Новости Крыма

В Ялту за полчаса: когда и как в Крыму работало аэротакси

Было время, когда полёт на вертолёте обходился туристам как два билета на троллейбус.

Для перевозок по Крыму использовались вертолёты серии Ми.
Для перевозок по Крыму использовались вертолёты серии Ми.
Фото:
коллаж ForPost|Елена Фокина

В одном из своих рассказов писатель Михаил Зощенко мечтал о том, что когда-нибудь сможет тратить на отдых в Крыму считанные часы: прилетать в Ялту из Москвы, купаться в море и улетать обратно.

Иронизируя на тему транспорта в 1935 году, писатель вряд ли предполагал, что уже через 20 лет эта мечта сможет осуществиться.

О том, как в Крыму развивалась и расширялась сеть гражданской авиации, ForPost рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры основ российской государственности КФУ имени В.И. Вернадского Сергей Скоробогатов.

Недоступная роскошь

История гражданской авиации в Крыму берёт своё начало 1 мая 1936 года. В этот день в 5 часов утра экипаж Аэрофлота вылетел из Симферополя, чтоб спустя 12 часов и 1335 километров приземлиться в Москве.

«Впоследствии регулярные рейсы пассажирских и транспортных самолётов АНТ-9, ПС-89 и К-5 связали Симферополь с Киевом, Харьковом и другими городами РСФСР и УССР, появились постоянные трассы воздушного сообщения», — объяснил Сергей Скоробогатов.

И хотя в последние пять лет до начала Великой Отечественной войны гражданское авиасообщение развивалось довольно активно, нельзя сказать, что оно столь же активно выполняло функции по перевозке населения. Так, по словам собеседника издания, в основном по всем направлениям в Крым и из него путешествовали документы, почта, а также матрицы газеты «Правда».

Порой случалось, что к бумагам подсаживался командированный сотрудник, работник НКВД или высокопоставленный чиновник. А вот для простого населения авиаперелёты оставались за пределами мечтаний: это было слишком дорого.

«Крымское направление обслуживали разные самолёты: от одно-двухместных почтовых до настоящих лайнеров на 12-15 мест», — поделился Сергей Скоробогатов.

Одним из самых престижных, и, стоит отметить, эксклюзивных самолётов для полётов из Крыма был пассажирский самолёт ПС-89, также известный как ЗиГ-1. Всего было выпущено 7 таких машин, они использовались на линиях Аэрофлота, в том числе обслуживали рейс Симферополь — Москва. Продолжительность полёта составляла шесть с половиной часов, а билет в одну сторону обходился в 155 рублей.

Реклама довоенного рейса на самолёте ПС-89.

Мирная жизнь и новые задачи

После 1945 года ситуация сильно изменилась. С фронта вернулись военные лётчики, которым была нужна уже мирная работа, а в ангарах поселилось огромное количество авиатехники. Авиасообщение стало развиваться быстрыми темпами, ещё и стремительно удешевляясь.

Такой ресурс позволил сформировать в Крыму новый аэропорт и разветвлённую сеть внутренних маршрутов. На полуострове появилось 12 точек, в которые можно было попасть самолётом: Симферополь, Севастополь, Межводное, Славное, Раздольное, Первомайское, Красноперекопск, Нижнегорский, Советский, Золотое поле, Ленино и Керчь.

«Кроме ЮБК, где построить взлётно-посадочные площадки было невозможно, все сегменты Крыма были заняты авиасообщением. Почта, документы и скоростные перелёты. Стоит понимать: это сейчас машиной до Керчи можно доехать за три часа, а тогда на это требовалось куда больше времени. А самолёт мог долететь до любой точки Крыма в течение часа, максимум — полутора», — объяснил историк.

Услугами местных лётчиков также стали пользоваться крымские аграрии. На каждой из 12 точек, куда на полуострове мог приземлиться самолёт, был организован аэродром подскока — транзитный пункт, где на воздушные суда оперативно подвешивали баки с инсектицидами. Оттуда они стартовали в ближайшие поля для обработки растений от вредителей.

Помимо самолётов, сельскохозяйственному сектору помогали и вертолёты. Например, те же самые Ми-1, использовавшиеся в качестве аэротакси, успешно опрыскивали южнобережные виноградники.

В Ялту за полчаса

К середине пятидесятых на полуострове заработало первое аэротакси. От Симферополя до Ялты открылась вертолётная линия, которую, по словам Сергея Скоробогатова, рекламировали как доступную альтернативу наземному транспорту. Всего за полчаса времени и 3 рубля советские граждане могли добраться по воздуху до южнобережного курорта. Для сравнения, троллейбус из крымской столицы обходился в 1 рубль 20 копеек.

Для таких перевозок обычно использовался советский многофункциональный вертолёт Ми-1, созданный в 1948 году. Он вмещал в себя одного пилота и не более двух пассажиров, а общий вес, который машина поднимала в воздух, не превышал 255 килограммов. При этом маленький Ми-1 летел со скоростью от 130 до 185 километров в час.

«Позже в Ялту стали летать Ми-4, Ми-2 и Ми-8, которые вмещали в себя в разы больше пассажиров», — добавил Сергей Скоробогатов.

Аэротакси в крымских горах.

Период расцвета вертолётного аэротакси в Крыму пришёлся на 1958-1961 годы. Но затем понемногу начал сходить «на нет». Как пояснил историк, всё началось с неудачной проверки комиссии.

«Как-то комиссия проверяла маршрут на безопасность, и их сильно “тряхнуло” в воздушной яме над Ангарским перевалом. Комиссия сочла, что путешествовать таким маршрутом небезопасно, и в Ялту стали летать, делая крюк через горы около Севастополя», — пояснил Сергей Скоробогатов.

Позже, как предполагает собеседник ForPost, партийное руководство нашло для себя новый интерес в троллейбусной линии Крыма. И тогда рекламировать стали уже троллейбусы, а о вертолётных перевозках вспоминали всё реже.

Несмотря на это, аэротакси продолжило свою работу вплоть до самого распада СССР. Затем совершать такие короткие перелёты, как отметил Сергей Скоробогатов, стало «коммерчески неэффективно», и большую часть техники списали на металлолом.

Реклама вертолётных перевозок в Крыму.

Пятый в Союзе

В разное время в Симферополь прилетало более 40 видов разных воздушных судов. Например, 22 июля 1959 года крымская столица приняла первый в стране регулярный рейс Киев — Москва —Симферополь на новейшем на тот момент турбовинтовом Ан-10.

«Лайнер привёз в Крым 75 пассажиров из Москвы. Продолжительность полёта из столичного Внуково составила 2 часа 15 минут. Интересно, что и последний рейс самолётов этого типа был связан с Крымом. Он закончился в 1972 году в Симферополе», — поделился Сергей Скоробогатов.

Со временем аэропорт Симферополя стал одним из важнейших во всём Советском Союзе. По словам Сергея Скоробогатова, он был пятым по объёму и важности перевозок на союзном уровне. Превзойти южную столицу удалось только московским аэропортам Шереметьево и Домодедово, ленинградскому аэропорту Шоссейная (сейчас — Пулково) и киевскому Жуляны.

Ещё один крупный виток развития аэропорт в крымской столице получил уже в 2018 году, когда в эксплуатацию был введён новый терминал. Как рассказывал ForPost, на 78 тысячах квадратных метров расположилось 9 выходов на посадку с одновременной загрузкой до 25 рейсов. Годовая пропускная способность аэропорта возросла до 6,5 миллиона человек.

Однако последние три года воздушный порт полуострова остаётся закрытым для любых самолётов. Соответствующее распоряжение, которое ввели в Росавиации после начала специальной военной операции, действует до сих пор.

Елена Фокина 

Фото: предоставлено Сергеем Скоробогатовым

4785
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 5 (8 голосов)

Обсуждение (5)

Profile picture for user КРЫМЧАК
16627
КРЫМЧАК

В Ялту за полчаса: когда и как в Крыму работало аэротакси

Были времена...., теперь, даже моментов не осталось! Жизнь сплошная сказка о Чиполино с Буратино.

Profile picture for user d dd
9961
d dd

та , это себе так фигня,авиасообщение

полно было всякого ,кроме галош и дефицита,

поищите к примеру "видеосвязь в ссср" на года посмотрите

Profile picture for user d dd
9961
d dd

d dd,

листая старые страницы, ладно в Крыму развлекуха, а есть регионы где малая авиация жизненная необходимость.

поинтересуйтесь  судьбой самолета ЛМС-901 «Байкал»  ,

чистое мусоросжигание

Profile picture for user Справедливый_кот
4450
Справедливый_кот

При СССР деньги государство не жалела : у людей была работа,место проживание,отдых  взрослых и детей  летом . При СССР была уверенность в завтрашнем дне ,правда не хватало  стройматериалов и  некоторых продуктов ...

Profile picture for user ИгорьБуркальцев1
415
ИгорьБуркальцев1

А что не летаем? Меняйло обещал!!!

Главное за день

В регионах России выпал снег

И заполнил соцсети фотографиями.
18:18
0
124

Предсказуемый результат: чем закончились выборы губернаторов и депутатов в России

В субъектах РФ завершилась одна из самых спокойных избирательных кампаний, по оценке эксперта.
15:15
3
512

Площадь пожара на востоке Крыма за ночь выросла почти в шесть раз

Распространение огня к утру удалось остановить.
09:26
0
1225

Михаил Развожаев набирает более 81% голосов избирателей

Стали известны предварительные итоги выборов губернатора Севастополя.
09:00
0
2198

Трусы-приманка, денежный кофе, мусорные мантры: во что верят крымчане?

С помощью ритуалов мозг создаёт иллюзию контроля.
16:28
0
1497

Сегодня на железной дороге произошло сразу два крушения поездов

В одном инциденте погиб машинист, в другом – парализовало движение.
15:15
0
2083

Туризм

В Севастополе арестовали принадлежащую иностранцу гостиницу

Поводом стали долги по налогам размером более 700 тыс. рублей.
18:02
0
718

Кабмин утвердил список «благоприятных» стран для российских туристов

В перечень включены три страны — кто получит преференции?
11:15
1
1197

Стало известно количество погибших на канатной дороге на Эльбрусе

Предварительная причина трагедии — сход троса с ролика опоры.
17:15
0
2977

Аргентина больше не позволит россиянкам «прятать животы на границе»

По заявлению аргентинского посла, латинская страна пресекает практику «родильного туризма».
12:40
3
1354

Застройщик намерен превратить тихий посёлок в Крыму в центр туристических развлечений

Покупателей с материка хотят привлечь аквапарком, концертами и федеральными торговыми сетями.
19:28
18
39663