Новости Севастополя

В Севастополе определили будущий облик мемориала на мысе Хрустальном

Служба новостей ForPost

Среди 15 концепций победила московская «Остоженка».

В Севастополе определили будущий облик мемориала на мысе Хрустальном
Фото:
предоставлено правительством Севастополя

В Севастополе определили итоговую концепцию мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941-1942 годов». Мемориал, которого не одно десятилетие ждали ветераны Севастополя, станет одним из объектов культурного кластера, строительство которого сейчас ведётся на мысе Хрустальном.

Победителем открытого конкурса, на котором было представлено 15 концепций от 14 участников, стало московского архитектурного бюро «Остоженка» — представленный им проект набрал 51 балл. Второе место занял архитектор Евгений Машонин — его работу жюри оценили в 48,5 балла, третье место получило архитектурное бюро «Растворгрупп» — 35,5 балла.

«В проекте „Остоженки” есть решение, которое впечатлило большинство членов жюри. Торжественное внутреннее пространство бельведера мемориальное — на земле россыпи смертоносных осколков вражеских бомб и снарядов, которыми буквально нашпигована севастопольская земля и которые продолжают находить и сейчас», — написал по итогам конкурса губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

Севастополь мемориальный комплекс на Хрустальном

Напомним, организацию конкурса на архитектурное решение мемориала в ноябре 2021 года инициировал глава региона Михаил Развожаев. Кроме разработки облика самого мемориального комплекса, перед авторами была поставлена задача учесть варианты консервации, музеефикации или приспособления части объекта археологического наследия «Форт Меншиков», а также обустройства общественного пространства и подземного паркинга на 200 мест.

Победителю конкурса положен приз в один миллион рублей, вознаграждение за второе место — 500 тысяч рублей, премия за третье место — 300 тысяч рублей.

Севастополь мемориальный комплекс на Хрустальном

Мемориал расположен между памятником Матросу и Солдату и Морским гидрофизическим институтом.

По итогам почти четырёхчасового рассмотрения концепций своим мнением о работах поделился один из членов жюри — депутат законодательного собрания Вячеслав Горелов. Во время общения с журналистами — до официального утверждения итогов — он выделил две работы, представленные московскими архитекторами.

«Мне они очень понравились: одной работе я поставил пятёрку, другой — четвёрку. Но, по правде говоря, треть работ — это просто полный брак», — сказал парламентарий.

Какие проекты вызвали одобрение, депутат до подведения итогов называть не стал. Как выяснил ForPost позже, пятерку заслужил именно победивший проект.

Севастополь мемориальный комплекс на Хрустальном конкурс

Кроме представителей столицы, в конкурсе приняли участие архитекторы из Севастополя, Симферополя, Йошкар-Олы и других городов России. Работ от иностранных участников, которые ранее проявляли интерес к проводимому мероприятию, в Севастополь не поступало.

Часть работ, по словам Вячеслава Горелова, вообще были лишены какой-то внятной идеи и связи с Севастополем — не были привязаны конкретному пространству и, вероятно, разрабатывались «на всякий случай», что в данной ситуации недопустимо.

«Очень важно, чтобы это пространство оставалось узнаваемым и чтобы оно гармонировало с теми объектами, которые на мысе Хрустальном появляются. Мыс Хрустальный и так уже изрядно изранен теми объектами, которые там появляются», — отметил Горелов.

конкурс проектов Севастополь мемориальный комплекс на Хрустальном

Напомним, что речь о создании паркового пространства с мемориальным комплексом в районе будущего культурного кластера идёт на протяжении 5 последних лет. В ноябре 2017 года региональное правительство даже проводило конкурс концепций парка «Защитникам Севастополя 1941-1942 годов». Победу в котором одержала местный архитектор Елена Белоус, но концепция парка внезапно превратилась в проект культурного кластера.

Олег Турчанович

Фото: пресс-служба правительства Севастополя

3911
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 0.3 (38 голосов)
Обсуждение (62)
Алексей Процко
6007
Алексей Процко

Какое уродство в итоге. Цензурных слов нет.

lara-lr3
900
lara-lr3

Что бы ни делали эти архитекторы,у них одни перголы получаются!!! Это как клумбы засыпанные щебнем с валунами,главное и строить ничего не надо,опять можно миллионы по карманам рассовать.

Кочевник
2357
Кочевник

А проекты 2 и 3 е место можно показать? Что то мне подсказывает, что Остоженка у же один раз обгадилась в Севастополе!!  

Йоланда
3613
Йоланда

Они просто издеваются!!! Зачем нам бетонная пергола?!!!!  На мысе Хрустальный можно поставить крест..сначала консервная банка театра,теперь ЭТО. Просто хотят сказать:"Вы местные папуасы,нравится Вам или нет,имели мы Вас ввиду!" Завести под это конструкцию всех причастных и обвалить столбы. Сколько можно уродовать облик города!

dimitro
6618
dimitro

Красиво, мне нравится, делайте уже скорей боюсь не доживу :( Если будут спрашивать, скажите я разрешил, севастополец

Алексей Процко
6007
Алексей Процко

Обведи кружочком где ты там красоту увидел. Ты просто сдался сам для себя и забил на всё. Вот чем я объясняю твой полный пофиг. Тебе всё-равно что - лишь бы уже что-то построили. А это ошибочная жизненная позиция. "Пофиг" нельзя транслировать. С ним надо сидеть тихо, и не дай Бог, чтобы кто-то узнал.

to dimitro:  

Красиво, мне нравится, делайте уже скорей боюсь не доживу :( Если будут спрашивать, скажите я разрешил, севастополец

 

AleStar
638
AleStar

Алексей Процко,

Как же ты прав,Алексей🙏❤️

aquila
7878
aquila

Что- то я не поняла идею... А остальные проекты как выглядят, второе, третье место?yak

Тина Севастополь
10104
Тина Севастополь

А где парк?  Путин же сказал, то люди хотят парк.

Развожаев  обещал деревья.  Сколько штук?

Ставрида
985
Ставрида

Зачем? Зачем это сооружение - тяжелое, не имеющее смысла и назначения. Представила там свалку ржавых осколков.... брррр. Да сделали бы уютный и милый парк со скамейками и деревьями, с небольшими  скульптурами о воинском подвиге. Или просто о мирной жизни.  Посмотрите на символ города - это красиво.

strelec
25567
strelec

     Очередная пергола вместо полноценного музея защитников Севастополя,экспонаты для которого десятилетиями собирали научные работники Музея героической обороны Севастополя.? Это хамский плевок севастопольцам! Моральные уроды решили отделаться по дешевке!Позор!

    Озвучьте.плиз,фамилии бездарей ,входивших в жюри!

Афалина
685
Афалина

Удивила на этот раз позиция депутата Горелова. Вот этой клетке он поставил  пятёрку ?  Что это с ним случилось ?

AleStar
638
AleStar

Афалина,

Наверное на фоне остальных проектов это "5"

Иоанн
4662
Иоанн

Мемориал, которого не одно десятилетие ждали ветераны Севастополя, станет одним из объектов культурного кластера, строительство которого сейчас ведётся на мысе Хрустальном.

Сколько можно прятаться за мифическими "ветеранами"? Вы их спросили, что они думают про бездомных балерин? Вы спросили у них разрешения на хмарочёсы: 3 укропских и один от освободителей? Вы их про кластер спросили? 

Val'ok
2032
Val'ok

 А мне идея понравилась. Простая, монументальная форма.  С  осколками хорошее решение. Только они должны быть не в один слой, найдётся ли столько... ( надо бы объявить сбор осколков). И ещё, конструкция должна быть технологична с точки зрения содержания и поддержания в достойном виде. Материалы облицовки, соответственно, не дешёвка...

Иоанн
4662
Иоанн

 Озвучьте, плиз, фамилии бездарей, входивших в жюри!

Иоанн
4662
Иоанн

А мне идея понравилась. Простая, монументальная форма.  С  осколками хорошее решение. 

Чтобы понять, что эта конструкция неуместна, следует выти на внешний рейд и взглянуть на город с моря. Получается, что Центральный холм с Владимирским собором и Штабом ЧФ в качестве доминанты перегораживается сеткой-клеткой.

Спасибо, что не трезубцем и не свастикой.

AleStar
638
AleStar

Иоанн,

штаб уже разобрали, напрочь стирают имя Города-Героя, разбавляют бездумными и бесшабашными, стремящимися "к морьку на пляж" приезжими...

Иоанн
4662
Иоанн

Линьков
32380
Линьков

Недострой.

Я назвал сооружение неодушевленным словом потому, что оно подчеркивает господствующее в архитектурном окружении здание балетной академии, а не музея. Есть такая песня "Узелок", в ней- слова: Я его слепила из того что было, а потом что было то и полюбила. Я имею в виду другие идеи, на фоне которых бельведер выглядит шедевром, который со временем слепится и слюбится. Это- мнение обывателя.

Val'ok
2032
Val'ok

to Иоанн:  К сожалению, это пространство УЖЕ перегружено  разной архитектурой, там ассорти.  А с масштабом констркуции ещё не поздно поработать. Но идея с осколками отличная.

Anga
228
Anga

А где музейщики? Это ж к Панораме должно было относиться? Где Музей? На фото хрень какая-то с колонами. 

эдвард59
1232
эдвард59

Перголы, перголы, кругом одни перголы!!! Задолбали уже своей перголизацией! Похоже что на большее архитекторы перголизаторы не способны.crazyyak

Иоанн
4662
Иоанн

1. К сожалению, из-за продажности предыдущих ветвей власти - Оккупационной Администрации и Городского Совета - в центре ранее уже появились конструкции, выпадающие и подавляющие исторический центр. Это оба унитаза и 3 укрохмарочёса по Сенявина.

2. Те лица, которых лысые освободители припёрли из-за кордона, и которые склонны посмеяться над геноцидом на Донбассе, исходили не из  исторического облика,  а из наличия имеющихся инородных элементов (унитазы, хмарочёсы).

3. Кроме унитазов, хмарочёсов, а также уродской Радиогорки и дурацкого гидрофиза, имелись чудовищно непомерных размеров солдат с матросом и штык с парусом, которые только убедили закордонных специалистов, что Севастополь тяготится ретростилем и жаждет обрести морской фасад как в Гонконге или Нью Йорке.

Разве что вместо тётки с факелом - 2 мужика со стрелковым оружием. Впрочем тётка тоже есть, зато не зелёная как у отсталых пиндосов, а золотая!

4. К сожалению, понаехавшая кодла мыслит точно так же - что эта часть города ещё при прежних руководителях уже была отдана для архитектурных и пространственных экспериментов.

5. Следует честно признаться, что именно мы подготовили им благодатную почву. Не протестовали против штыков  с парусом, нахрен никому не нужных. И против фальшивого пафоса просто идиотически гигантских солдата с матросом, которые зачем то бежали с обрыва.

6. Строителю унитаза приношу извинения. По сравнению с клястером и клеткой-сеткой, синий унитаз является античной классикой.

love19596
3203
love19596

Ужас ужасный. А Горелов В.очень удивил своими высказываниями и одобрением совершенно непонятной конструкции.

Линьков
32380
Линьков

Несколько слов о логистике "монументалистов". Люди всегда стремились вернуться в прошлые эпохи - не только нескольких веков назад, но и гораздо дальше - в эпоху Возрождения- Древнего Рима и Греции. Та же логика "возрождения" присутствует и в нашем городе. Отсюда, появление монументальных сооружений, созданных с элементами разрушения, например, "Колизей", на Приморском бульваре, или "Бельведер", с "чудесным видом",  на все четыре стороны, проемами и антикварием, на мысе Хрустальный. Не хватает "крупных форм"  Аполлона Бельведерского, высотой 2,24 м.

https://www.youtube.com/watch?v=2aFAsLxWyD8

 

Stonecоld
393
Stonecоld

Простите пожалуйста меня, но что это за ГО*НО такое? Это мемориал? Мемориал это на 35 батарее! А это бетонная клетка - бездарный помёт менеджеров!

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

"В проекте „Остоженки” есть решение, которое впечатлило большинство членов жюри. Торжественное внутреннее пространство бельведера мемориальное "....та же пергола, только в профиль...Жопорук хоть знает, что такое "бельведер" в архитектуре?

Город Севастополь
2189
Город Севастополь

Обязательно нужно будет сделать ещё экспозицию посвященную Севастопольским строителям восстановивших Севастополь после Великой Отечественной войны. 

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

to Афалина:  

Удивила на этот раз позиция депутата Горелова. Вот этой клетке он поставил  пятёрку ?  Что это с ним случилось ?

 

to love19596:  

;...видно вы года три не присутствовали в Севастополе, что удивляетесь высказываниям Горелого. Уже три года он положил публично болт на мыс Хрустальный!

К.Н.Малахов
184
К.Н.Малахов

Заброшка-цех  до кучи к  театру (гигантской коровьей лепешке): новое слово в архитектуре бывшего Севастополя.  Или полный непрофессионализм или предварительно глаза чем-то сильно замазывали.

Gewissen
260
Gewissen

Назову сыновей Суходол и Бельведер

elise
898
elise

Жуткая клетка под палящим солнцем!

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

 ровно 41 год назад был создан проект мемориала, который рукожопам не переплюнуть никогда!

Chief769
614
Chief769

Феерические идиоты! Это же недостроенный склад вторчермета! Страшно представить во что ЭТО превратится через полгода - год на берегу моря!  О какой-то красоте я вообще молчу. Бессмысленая забороподобная клетка. Этому, прости Господи!, "жюри" место в дурке! Выдать автору сто рублей за усердие, картинки сдать в музей "поля чудес в стране дураков", территорию отдать под зелёные насаждения. 

Chief769
614
Chief769

Да, и ещё...  Губернатору выписать бесплатный абонемент на цикл уроков в художественной школе для младшего школьного возраста.... Ну, чтобы хоть как-то...

znak26
1074
znak26

Ну есть же там уже памятник! Обыграйте его павильонами  и все!

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

а не лучше вернуться к искусству? Когда не было рукожопов, жопоголовых и Жопорука? Тогда ещё были архитекторы! Не сегодняшние высеры....

elliniko
706
elliniko

Клетка какая то...

Я уж не спрашиваю зачем там ещё что-то громоздить.

Это, знаете, как в компьютерной игре типа Цивилизации, когда не хочется продумывать дизайн города, ставишь домики просто в ряд, без дорог, без ничего. Вот и здесь так

Одуван будет?

sinergi
796
sinergi

Это же недострой какой-то!!!! Очередной распил денег и никакой красоты!!! 

Йоланда
3613
Йоланда

to Тина Севастополь:  Не волнуйтесь,штук 3-5 воткнут,а так в основном еще с десяток кустиков и травка,травка.. За деревьями ухаживать надо растить их,а это никому не интересно.

Йоланда
3613
Йоланда

to Stonecоld:  

∆∆∆
2332
∆∆∆

Самое главное больше бетона, асфальта и плитки! И никаких растений и скамеек! Ну ладно, можно в горшках поставить как сейчас модно, а то не дай Бог испортить бетон, асфальт и плитку! А летом там будет адская сковорода!

Александр Чулков
699
Александр Чулков

to Тихон Чистяков:  

а не лучше вернуться к искусству? Когда не было рукожопов, жопоголовых и Жопорука? Тогда ещё были архитекторы! Не сегодняшние высеры....

 Прекрасно помню, что писали и говорили о монументе Штык и Парус и о памятнике Солдат и Матрос и как называли, по памятнику даже было принято решение о сносе, слава Богу денег не нашлось.

Аллегро
3532
Аллегро

Очень подходит слово Ящик для груш. 

Абстракция....воплощение желаний воспалённой неопределенности, невнятности и непонимания.

Это База ВМФ. Какие вопросы могут возникать по тематике сооружения? Какие же убогие решения. Какая функциональность, что можно показать и рассказать детям находясь в этом Ящике?

Разрушители истории и искусства

 

Иоанн
4662
Иоанн

Развожаев  обещал деревья.  Сколько штук?

 

Александр Чулков
699
Александр Чулков

to against everibody:  

Не только на кухне, Солдата и Матроса постановили убрать уже на городском уровне, путем голосования, да и в прессе было много гневных публикаций. Про Эйфелеву башню не говорю, как железная конструкция стала символом Парижа.

love19596
3203
love19596

 

to Афалина:  Удивила на этот раз позиция депутата Горелова. Вот этой клетке он поставил  пятёрку ?  Что это с ним случилось ? to love19596:  ;...видно вы года три не присутствовали в Севастополе, что удивляетесь высказываниям Горелого. Уже три года он положил публично болт на мыс Хрустальный!

 Нет, никуда не уезжала, даже живу в соседнем доме.

elise
898
elise

Горелов своим голосованием меня удивил... Что с ним случилось, почему перестал отличать безобразное от красивого и уместного?

айлант
2399
айлант

Если ЭТО - шедевр, то что называется ХАЛТУРОЙ?

Galaxe
9485
Galaxe

Не понял, что эта клетка и есть музей обороны ??? 

Алиса
1891
Алиса

Я думала, там будет музей.

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

 

to Тихон Чистяков:  а не лучше вернуться к искусству? Когда не было рукожопов, жопоголовых и Жопорука? Тогда ещё были архитекторы! Не сегодняшние высеры.... 

 

to Александр Чулков:

Прекрасно помню, что писали и говорили о монументе Штык и Парус и о памятнике Солдат и Матрос и как называли, по памятнику даже было принято решение о сносе, слава Богу денег не нашлось.

 

 Сразу как только понаехал пан Григорьянц в Севастополь, с периодичностью  раз в два года, он в "СС" методично стал обсерать Мемориал. Видимо в угоду своего проекта комплекса Мечети на 6-ом бастионе на Крейзера - слава богу не реализованном , как и его взорванная 19-ти этажная овощная лавка на Капитанской 12.

 

"Солдат и Матрос" - это лучшая монументальная пластика в Севастополе.

 

И что удивительно, проект Мемориала "Героическим Защитникам Севастополя"  от 18 марта 1980 года Киева уничтожен после референдума 18 марта 2014 года Развожаевым, московским сановником .

В юбилей 40-летия музея.

Теперь Развожаев пропихивает "Клетку для папуасов" вместо музея.

Куда мы его и определим надеюсь совместно.

;

to Иоанн:  

;тут вы не правы по пластике "Солдата и Матроса"!

карапупс
681
карапупс

Какими бы словами ни преподносили глубинный смысл этого сооружения -  ОНО НЕ КРАСИВОЕ! По этой причине его не должно быть.

korabel80
348
korabel80

Это Парфенон ХХ1-го века?  26 веков назад древние архитекторы Иктин и Каллдикрат  были несравнимо искусстнее, чем нынешние креативные халтурщики. А те, кто одобряет это......нет слов.

карапупс
681
карапупс

Хочется плакать, когда понимаешь, что архитекторы уже не те, у них вкуса и чувства гармонии нет. Есть только мысли, как бы это попроще было в исполнении и подороже в стоимости.

Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

 

Хочется плакать, когда понимаешь, что архитекторы уже не те, у них вкуса и чувства гармонии нет. Есть только мысли, как бы это попроще было в исполнении и подороже в стоимости.

 

to карапупс:  

;У нас "главный архитектор"- "дизайнер ландшафтный". Абракодабра! Абсурд!

Поэтому , у нас - "гардюшник"!

И в этом "гадюшнике" много-много изгнанных с материка в ссылку рукожопов.Председательствует в АрхХудсовете и АрхГрадсовете - недо-историк. Который изрыгает такие "бельведеры" для аборигенов.

На пол высыпает острые осколки с надеждой загнать в это стойло севастопольцев.

И это на святом месте, политой кровью батарейцев 8-го бастиона и разрушенной Церкви Святого Иоанна-Воина на ул. Капитанской.

Chief769
614
Chief769

Замечательная схема, как обналичить миллион рублей! "А шо, так можно было?!...." Есть повод проверить организаторов "конкурса" на предмет коррупционной составляющей.

AleStar
638
AleStar

sonar,

К сожалению, ходит и обивает пороги всех инстанций со своими "творениями", которые неприменно хочет впендюрить именно в центре славного Города Героя, не видя уродство своих изваяний

KLEO 777
10611
KLEO 777

Если впихнут,именно впихнут,это недоразумение ,да еще осчастливят офигительным Йоперным театром,придется памятник Солдату и Матросу переносить на 35 ББ.Других вариантов не вижу.notme

AleStar
638
AleStar

Absolut,

Нееее, туда точно не приняли бы, там только талантливых берут.

Топотушка
2567
Топотушка

У этих "архитекторов" рефлексы как у павловских собак : видят море - выдают сплошные перголы. Жертвы ЕГЭ , поди...

Уважаемые читатели, комментаторы портала ForPost!

C 22.00 до 8.00 на нашем сайте действует ночной "режим тишины": в этот период публикация комментариев невозможна.

Главное за день

Севастопольские хирурги показали коллекцию извлечённых из детей предметов

Связка ключей, крестик и магнитные шарики: что глотают севастопольские дети.
13/05/2026 20:01
594

Как строили Черноморский флот в Севастополе

В день рождения ЧФ обычно говорят о кораблях и военных моряках. Но важная составляющая флота находится и на берегу.
13/05/2026 11:00
3629

Крым ненадолго окажется в плену грозы

Жителей предупреждают о сильном ветре и возможных авариях.
12/05/2026 16:28
2605

Как в России отреагируют на «вирус с реки Хантан»

Вирусолог оценила вероятность введения общего карантина по стране.
12/05/2026 14:18
982

Попали по Ермаку – но целились в Зеленского: что происходит в центре Киева

Обыски у Андрея Ермака и действия подконтрольных Западу структур вызвали разговоры о давлении на окружение Зеленского.
12/05/2026 12:49
1418
Туризм

Учёные рассказали, какие люди являются самыми «вкусными» для комаров

Вопреки распространённому заблуждению, группа крови человека не влияет на это.
13/05/2026 17:47
831

Большая Севастопольская тропа расширилась новым партизанским маршрутом

«Тропа памяти» объединила крымскую природу с историей.
12/05/2026 17:03
1068

Россиянам станут доступны джунгли и жемчужные острова

Число безвизовых направлений для граждан РФ может увеличиться до 90 стран.
12/05/2026 12:21
678

Российский турист стал любимцем Таиланда после помощи уличному торговцу

Мужчина помог дотащить тележку с копилками до вершины горы.
12/05/2026 10:48
1359

Европейский «гость» стал генералом цветочного парада в Крыму

Привезённый сорт хорошо прижился в климате полуострова.
09/05/2026 13:35
23480