Одной из громких новостей уходящей недели стал отказ России от Болонской системы высшего образования. Ректоры двух ведущих крымских вузов прокомментировали это событие, а также обрисовали перспективы для студентов и педагогов в ходе онлайн-конференции в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в Симферополе
Своеобразное развитие
Российская высшая школа обратилась к Болонской системе образования в сложные экономические времена, когда ослабли связи с крупными предприятиями. Об этом напомнил ректор КФУ имени В.И.Вернадского Андрей Фалалеев.
«Любая система образования не может существовать отдельно, она должна быть встроена в систему государства, приносить пользу экономике в первую очередь. И вот когда она (система высшего образования РФ — Прим.) почувствовала, что не может приносить пользу, то начала искать новые формы: как улучшить качество образования, не опираясь на экономику»,— описал события 20-летней давности ректор КФУ.
Несмотря на то, что Россия стала участницей этого стандарта ещё в 2003 году, а Украина — двумя годами позже, эта система развивалась у нас «своеобразно», напомнила первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета, доктор психологических наук Анжелика Лучинкина.
В частности, по её мнению, не удалось достичь ожидаемой мобильности студентов и преподавателей между научными центрами, а также не сложился единый подход к образовательным программам.
«Если говорить о тех целях, которые должна была решать Болонская система, то достигнута была только одна цель: реклама европейского образования. Таким образом мы потеряли более 13 тысяч студентов, которые мигрировали в вузы Европы», — уточнила учёный.
Из Крыма за рубеж мигрировали тысячи студентов.
При этом большинство крымчан предпочитали уехать за границу сразу. Лишь единицы переводились в процессе обучения — настолько мало соответствовали друг другу учебные программы, отметила специалист.
Время перемен?
Отказ от установленных стандартов неминуемо вызывает вопросы дальнейшего развития «вышки». По мнению Анжелики Лучинкиной, в нынешней ситуации важно говорить о проработке содержания образовательного процесса, а не только о замене его формы обратно на специалитет, как уже предлагают некоторые специалисты отрасли.
«Если посмотреть на компетенции, прописанные в наших государственных стандартах высшего образования, которые сделаны с учётом этой самой Болонской системы, то там большой блок социально-гуманитарных, общих (универсальных) компетенций. Я за! Но очень хочется профессиональных компетенций», — заявила проректор КИПУ.
В свою очередь Андрей Фалалеев призвал реорганизовывать высшее образование без отрыва от новых экономических реалий, которые определяют происходящие в мире геополитические перемены. Для этого государству необходимо решить, согласно какой экономической модели оно развивается.
Читайте по теме: Члены Ливадийского клуба: русский мир начинается в Крыму
К примеру, во многих секторах экономики сохранилась система госзаказа. Поэтому для государственной обороны, медицины или образования логично продолжать готовить военных, врачей и педагогов именно как профессиональных наёмных работников, качественно выполняющих поставленные задачи.
Однако и здесь важно в первую очередь ответить на вопрос, для кого и для чего готовят этих специалистов. Отсутствие чётного ответа сегодня приводит к тому, что до 60% выпускников вузов впоследствии работают не по специальности.
В любом случае, любые изменения в системе не должны быть поспешными. По мнению Анжелики Лучинкиной, содержательную часть новой образовательной системы России можно неспешно и тщательно отработать до 2028-2030 годов.
Формально же в ближайшее время мало что изменится: выпускники вузов этого года точно получат дипломы утверждённого образца.
Читайте по теме: Взгляд из Севастополя: к чему ведет выход из «болонской мышеловки»
Пелагея Попова
Фото: pixabay.com
Обсуждение (3)
И доискалась, что образование стало хуже.
Но во многих ВУЗах получилось одевать на выпускников головные уборы с бубенцами(кисточками) и балахоны(мантии), что якобы говорило о крепких знаниях учащихся. А либерастня пускала слюни от счастья.
Сначала опустили образование до европейского уровня, а теперь спохватились. Особенно умиляет "гуманитаризация" технического образования за счет сокращения математики и физики в технических вузах. Надо выбирать - выпускать болтунов или инженеров. Образование не терпит радикальных реформ, они его разрушают.
Ректоры хотят продавать образовательные услуги в нагрузку, а студенты хотят получать современное комбинированное образование. Илон Маск имеет образование в области Физики и Экономики, а Марк Цукерберг - Социологии и Программирования. Оттого, что вернуть Специлитет вместо Бакалавриата, уровень образования не повысится. Уровень образования зависит не столько от названия курса, сколько от компетенции профессоров.