Крым

В столице Крыма исчезла после ремонта историческая афишная тумба

Стоит ли сохранять оставшиеся?

Ремонт одной из центральных улиц Симферополя не пощадил артефакт начала XX века: цилиндрическая тумба для афиш и объявлений внезапно пропала. Почему наследие ушедших лет убрали и насколько важно вообще сохранять подобные «артефакты» крымского прошлого в современном городе, узнавал ForPost.

Беззащитное наследие

Первым на пропажу тумбы обратил внимание крымский гид Иван Коваленко. Проводя экскурсию по Симферополю, он не нашёл «экспоната» на пересечении улиц Желябова и Долгоруковской. Рабочие, по его предположению, убрали исторический объект во время ремонта улицы.

В Симферополе уцелело четыре-пять круглых тумб, на которые издавна клеили театральные афиши и различные частные объявления, рассказал краевед в ходе прогулки по городу. Эти конструкции были отлиты из бетона в начале прошлого века.

крым симферополь тумба афиши история наследие город

Пока сохранившаяся круглая тумба на пересечении улиц Студенческой и Ленина.

Несмотря на важную в своё время роль в жизни столицы, ни одна из этих тумб не обладает охранным статусом объекта культурного наследия (ОКН), и, соответственно, не состоит на учёте Минкульта республики, выразила сожаление ForPost архитектор-реставратор, член правления крымской организации Союза архитекторов Крыма Ольга Сергеева. Значит, и за их возможный снос никто не отвечает.

«Нам всё мешает, даже тумба, — посетовала собеседница. — Я к этому уже отношусь философски, но всё равно мне жаль: элементы старой застройки уходят. Понятно, что если не было никакой причины её сносить, то не надо было её трогать. Тем более тумба до сих пор исполняла свою функцию!».

Между тем назвать причины, по которым историческую тумбу убрали с перекрёстка, в администрации Симферополя затруднились. ForPost также направил информационный запрос в службу автомобильных дорог РК, которая выступала заказчиком ремонта улицы Желябова.

Есть прецедент

Объект не обязательно должен быть включённым в перечень ОКН, чтобы его берегли для потомков, рассказал ForPost председатель Симферопольской городской организации Союза архитекторов РК Кирилл Бабеев. Если город обладает каким-либо историческим наследием, то все артефакты желательно сохранять в городской среде, потому что это как раз и придаёт ей особый колорит.

Тем более у Симферополя есть опыт спасения подобных исторических деталей. Например, бельгийские электроопоры – металлические клёпанные столбы, которые устанавливали в Симферополе ещё для линии трамваев. Однако опоры настолько естественней смотрелись на улицах, что их было решено оставить после того, как этот вид городского транспорта убрали из столицы Крыма, напомнил Кирилл Бабеев.

крым симферополь трамвай опора столб история табличка

Опора электроосвещения и сохранившийся оригинальный электрощиток на проспекте Кирова.

«Нужно понимать, что город меняется. Если объект представлял какую-то эстетическую ценность, формировал среду вокруг себя, то надо оставлять этот исторический след, но находить ему место в новой структуре», — уточнил архитектор.

Читайте по теме: Упрощённый снос аварийных зданий может угрожать исторической застройке Крыма

Сохранившиеся рекламные тумбы как элементы благоустройства исторического центра Симферополя необходимо инвентаризировать и поставить на учёт, добавила Ольга Сергеева. Тем более в Крыму неучтённый объект вполне можно сровнять с землёй без всяких последствий, как это произошло в Ялте с домом архитектора Ливадийского дворца Николаем Красновым.

Лучше сажать деревья

Впрочем, к созданию современной городской среды надо подходить вдумчиво. По словам члена Союза архитекторов РК Максима Пивоварчика, исторические конструкции можно беречь, но при условии, что они «эстетически приемлемы для города и их месторасположение выбрано правильно». Пропавшая тумба таким параметрам вряд ли соответствует, считает он.

«Сделано под стилизацию колонны, но это не классическая колонна, которая построена по золотому сечению. Это просто вертикальная труба, — выразил мнение собеседник ForPost. — Через 50 лет те же рекламные щиты (билборды и ситилайты — Прим.) станут ли историческим артефактом?».

Поэтому в городе необходимо расчищать пространство от «рекламного мусора», высаживая взамен деревья, добавил архитектор.

Кстати, в Севастополе горожане однозначно выступают за сохранение таких небольших «элементов благоустройства». Как писал ForPost, в 2019 году при ремонте Большой Морской и площади Ушакова рабочие чуть не снесли одну из похожих тумб: конструкция мешала обзору автомобилистов. Общественности города-героя удалось отстоять исторический артефакт.

Получится ли у крымчан повторить опыт соседей?

Пелагея Попова

Фото автора

670
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (2)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6071
d dd

Не получиться,потому что "необходимо расчищать пространство"

(формировать комфортную гор.среду).

Севастополь здесь как опыт сохранения неуместен.

Profile picture for user Antoni
477
Antoni

Уничтожение исторического наследия полным ходом в Крыму и Севастополе. Ясно как божий день. 

Главное за день

В горах обнаружены следы затерянного дворца крымских ханов

Найденные артефакты и исторические свидетельства подтверждают находку.
16:16
1
995

Дружба с крокодилом против туземца: что сказал о России Трамп в интервью Карлсону

Он назвал "больными" тех, кто характеризовал его как "друга России".
18:41
0
1708

Как в Севастополе и Крыму поставили на поток захват земли "уязвимых" горожан

В схеме с разными людьми фигурирует один и тот же нотариус с Украины и одна и та же нотариальная контора из Севастополя.
20:02
11
10821

Приблизиться к «поросёнку»: как в Крыму играют в петанк

До конца года в Крыму появится федерация по этой спортивной дисциплине.
10:14
0
1589