Президента Арктической академии, бывшего офицера ВМФ, капитана 1 ранга в отставке, профессора и доктора технических наук Валерия Митько обвинили в шпионаже. Сейчас 78-летний учёный находится под домашним арестом и не признаёт своей вины.
За последние пять лет это не первый случай, когда именитых учёных обвиняли в госизмене.
По мнению адвоката, руководителя группы юристов Команда-29 Ивана Павлова, в стране объявлена охота на именитых профессоров и докторов наук.
О том, почему научное сообщество оказывается в центре шпионских скандалов и кому выгодно сажать именитых учёных, — в материале ForPost.
Дело Митько
Президент Арктической академии Валерий Митько с февраля находится под домашним арестом. Из-за секретности уголовного дела о его подробностях стало известно только в середине июня. Профессора обвиняют в шпионаже в пользу Китая.
По версии следствия, 78-летний Митько передавал некоторые секретные данные о российских подлодках китайским спецслужбам.
Президент Арктической академии наук стал фигурантом дела по статье УК РФ «Государственная измена». Ему грозит тюремный срок от 12 до 20 лет.
«Сейчас идёт предварительное следствие, проводятся различные допросы, назначены экспертизы. Сам обвиняемый находится под домашним арестом и считает, что обвинение против него необоснованно. Защита склоняется к такому же мнению. Мы верим в свою правоту, верим в те ценности, которые мы защищаем. Поэтому будем добиваться оправдательного приговора», — сообщил журналисту ForPost адвокат Митько, руководитель группы юристов Команда-29 Иван Павлов.
Читайте также: Кругом враги — шпионаж теперь не будничное дело
Под прицелом силовиков
Он уверен, что в стране началась охота на учёных. За последние пять лет несколько именитых научных деятелей стали фигурантами уголовных дел о госизмене. Все осуждённые не признали своей вины.
Так, например, в мае 2015 года по обвинению в госизмене был арестован сотрудник головного института Роскосмоса 74-летний Владимир Лапыгин. Суд приговорил его к 7 годам колонии строгого режима за передачу Китаю программы для расчёта прохождения через атмосферу спускаемого аппарата корабля «Союз».
В июле 2018 года был арестован сотрудник ЦНИИмаш 76-летний Виктор Кудрявцев. Его обвинили в передаче секретных сведений бельгийскому Фон-Кармановскому институту гидродинамики, с которым ЦНИИмаш сотрудничал в рамках соглашения, утверждённого правительством РФ.
В июне 2019 года по обвинению в госизмене были арестованы ещё два сотрудника Центра теплообмена и аэрогазодинамики (ЦТА) ЦНИИмаш — Роман Ковалёв и Сергей Мещеряков.
«Нужно показывать результат борьбы с внутренними врагами России. В результате расследования таких уголовных дел силовики успешно продвигаются по карьерной лестнице. Они заинтересованы в нахождении шпионов. Поскольку поймать настоящих врагов России сложно, то их нужно выдумывать. Поэтому пожилой учёный стал доступной жертвой», — выразил своё мнение адвокат обвинённого в шпионаже профессора Валерия Митько Иван Павлов.
По его словам, силовики очень часто в грубой форме задерживают шпионов-учёных. Рано утром выламывают дверь в квартиру профессора, везут его на допросы, проводят обыски. Родных задержанного запугивают. Так как речь идёт о гостайне, то силовики советуют им никуда не обращаться. Иначе хуже будет.
Павлов подчеркнул, что фабрикация дел против учёных стала возможна из-за то, что понятие «гостайна» в России очень неопределённое. Проблема кроется также в перечне сведений, подлежащих засекречиванию.
«В каждом ведомстве принимается свой перечень под определённым грифом секретности. Поэтому люди не могут определить, а что же считается гостайной. Они не знают, где та красная черта, которую им нельзя переходить», — уточнил адвокат Павлов.
На противоположных полюсах
Он подчеркнул, что в 1990-е годы видел весь перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооружённых силах РФ в соответствии с приказом министра обороны России. Внешне этот перечень был похож на брошюру с 600 пунктами. У каждого пункта были подпункты с графическими схемами.
«Сейчас показывают только те пункты, которые якобы вменяются человеку, обвинённому в шпионаже. Они «резиновые». Любую нейтральную информацию можно подтянуть под пункт из-за того, что они страдают «нормативной неопределённостью». Кто является экспертом? Сотрудники ФСБ и люди из так называемых первых отделов (осуществляет контроль за секретным делопроизводством, обеспечением режима секретности, сохранностью секретных документов — прим. ред.). Если эти эксперты не кадровые сотрудники ФСБ, то тесно аффилированные специалисты с данным силовым ведомством. Их карьера напрямую зависит от раскрытия дел о шпионаже. Поэтому объективности тут просто быть не может. Других экспертов не привлекают, так как речь идёт о гостайне», — рассказал адвокат Иван Павлов.
В качестве примера он привёл дело о госизмене, когда оперативное сопровождение, следствие, экспертизу вели сотрудники ФСБ. Свидетелями также выступали представители данного силового ведомства. Павлов уверен, что такие дела разрушают науку. Об этом он не раз говорил в неформальной беседе сотрудникам ФСБ, следователям, занимающим высокое положение.
«Позиция у силовиков такая: если учёный, который обладает специфическими знаниями, ездит за границу и имеет международные контакты, то он враг России. Поэтому за таким врагом нужно как минимум наблюдать, как максимум уничтожать. Если такие настроения царят в одном из силовых ведомств страны, то вряд ли будет развиваться в России наука», — считает Павлов.
Журналист ForPost обзвонил семерых учёных из разных регионов, задействованных в различных научных сферах. Почти все отказались комментировать шпионские скандалы в российской науке.
«Мы просто занимаемся наукой. Да, есть определённые опасения, но мы стараемся их как-то нивелировать. Да, мы находимся на разных полюсах с сотрудниками ФСБ. Бояться, что тебя посадят, — бессмысленно», — сообщил ForPost инженер-исследователь, бывший сотрудник Коуровской астрономической обсерватории Вадим Крушинский.
Читайте также: В России заявили, что обмен американского шпиона Уилана не обсуждается
Правила игры для учёного
Крушинский подчеркнул, что если учёный не подписывал никаких документов о гостайне, то он действует по собственной воле, как подсказывает ему здравый смысл. Другое дело, если научного сотрудника вызывали в первый отдел, с ним проводили беседу и при трудоустройстве он подписывал договор о неразглашении гостайны.
«В данном случае трудовой договор чётко регулирует отношения между работодателем и работником. Другое дело, что ФСБ действует так, что каждый виноват. Поэтому учёным зачастую приходится доказывать свою невиновность. На профессора очень легко добыть компромат, особенно если он часто ездит за границу и является экспертом в сфере, близкой ФСБ или Минобороны. Поэтому оперативнику ФСБ очень легко заработать звёздочку на погоны, посадив 70-летнего профессора на 10-15 лет в тюрьму за шпионаж», — считает Крушинский.
Учёный секретарь Института космических исследований РАН, член Международной академии астронавтики Алексей Захаров в беседе с корреспондентом ForPost отметил, что его ведомство не сталкивалось с гостайной. Следовательно, он не знает, насколько сложно или легко сфабриковать дело против учёного. Захаров уверен, что шпионские скандалы никак не отразились на престиже российской науки.
«Некоторые стремятся работать на самом передовом крае науки. А в таких областях учёный иногда сталкивается с гостайной, но это его не пугает. Мне кажется, что это не является каким-то сдерживающим фактором. К нам в институт приходит молодёжь заниматься наукой. Проблем нет», — отметил Захаров.
Читайте также: Помпео требует от России освободить американского шпиона
Иная точка зрения
Генерал ФСБ, генерал-лейтенант полиции, член Высшего совета Общероссийского движения «Сильная Россия» Александр Михайлов уверен, что никому не выгодно фабриковать дела против учёных. По его мнению, ФСБ заинтересована в развитии науки в России и сохранении сведений из области ноу-хау. Поэтому силовикам нет смысла запугивать учёных.
«К сожалению, мы неоднократно сталкивались, когда люди в полемическом задоре или, наоборот, в порядке научного обмена разглашают сведения, которые так или иначе относятся к государственной тайне. Нужно понимать, что ФСБ самостоятельно не устанавливает режим секретности для каких-либо работ. Этот режим вводится исключительно самими ведомствами», — пояснил журналисту ForPost Александр Михайлов.
Например, если речь идёт о гостайне в атомной промышленности, то гриф «совершенно секретно» на разработки и технологии накладывает Росатом.
Поэтому, уверен Михайлов, разговоры о том, что ФСБ каким-то образом может создавать условия для противодействия или ограничения свобод учёных, не имеют смысла.
Он отметил, что в последнее время силовики часто сталкивались с фактами, когда сотрудники научных институтов передавали за рубеж сведения, имеющие прямое отношение к обороне, науке и защите государства. С этими фактами ФСБ активно борется.
«Тут очень сложно доказывать вину конкретного учёного. Нужно понимать не только сам факт передачи сведений, но и мотив действий подозреваемого. Часто эти сведения передавались за деньги. Данным действиям учёных нет оправдания. Поэтому говорить о том, что кто-то искусственно создаёт атмосферу подозрительности в отношении учёных, нельзя», — считает генерал ФСБ.
Он подчеркнул, что Служба внешней разведки России, Главное разведуправление страны очень тесно сотрудничают с научными коллективами. По заказу этих ведомств выполняется большое количество научно-исследовательских, конструкторских работ.
«Я понимаю возмущения, какие-то всплески негодования. Но факты, положенные в основу возбуждения уголовного дела о шпионаже, в паблик не могут быть переданы. Если мы будем рассказывать общественности, что за сведения передал учёный, то это также будет элементом разглашения гостайны. Поэтому к данному вопросу нужно относиться с пониманием», — уточнил Михайлов.
Читайте также: Житель Севастополя распорядился государственными тайнами по своему усмотрению
Роберт Вочовский
Обсуждение (6)
люди в погонах и без погон заинтересованы воспользоваться своим служебным положением , для пополнения семейного бюджета. Полковник Захарченко яркий представитель , которого поймали и показательно выпороли. Но это ничего не изменит. Настоящие патриоты они всегда были, есть и будут голы-босы . Белые вороны.
Дела крутятся, звания мутятся.
Я не понял,что теперь китайцев на рубке леса крышевать перестанут?И у нас от китайцев еще есть секреты?Цифро-чипизацию с космической скоростью по китайскому образцу,пиндосам не снилоь,продвигают и думают,что их самих это минет,да еще решили с китайцами поссорится...Наверное Дональд Федорович чего-нибудь пообещал.Не обманет?
И не только в науке....В системе образования их не меньше, если не больше.)))
Нет удивительного, что секреты уплывают за границу. Ведь СМИ, деятели культуры и политики, олигархи своим личным примером доказывают пословицу "Где деньги, там и родина". Таким образом, научные достижения просто "перетекают" на родину - где платят. А вот в Китае еще остаётся понятие Родины, которая превыше всего, даже денег. Я что-то не помню, чтобы советские ученые, даже обиженные Сталиным, массово продавали свои нароботки в США или Европу.
Если сведения утекли, значит они уже несекретны, значит и уголовное дело должно быть открытым. Прикрываясь секретностью легко кошмарить учёных добивая последние островки былой цивилизации.