. Считаю должность психолога в каждой школе бесполезной. Что он может, какие у него права? Беседовать? Ну, так со своим ребенком родители тоже могут побеседовать.
to Штурманец: Вы не помните, я помню. Союз не был Золотым веком. Школа сейчас бесправна в любом вопросе.
to Иценков: согласна. Но ребенка воспитать без "стадного чувства" можно. Наши очень спокойно относятся к тому, что у кого есть, а у них нет. Просто воспитывать нужно с пеленок, а не когда он "Айфон" захотел.
Правда в советское время, но когда меня стали задирать мальчишки , причем группой - я, девочка, дралась с ними и без всякой спортивной секции. Пришлось. И пацаны стали друзьями.
Борться с буллингом должны родители. Хороший вариант - найти более старших подростков, заплатить им некоторую сумму денег, чтобы они хорошо воспитали главного обидчика. Причем воспитание должно сопровождаться фотографиями с угрозами опубликования. Тут будет нужен некоторый аванс, а потом окончательный расчет. Ну и ещё дополнительные условия, чтобы не было видимых телесных повреждений. Это дешевле, чем переезд в другой район и поступление в другую школу. К школьным учителям обращаться бесполезно, они получают минимальные деньги и выполняют свои обязанности на "отстаньте"
Кроме того, нужно иметь ввиду, что ребенок не всегда скажет, что подвергается травле. Ему стыдно признаться, что оказался слабым. Поэтому родители должны самостоятельно оценивать эту ситуацию и принимать меры.
С волками жить - по волчьи выть.