Россия

В России впервые допустили ремонт по ОСАГО «бэушными» деталями

Эксперты опасаются, что с подачи ЦБ авторынок может вернуться в лихие 90-е с массовым угоном автомобилей.

В России впервые допустили ремонт по ОСАГО «бэушными» деталями
Фото:
Autonews

В Центробанке впервые допустили ремонт б/у деталями по ОСАГО. Причин несколько: страховой полис подорожал на 38%, новые запчасти в дефиците, количество жалоб от автомобилистов увеличилось. Далеко не все эксперты в восторге от этого предложения. Они опасаются, что вернутся лихие 90-е с массовым угоном автомобилей. О переменах на рынке автострахования — в материале ForPost.

Как подружить б/у детали с ОСАГО?

Восстановительный ремонт автомобиля, повреждённого при ДТП, стал обязательным с 2017 года. Сейчас машины по ОСАГО ремонтируют новыми деталями. Б/у автозапчасти не запрещены, но их установка должна происходить только с согласия клиента. Последние редко соглашаются на такие условия ремонта. 

Однако вскоре ситуация может в корне измениться. После ухода западных автоконцернов с российского рынка ремонтировать иномарки стало нечем. Со сложностями столкнулись даже владельцы отечественных автомобилей.

Возникший дефицит автозапчастей больно ударил по карманам автовладельцев — полис ОСАГО подорожал на 38,1%, сказано в ежегодном годовом отчёте Росстата.

Положение дел на рынке автострахования не устроило Центробанк. Мегарегулятор финансового рынка не исключает, что может разрешить ремонт по ОСАГО б/у деталями, чтобы нормализовать тарифы.

Для этого нужно создать методику оценки качества таких деталей с точки зрения безопасности и наладить госконтроль за их оборотом, сообщает портал Autonews.ruсо ссылкой на представителей ЦБ. 

Читайте также по теме: Поворот не туда: почему дорожает Lada, которой нет

Сомнительная экономия

Лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что создать методику в обозримом будущем не удастся.

«У нас в стране отсутствует институт оценки технических причин ДТП. Разные эксперты выдают разную стоимость одного и того же ремонта. Даже здесь согласия нет, не говоря уже о б/у деталях. Кто это будет делать? И насколько это будет объективно?» — задаётся вопросом Лысаков.

Поэтому автосервисам проще закупать новые детали.

«Запчасти б/у мы, как правило, используем по настоянию клиента, который хочет сэкономить», — заявил член правления Союза автосервисов России Илья Плисов в интервью порталу Autonews.ru.

Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук не уверен, что таким способом удастся «поднакопить ремонтный жирок». Он напомнил, что многие подержанные детали покупаются за евро и доллары.

«Я не понимаю, почему б/у запчасти в Европе должны стоить дешевле, чем в России? "Растаможку" и курс валют никто не отменял. Экономия на б/у запчастях, как по мне, — это бред», — сказал ForPost Форманчук.

Читайте также по теме: Как китайцы окончательно убедили россиян в качестве своих автомобилей

Неправильный параллельный импорт?

Лучше плясать не от б/у деталей, а от параллельного импорта новых автозапчастей, считает лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«В более чем 130 странах мира параллельный импорт разрешён и легализован. Нет никаких списков товаров. Нам также не надо пипеткой это дозировать. Нужно сделать так, чтобы в страну могли привезти любой товар, от детских колготок до автозапчастей», — заявил наш собеседник.

Он уверен: если параллельный импорт будет организован правильно, то цены на автозапчасти снизятся. 

Читайте также по теме: Таксисты предупредили о разорительном тарифе — шантаж или реальность?

Вместо ОСАГО аналог ПФР?

Некоторые эксперты считают, что проблема не так страшна. В числе оптимистов — владелец группы компаний «Механика» Дмитрий Даньшов. В интервью порталу Autonews.ru он заявил, что не видит проблемы в использовании б/у запчастей. Некоторые крупные сервисы, по его данным, уже их используют.

Безусловно, деталь детали рознь. Например, автосервисы внимательно присматриваются к гидравлическим системам, снятым со старых автомобилей: их нужно сначала проверить на специальных стендах, а только затем отправлять на ремонт повреждённых авто. 

Даньшов уверен: нет нерешаемых проблем. Конкретные параметры предельного износа, например, можно прописать в нормативах. Другой вопрос: кто это будет контролировать?

Президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук уверен: страховщики этим точно заниматься не будут.

«Несмотря на то, что с 2017 года восстановительный ремонт повреждённого при ДТП автомобиля обязателен, процент ремонта по ОСАГО за эти годы в среднем по стране не превысил 7–8% от всех ДТП. Если до ковида страховщики ещё кое-как отправляли машины физлиц на ремонт, то после пандемии они перестали это делать. Если страховщик не может организовать ремонт в автосервисе, с которым работает на льготных условиях, то человек самостоятельно и подавно не сможет отремонтировать авто по ОСАГО, неважно какими деталями — б/у или новыми. Вот куда надо смотреть!» — сказал Форманчук. 

Поэтому наш собеседник в числе автомобильных революционеров. Он считает, что оплачивать ремонт попавшего в ДТП автомобиля нужно «исключительно по его рыночной стоимости». Как работает механизм? Пострадавший в аварии самостоятельно находит автосервис, затем предоставляет прайс-лист в страховую компанию, после чего получает выплату, на которую ремонтирует транспортное средство.

«То, что сейчас происходит на рынке автострахования, делается в интересах страховщиков, а не водителей. Что касается Центробанка, то его задача — уменьшить количество жалоб. Поэтому мегарегулятор предлагает делать ремонт по ОСАГО б/у запчастями. Решая свои проблемы, в Центробанке не понимают, что если ввести эту норму, то увеличится угон автомобилей», — негодует Форманчук.

Чтобы ситуация устроила всех, нужно «либо отменить это несчастное ОСАГО», либо «ввести на рынок государственного страховщика, который будет выдавать деньги, регулировать тариф», считает наш собеседник.

«100% премии получил — 100% выплат произвёл. По такому принципу, кстати, работал ПФР. Получается, нужно исключить прибыль из этой истории, чтобы снизить тарифы и навести порядок на рынке», — считает Форманчук.

Сейчас Центробанк находится на перепутье. Поэтому страховщики продолжат повышать стоимость полисов, чтобы компенсировать нехватку средств на новые запчасти, либо выплачивать клиентам денежные компенсации взамен натурального возмещения, отмечают эксперты. 

Иного пути решения проблемы пока нет, считают участники рынка автострахования.

 

 Читайте также: «Каи» вместо «Киа»: в России запустили новое авто с адекватным ценником

Роберт Вочовский

680
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (3)

Profile picture for user docere
2045

Если соблюдать ПДД, которое гарантирует безопасное движение, то зачем нужно ОСАГО?  Т.е. мы собираем некий общаг и кормим кучу бездельников из-за того, что кто-то нарушает безопасное движение (ПДД) , так пусть этот нарушитель и платит за все. Почему дерут деньги с тех, кто соблюдает ПДД и ездит без аварий много десятков лет? За что я плачу? И......плачу?  Осаго должно быть только ДОБРОВОЛЬНО! Тем более, что в Крыму и Севастополе электронное осаго не работает. А местные жулики на этом наживаются.

Profile picture for user against everibody
3451

Когда бываю на Кубе,удивляет состояние их автомобилей,которые намного старше меня,а я,если честно,давно уже должен выйти на пенсию,если-бы не пресловутая реформа.Так там никакой Осаги нет,как и коррупции и семейственности в данных вроде-бы государством гарантиях.И катаются туристы и проститутки кубинские и горя не знают.....что до наших отношений с так-называемой страховкой,думаю через некоторое время большинство откажется от так-называемых "услуг"....да,введут камеры,штрафы.Но если сильно-сильно передавить в одном месте-сами понимаете,что может получиться.Представьте-ни у кого нет страхового полиса....инспектора "лягут" писать протоколы,да и не их это дело,им бы пьянь отловить да угонщиков.Так что нужно наводить порядок со страховщиками,но это .....трудно.Почему-несложно догадаться.

Главное за день

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
1
600

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
8
2312

«Корабль-призрак» не могут оторвать от причала Севастополя даже по суду

Простой уникального судна у причала уже обошёлся почти в 11 млн рублей.
10:02
11
3165