Новый перечень неисправностей авто, при которых нельзя выезжать на дорогу, вступит в действие с 1 сентября этого года. Он был утверждён постановлением правительства РФ № 837 от 27 мая 2023 года, а на его разработку ушло три года.
Ответственность по КоАП
Юрист Егор Фёдоров рассказал ForPost о значении принятых изменений.
«В КоАП есть статья 12.5, которой предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, имеющим неисправности, при которых это запрещено. Штраф за такое нарушение составляет 500 рублей. Речь идёт именно об обновлении перечня неисправностей, при выявлении которых инспектор ГИБДД будет иметь основания для наложения такого штрафа», — пояснил юрист.
Заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто в разговоре с ForPost при этом отметил:
«С тех пор, как был принят предыдущий список таких неисправностей, прошло уже лет 20. За это время многое изменилось, автомобили стали более совершенными. Соответственно, давно возникла потребность изменить и требования к транспортным средствам. Эти изменений уже были внесены в Регламент колёсных ТС, а теперь они внесены и в Правила дорожного движения».
По его словам, одного только внесения требований в упомянутый Регламент не было достаточно для привлечения к ответственности по ст. 12.5 КоАП.
Читайте по теме: В России решили отказаться от «абсурдных штрафов» для водителей
Штангенциркуль и ГИБДД
Согласно новому перечню будет запрещена шипованная зимняя резина в летний период — с июня по август, но за езду на зимней резине без шипов наказывать не будут. Кроме того, легковушкам и лёгким грузовым авто будет запрещено ездить на «лете» с декабря по февраль. Остальной транспорт в зимний период при отсутствии зимней резины должен будет снабжаться цепями, препятствующими скольжению.
Отметим, в ходе обсуждения предлагалось оставить за регионами право устанавливать временные промежутки для использования летней и шипованной зимней резины с учётом разных климатических условий. Но от этой идеи отказались.
В разговоре с изданием «Коммерсантъ» специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов отметил, что пока непонятно, что для исполнения требований нужно будет предпринимать автовладельцам, перемещающимся между регионами с разными климатическими условиями.
«В одном городе может быть плюсовая температура, и зимняя резина не нужна, а в другом — метель и мороз», — пояснил он.
К слову, требования к износу протектора остались теми же: для легковушек — не менее 1,6 см. Определять износ инспекторы ГИБДД будут либо по индикаторам на самих шинах, либо с использованием штангенциркулей, которые уже закупаются МВД.
Читайте по теме: Молодым семьям хотят выдавать по миллиону на покупку авто
Свет и обзор
Изменения коснулись требований к световым приборам. Если ранее было установлено, что запрещено ездить на авто, у которого они «не работают в установленном режиме или загрязнены», то теперь чётко прописано, что источник света должен соответствовать техническим требованиям.
«Объяснение этому очень простое: переделки у нас запрещены по закону. Причём такие запреты есть не только у нас, но и по всему миру. Соответственно, если вносятся какие-то изменения в ТС, то нужно получить разрешение. Но сделать это сложно, а поэтому люди ставят на машины «колхозный ксенон», который ослепляет встречных водителей. По каждому автомобилю есть данные о том, какие фары ему положены, поэтому сотрудникам ГИБДД не составит труда проверить это», — пояснил Игорь Моржаретто.
Он добавил, что в Москве и Подмосковье ГИБДД уже давно и успешно проводит рейды по выявлению «колхозного ксенона».
Кроме того, были внесены корректировки в обеспечение обзорности для водителя. Уже сейчас есть требование о запрете установки каких-либо предметов, ограничивающих обзорность. В новых требованиях есть уточнение, что к этому не относятся зеркало заднего вида и детали стеклоочистителей, а также нити обогрева стекла и антенны радио.
Читайте по теме: В России впервые допустили ремонт по ОСАГО «бэушными» деталями
Тормоза
Изменились также и требования к работоспособности тормозных систем. С 1 сентября будет запрещён выезд на дорогу, если штатная антиблокировочная система неисправна.
«Системы ABS и их исправность — это требование времени. Сейчас большинство современных авто имеют эти системы, существенно повышающие эффективность и безопасность торможения. Но если штатная ABS не работает, это создаёт высокую опасность на дороге. В таком случае инспектору ГИБДД будет достаточно взглянуть на панель приборов и увидеть горящий индикатор ABS. К слову, насколько мне известно, в некоторых регионах уже внедрена практика, когда при некорректной работе тормозных систем, даже за неисправный ручной тормоз, можно получить не только штраф, но и эвакуацию на штрафстоянку», — отметил юрист Егор Фёдоров.
То же самое касается и работоспособности штатного усилителя руля.
Кстати, при обсуждении документа ставился вопрос и о штрафах за горящий индикатор Check Engine, сигнализирующий об ошибках в работе авто. Но от этого в итоге отказались, сочтя требование излишним по причине возможных злоупотреблений. Лишним посчитали и требование о том, что под капотом не должны присутствовать капли технологических жидкостей, ведь в таком случае штраф можно было бы получить даже за неаккуратно залитый омыватель стекла.
Читайте по теме: Поворот не туда: почему дорожает Lada, которой нет
Вместо итога
Заместитель главреда журнала «За рулём» Игорь Моржаретто позитивно оценил новые требования.
«На обсуждение этого документа ушло около трёх лет. Какие-то моменты в ходе обсуждения убрали, но то, что попало в перечень неисправностей, — это всё во благо, потому что речь идёт о безопасности на дороге», — отметил автоэксперт.
К слову, по статистике ГИБДД, в прошлом году почти 6 тыс. ДТП произошло именно по причине наличия неисправностей, при которых эксплуатация авто запрещена. Самыми распространёнными из них стали изменения конструкции машины без разрешения ГИБДД, некорректно работающие световые приборы, а также установка на одну ось шин разных размеров или с разным рисунком протектора.
С полным перечнем обновлённых требований можно ознакомиться здесь.
Читайте по теме: «Бешеная табуретка»: почему 15 лет назад россиян лишили шустрой маленькой «Оки»
Андрей Мединский
Обсуждение (6)
Я даже представить протекторы с таким износом не могу.
А тем временем ВАЗ освоил выпуск своих моделей без АБС...
Инспекторы будут органолептическим методом проверять? У нас ГОСТы отменили?
Журналистам что сантиметры, что миллиметры, что метры без разницы?
Именно на вкус,цвет и на выпуклый глаз в купе с настроением
to Andrey L:
Ну если она штатно есть, то должна работать. У меня например Nexia, они были с ABS и без него. У меня нет штатно, ко мне вопросов не будет, а к тем, у кого он штатно должен быть - к тем вопросы. Но на мою машину VIN не пробивается по базам (причём 2 ксюхи и обе не пробиваются).
"С полным перечнем обновлённых требований можно ознакомиться здесь." Спасибо за перечень, поизучаю на выходных.
Проверку можно проводить при техосмотре, а не на дороге. Это к чему- к возврату ТО?