Вопрос о судьбе оздоровительного комплекса «Береговое», в состав которого входит детский лагерь имени Комарова под Севастополем, вполне может поднять на уши всю философскую и политологическую общественность России.
Дело в том, что речь идет не просто об участке прибрежной территории в Форосе, в котором можно располагать оздоровительные лагеря, «дома приемов», коттеджи (которые как раковая опухоль почему-то обязательно появляются во всех подобных местах).
Речь идет о бывшем имении Мшатка, в котором в кипарисовом зале, составленном из прекрасных стройных деревьев, на фоне изумительной красоты горной стены находится могила крупнейшего русского философа и политолога (а еще крупного биолога, внесшего большой вклад в развитие ихтиологии и защиту крымских виноградников от филлоксеры) Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), пророка русской самобытности и цивилизационного суверенитета.
Описание А.А. Фетом места, где нашел последний покой ученый вошло в сокровищницу русской литературы.
Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,
Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя! -
Отдавался мысли широкой, доступной всему,
Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.
Постигая, что мир только право живущим хорош,
Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;
И у южного моря, за вечной оградою скал,
Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.
Увы, «цветущий сад» всё быстрее сползает к исчезновению.
В советский период о могиле Данилевского никто и не вспоминал, на месте его имения резвился пионерлагерь, само последнее пристанище было заасфальтировано. В 1995-96 году могилу удалось найти и обозначить, а в 2007 году был установлен памятник, довольно скромный конечно, но выразительный: крест, портрет и слова-завещание самого мыслителя: «Для всякого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого земного блага».
Ещё по теме: В Севастополе вспоминали запрещенного за стремление объединить славян русского учёного Данилевского
Мемориал находится на территории детского лагеря имени Комарова, входящего в комплекс «Береговое» и принадлежавшего до 2014 года Севморзаводу.
Когда в 2016 году автор этих строк решил посетить могилу мыслителя и отдать дань памяти одному из столпов русской идеи, то это оказалось непростой задачей. Довольно долго пришлось искать ту самую проходную, через которую можно попасть к могиле, обсудить вопрос с охраной, которая сообщила, что вообще лагерь закрыт, но к могиле Данилевского есть распоряжение пропускать.
В обществе охранника-провожатого, взявшего с собой длинную палку для распугивания змей, мы прошли по территории лагеря, представлявшего собой настоящую мерзость запустения.
С общей разрухой контрастировал только сам «кипарисовый зал», своеобразный природный мавзолей над местом упокоения мыслителя, но и он был в той части, которая зависит от человека, довольно неухоженным.
В воздухе висело чувство тревоги, - какая судьба постигнет бывшую Мшатку? Что за новые собственники здесь появятся? Не захотят ли, к примеру «оптимизировать» кипарисы, или заставить горизонт впереди и позади строениями, в которых удобно селить отдыхающее начальство?
Осознают ли они, что перед ними не только участок земли у моря, но и святыня русской философии и более того – исток внешнеполитической программы нашего государства?
Именно Данилевский первый в развернутом виде сформулировал тот метод изучения истории и политики, которые мы сегодня называем цивилизационным подходом и который является ведущим при анализе прошлого и настоящего человечества в современной науке. Константин Леонтьев, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Лев Гумилев, Сэмуэль Хантингтон…
Этот ряд начинается именно с Данилевского, чья книга «Россия и Европа», вышедшая в 1869 году перевернула как сознание соотечественников, так и иностранцев.
«Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды… Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало… Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить» - писал Данилевский.
Сформулированное им осознание противоположности цивилизационных и геополитических интересов России и Запада с тех пор стало фундаментальным принципом внешней политики России, последовательно проводившимся и, к примеру, внимательно читавшим Данилевского императором Александром III, и сегодня Владимиром Путиным.
Вся путинская внешняя политика после «Мюнхенской речи» и, особенно после 2014 года, выстроена в традиции Данилевского.
Но дело не только в личном взгляде лидера. Всё российское общество постепенно осознает ту истину, которую саркастично сформулировал мыслитель-пророк: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков. Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал…».
Изгнание «Марьи Алексеевны», имеющей то облик фрау Меркель, то еще какой-нибудь иноземки с должности вершительницы наших судеб, стало знамением нашего времени. И в сфере политики, и в сфере идей, мы наконец-то движемся по пути защиты собственных национальных интересов, без оглядки на чужое одобрение, который нам завещан упокоившимся в Мшатке мыслителем.
Данилевский считал, что «все формы европейничанья, которыми так богата русская жизнь, могут быть подведены под следующие три разряда:
1. Искажение народного быта и замен форм его формами чуждыми, иностранными; искажение и замен, которые, начавшись с внешности, не могли не проникнуть в самый внутренний строй понятий и жизни высших слоев общества — и не проникать все глубже и глубже.
2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву — с мыслью, что хорошее в одном месте должно быть и везде хорошо.
3. Взгляд как на внутренние, так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской точки зрения, рассматривание их в европейские очки …».
И в «России и Европе» содержится программа преодоления всех этих форм духовного и политического рабства Западу.
Данилевский полагал, что двигателем человеческой истории являются культурно-исторические типы, в каждом из которых вырабатывается собственные оригинальные начала цивилизации и круг идей, достигающие со временем разнообразия и цветения. Одним из таких самобытных культурно-исторических типов является славянский, восходящий в своём развитии.
Прошедший уже пик своего цветения, романо-германский тип смотрит на славянство с опасением и стремится задержать его развитие.
«Взгляните на карту, - говорил мне один иностранец, - разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своею массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?» - писал Данилевский.
Чтобы послужить делу развития рода людского в целом, нужно не усваивать с рабской покорностью мифические «общечеловеческие ценности», а развивать до полного раскрытия собственные самобытные начала: «Отношение национального к общечеловеческому вовсе не уподобляется тесным дворикам или клетушкам, окружающим обширную площадь, а может быть уподоблено улицам, взаимно пересекающимся и своими пересечениями образующим площадь, которая в отношении каждой улицы составляет только часть ее и равно принадлежит всем улицам... Чтобы содействовать развитию города, который представляет в нашем уподоблении всечеловечество, ничего не остается делать, как отстраивать свою улицу, по собственному плану, а не тесниться на общей площади и не браться за продолжение чужой улицы».
Россия не должна подпирать костями враждебную нам западную систему, а строить свою собственную.
Современная Россия во всем том, в чем мы её любим – утверждающая собственный суверенитет, проводящая самостоятельную политику, укрепляющая свою культурную оригинальность и избавляющаяся от обезьянничания перед иностранным, развивающая то, что действительно нужно русскому человеку – строящая дороги и мосты, восстанавливающая сельское хозяйство и чающая прорыва к новым технологиям – всё это наследие той идеи, которая была привнесена и закреплена в нашу жизнь Н.Я. Данилевским.
Скромная могила в кипарисовом зале – это то место, где мы обретаем сакральное средоточие русской идеи, и если мы посмеем проявить хотя бы градус, хотя бы полградуса невнимания к сохранению этой святыни, то нет нам прощенияни в этом веке, ни в будущем.
Егор Холмогоров
Фото: автора, ForPost, kerch.com.ru
Обсуждение (5)
За деньги продается и предается и большее - Родина, Россия. Больно.
Это в ДОЛ им Комарова, который Меняйло забрал у севастопольских детей и подарил ментам.
Уж простите великодушно, если ненароком нарушу чьё-то "сакральное средоточие"! Каюсь, неоднократно сам играл в футбол в сём кипарисовом зале. С 72-го года года золотая медаль спартакиады п/л им В.Комарова бережно хранится. Хорошая была площадка , уютная , чистая (Сами убирали!) И лагерь был весь такой домашний. И с патриотиозмом было всё в порядке (без всяких там "фондов" для выкачивания благ из власть имущих) И на МорЗавод добрая половина ребят приходила потом работать, уже как в родную семью. Однако перестройка случилась, будь она неладна.... И покатилось руководство СМЗ под откос... а точнее под братьев Блейзеров, под Григоришина, и аж до самого порошеннко докатилось.. Не забывая при этом себе "хатынки " 3-х этажный на территории лагеря попристраивать. А часть земли и вовсе распродали под застройку (ту, что к Форосу ближе), предварительно спалив (ну, случайно конечно!) почти 4 гектара реликтового южнобережного леса. А потом и донецкие , будучи при власти , кусочек оттяпали ... Теперь даже и не знаю, а что лучше, кладбище для семьи и потомков, или элитный закрытый клуб ... Нашим детям ( да уже и внукам) места-то уж там точно не видать... Вот они в гаджетах только ума и набираются, или ещё чего-то там... А то что пионерский лагерь там "резвился", так на то он и пионерский, а не исправительный. Уж простите за столь длинный опус... но ещё маленькая ремарка. Если бы не СевМорЗавод, и те противооползневые работы, которые он провёл в 80-90 годы прошлого века, то как минимум половина территории "имения" уже давно в море сползло. А лагерь надо возвращать, пусть уж не заводу (который тоже власть никак не поделит) но всему городу!
У МВД столько красивых и ухоженных зон и лагерей! Зачем им еще один!?
Достаточно большая часть руководства МВД видно нуждается в местах отдыха. Почему бы не рассмотреть расположение этих мест отдыха где-нибудь "подале, да посеверней" ???