Севастополь

В забвении под Севастополем: что будет с «кипарисовым залом» Данилевского?

Скромная могила в кипарисовом зале – то место, где мы обретаем сакральное средоточие русской идеи, – в опасности.

В забвении под Севастополем: что будет с «кипарисовым залом» Данилевского?
Памятная доска Н. Данилевскому

Вопрос о судьбе оздоровительного комплекса «Береговое», в состав которого входит детский лагерь имени Комарова под Севастополем, вполне может поднять на уши всю философскую и политологическую общественность России.

Дело в том, что речь идет не просто об участке прибрежной территории в Форосе, в котором можно располагать оздоровительные лагеря, «дома приемов», коттеджи (которые как раковая опухоль почему-то обязательно появляются во всех подобных местах).

Речь идет о бывшем имении Мшатка, в котором в кипарисовом зале, составленном из прекрасных стройных деревьев, на фоне изумительной красоты горной стены находится могила крупнейшего русского философа и политолога (а еще крупного биолога, внесшего большой вклад в развитие ихтиологии и защиту крымских виноградников от филлоксеры) Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), пророка русской самобытности и цивилизационного суверенитета.

Описание А.А. Фетом места, где нашел последний покой ученый вошло в сокровищницу русской литературы.

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,

Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя! -

Отдавался мысли широкой, доступной всему,

Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.

Постигая, что мир только право живущим хорош,

Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;

И у южного моря, за вечной оградою скал,

Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

Увы, «цветущий сад» всё быстрее сползает к исчезновению.

В советский период о могиле Данилевского никто и не вспоминал, на месте его имения резвился пионерлагерь, само последнее пристанище было заасфальтировано. В 1995-96 году могилу удалось найти и обозначить, а в 2007 году был установлен памятник, довольно скромный конечно, но выразительный: крест, портрет и слова-завещание самого мыслителя: «Для всякого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого земного блага».

Ещё по теме: В Севастополе вспоминали запрещенного за стремление объединить славян русского учёного Данилевского

Мемориал находится на территории детского лагеря имени Комарова, входящего в комплекс «Береговое» и принадлежавшего до 2014 года Севморзаводу.

Когда в 2016 году автор этих строк решил посетить могилу мыслителя и отдать дань памяти одному из столпов русской идеи, то это оказалось непростой задачей. Довольно долго пришлось искать ту самую проходную, через которую можно попасть к могиле, обсудить вопрос с охраной, которая сообщила, что вообще лагерь закрыт, но к могиле Данилевского есть распоряжение пропускать.

В обществе охранника-провожатого, взявшего с собой длинную палку для распугивания змей, мы прошли по территории лагеря, представлявшего собой настоящую мерзость запустения.

С общей разрухой контрастировал только сам «кипарисовый зал», своеобразный природный мавзолей над местом упокоения мыслителя, но и он был в той части, которая зависит от человека, довольно неухоженным.

В воздухе висело чувство тревоги, - какая судьба постигнет бывшую Мшатку? Что за новые собственники здесь появятся? Не захотят ли, к примеру «оптимизировать» кипарисы, или заставить горизонт впереди и позади строениями, в которых удобно селить отдыхающее начальство?

Осознают ли они, что перед ними не только участок земли у моря, но и святыня русской философии и более того – исток внешнеполитической программы нашего государства?

Именно Данилевский первый в развернутом виде сформулировал тот метод изучения истории и политики, которые мы сегодня называем цивилизационным подходом и который является ведущим при анализе прошлого и настоящего человечества в современной науке. Константин Леонтьев, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Лев Гумилев, Сэмуэль Хантингтон…

Этот ряд начинается именно с Данилевского, чья книга «Россия и Европа», вышедшая в 1869 году перевернула как сознание соотечественников, так и иностранцев.

«Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды… Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало… Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить» - писал Данилевский.

Сформулированное им осознание противоположности цивилизационных и геополитических интересов России и Запада с тех пор стало фундаментальным принципом внешней политики России, последовательно проводившимся и, к примеру, внимательно читавшим Данилевского императором Александром III, и сегодня Владимиром Путиным.

Вся путинская внешняя политика после «Мюнхенской речи» и, особенно после 2014 года, выстроена в традиции Данилевского.

Но дело не только в личном взгляде лидера. Всё российское общество постепенно осознает ту истину, которую саркастично сформулировал мыслитель-пророк: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков. Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал…».

Изгнание «Марьи Алексеевны», имеющей то облик фрау Меркель, то еще какой-нибудь иноземки с должности вершительницы наших судеб, стало знамением нашего времени. И в сфере политики, и в сфере идей, мы наконец-то движемся по пути защиты собственных национальных интересов, без оглядки на чужое одобрение, который нам завещан упокоившимся в Мшатке мыслителем.

Данилевский считал, что «все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:

1. Искажение народного быта и замен форм его формами чуждыми, иностранными; искажение и замен, которые, начавшись с внешности, не могли не проникнуть в самый внутренний строй понятий и жизни высших слоев общества — и не проникать все глубже и глубже.

2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву — с мыслью, что хорошее в одном месте должно быть и везде хорошо.

3. Взгляд как на внутренние, так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения, рассматривание их в европейские очки …».

И в «России и Европе» содержится программа преодоления всех этих форм духовного и политического рабства Западу.

Данилевский полагал, что двигателем человеческой истории являются культурно-исторические типы, в каждом из которых вырабатывается собственные оригинальные начала цивилизации и круг идей, достигающие со временем разнообразия и цветения. Одним из таких самобытных культурно-исторических типов является славянский, восходящий в своём развитии.

Прошедший уже пик своего цветения, романо-германский тип смотрит на славянство с опасением и стремится задержать его развитие.

«Взгляните на карту, - говорил мне один иностранец, - разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?» - писал Данилевский.

Чтобы послужить делу развития рода людского в целом, нужно не усваивать с рабской покорностью мифические «общечеловеческие ценности», а развивать до полного раскрытия собственные самобытные начала: «Отношение национального к общечеловеческому вовсе не уподобляется тесным дворикам или клетушкам, окружающим обширную площадь, а может быть уподоблено улицам, взаимно пересекающимся и своими пересечениями образующим площадь, которая в отношении каждой улицы составляет только часть ее и равно принадлежит всем улицам... Чтобы содействовать развитию города, который представляет в нашем уподоблении всечеловечество, ничего не остается делать, как отстраивать свою улицу, по собственному плану, а не тесниться на общей площади и не браться за продолжение чужой улицы».

Россия не должна подпирать костями враждебную нам западную систему, а строить свою собственную.

Современная Россия во всем том, в чем мы её любим – утверждающая собственный суверенитет, проводящая самостоятельную политику, укрепляющая свою культурную оригинальность и избавляющаяся от обезьянничания перед иностранным, развивающая то, что действительно нужно русскому человеку – строящая дороги и мосты, восстанавливающая сельское хозяйство и чающая прорыва к новым технологиям – всё это наследие той идеи, которая была привнесена и закреплена в нашу жизнь Н.Я. Данилевским.

Скромная могила в кипарисовом зале – это то место, где мы обретаем сакральное средоточие русской идеи, и если мы посмеем проявить хотя бы градус, хотя бы полградуса невнимания к сохранению этой святыни, то нет нам прощенияни в этом веке, ни в будущем.

Егор Холмогоров

Фото: автора, ForPost, kerch.com.ru

2618
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (5)

Profile picture for user rjnz
1854

За деньги продается и предается и большее - Родина, Россия. Больно.

Profile picture for user sevtam
981

Это в ДОЛ им Комарова, который Меняйло забрал у севастопольских детей и подарил ментам. 

Profile picture for user Chief769
555

Уж простите великодушно, если ненароком нарушу чьё-то "сакральное  средоточие"!    Каюсь, неоднократно сам играл в футбол в сём кипарисовом зале.  С 72-го года  года золотая медаль спартакиады п/л им В.Комарова бережно хранится.  Хорошая была площадка ,  уютная , чистая (Сами убирали!)  И лагерь был весь такой домашний.   И  с патриотиозмом было всё в порядке (без всяких  там "фондов" для выкачивания благ из власть имущих)   И на МорЗавод  добрая половина ребят приходила потом работать,  уже как  в родную семью.  Однако  перестройка случилась, будь она неладна....  И покатилось руководство СМЗ под откос... а точнее   под братьев Блейзеров,  под Григоришина, и аж до самого порошеннко докатилось..  Не забывая при этом себе "хатынки " 3-х этажный на территории  лагеря попристраивать.  А часть земли и вовсе распродали под застройку (ту, что к Форосу ближе), предварительно  спалив (ну, случайно конечно!)  почти 4 гектара реликтового южнобережного леса.   А потом и донецкие , будучи при власти , кусочек оттяпали ...  Теперь даже и не знаю, а  что лучше,  кладбище для семьи и потомков,  или элитный закрытый клуб ...  Нашим детям ( да уже и внукам) места-то уж там точно не видать... Вот они в гаджетах только ума и набираются, или ещё чего-то там... А  то что пионерский лагерь там "резвился", так на то он и пионерский, а не исправительный.  Уж простите за столь длинный опус...  но ещё  маленькая ремарка.  Если бы не  СевМорЗавод, и те противооползневые работы, которые он провёл в 80-90 годы прошлого века,  то как минимум половина территории "имения"  уже давно в море сползло.  А лагерь надо  возвращать, пусть уж не заводу (который тоже власть никак не поделит) но всему городу!

Profile picture for user ФТУС
966

У МВД столько красивых и ухоженных зон и лагерей! Зачем им еще один!?

Profile picture for user niksy46
1805

Достаточно большая часть руководства МВД видно нуждается в местах отдыха. Почему бы не рассмотреть расположение этих мест отдыха где-нибудь "подале, да посеверней" ???

Главное за день

Как «подарок Гитлера» стал первым телескопом Крымской обсерватории

Исследовать космос на территории полуострова начали сто лет назад, но всерьёз за астрономию взялись после Великой Отечественной войны
19:16
4
413

Туристам в Крыму предложили экскурсии на необычный объект

Прошлое полуострова становится ближе, чем когда-либо.
16:18
0
898

Ин витро: как в Крыму импортозамещают виноград с помощью пробирок

Уникальный маточник вступит в лозоношение уже в следующем году.
18:18
1
627

Погибающую от жары рыбу в западном Крыму спасают кислородом

Но пока одни спасают живую природу, другие её загрязняют.
17:16
0
902

В аномальную жару в столице Крыма пилят главный парк

Жители беспокоятся за судьбу деревьев.
18:18
4
1781