Севастополь

В Эрмитаже понадеялись на здравый смысл при строительстве «Нового Херсонеса»

Руководители Эрмитажа и «Херсонеса Таврического» объяснили, почему проект историко-археологического парка до сих пор не согласован.

Пресс-конференция, в которой приняли участие директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова и заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина, была посвящена совместному проекту Государственного Эрмитажа и «Херсонеса Таврического» «Вспомни, где всё начиналось». Но журналистов интересовали и другие вопросы.

О хорошем

В начале пресс-конференции Елена Морозова напомнила, что этот год для музея-заповедника особенный: в 2022-м он отметит своё 130-летие. Плюс 195 лет со дня начала раскопок (они были начаты в 1827 году) и 175 лет со дня рождения основателя и первого директора музея Косцюшко-Валюжинича.

«Мы не могли не создать что-то особенное для наших посетителей, для музейного сообщества. И таким особенным явился проект „Вспомни, как всё начиналось”. Проект абсолютно разноплановый, разносторонний: он будет содержать в себе и аспекты медиапространства, и лектории, и выставку, которая приедет в Санкт-Петербург», — рассказала Морозова, напомнив, что это первый «выезд» экспонатов в Северную столицу.

Она сообщила, что уже создан и начинает работать сайт проекта, на котором будет и страница в формате 3D — она даст возможность, не приезжая в Херсонес, увидеть экспозиции музея. Сейчас записывается цикл лекций, которые будут выложены в интернет. Сотрудники Херсонеса расскажут слушателям о «развитии древнего города, греческих цивилизациях, взаимодействии с варварскими племенами», о сделанных в Херсонесе находках и современной жизни музея-заповедника.

Херсонес, стройка

В ноябре 2022 года (точные даты ещё не определены) планируется привезти в Санкт-Петербург выставку и показать питерцам и гостям города археологические богатства, которыми обладает музей-заповедник.

Какие именно «подлинные предметы» будут представлены на выставке, Елена Морозова сообщить не смогла, сославшись на желание «сохранить интригу». Однако из дальнейших её слов стало ясно, что пока этот вопрос просто не решён — сейчас предметы «тщательно отбираются» и согласовываются в Минкульте.

«Всё-таки предметы впервые за долгое время покинут свой дом и поедут экспонироваться в другой музей. Одно могут сказать — что едет более сотни предметов, которые будут отражать всю историческую линейку Херсонеса Таврического, от эллинистического времени до Средневековья», — сказала директор музея-заповедника.

Выставка будет сопровождаться «мультимедийным контентом», который поможет посетителям «погрузиться в обстановку древнего города, в обстановку Черноморского побережья».

«Одним словом, 135 лет для нас — не только праздник, для нас это большая профессиональная ответственность. Конечно, будет много выставок, экскурсионных программ, различных викторин. Будут созданы музейные абонементы и фестивали», — пообещала Елена Морозова.

Светлана Адаскина напомнила о давних связях Эрмитажа с Херсонесом Таврическим: ещё в XIX веке Императорская археологическая комиссия, выдававшая разрешение на раскопки, находилась в Зимнем дворце. Туда стекалась и информация о ходе работ и сделанных находках. Участвовали в раскопках и многие сотрудники Эрмитажа. Так что связи, подытожила замдиректора, уже можно называть не только дружескими, но и родственными.

Бесценные находки

Сейчас сотрудники Государственного Эрмитажа принимают участие в работе комплексной экспедиции на территории Южного пригорода Херсонеса. Помимо них, в работе задействованы Институт истории материальной культуры РАН и ещё ряд организаций.

«Это территория, где раньше находилась воинская часть и которая в будущем будет занята историко-археологическим парком, который здесь предполагается построить по поручению Президента Российской Федерации, — напомнила Светлана Адаскина, добавив, что в Южном пригороде уже сделано «совершенно потрясающее количество находок».

«Я даже вспомнить не могу — для кого ещё освобождались военными огромные территории и отдавались под создание историко-археологического парка», — добавила Морозова.

Комплексная экспедиция работает круглогодично уже второй год, независимо от погодных условий (а этой зимой они были очень тяжёлыми). На раскопах занято более 350 человек — «целый штат профессиональных археологов, фотографов» и других специалистов.

«В очень тяжёлых, экстремальных условиях работы производятся, но героическими усилиями люди сохраняют те объекты, которые нужно сохранить, чтобы получить максимум информации с этой территории», — добавила Адаскина.

Елена Морозова сообщила, что на данный момент «открыто 20 тысяч квадратов площади, но раскопки продолжаются, продолжаются находки».

надгробие, Херсонес, артефакты

Надгробие (ИИМК РАН Археология | Вконтакте)

О некоторых действительно уникальных находках мы своим читателям уже рассказывали. Наиболее полный рассказ о них прозвучал на пресс-конференции, которая прошла в Херсонесе осенью прошлого года. Ещё одна пресс-конференция состоялась в декабре. Именно тогда прозвучала информация о том, что археологи рекомендуют к сохранению около ста найденных объектов (подчеркнём — речь идёт не о монетах, ювелирных изделиях или оружии, а о тех объектах, переместить которые невозможно).

Однако буквально через несколько дней, комментируя ход работ журналисту ТАСС, замдиректора музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Сарапулкина сообщила, что для музеефикации отобрано 60 объектов.

«Среди них — мощная оборонительная стена, погребальные сооружения толос и героон, печь для обжига известняка и другие объекты», — сказала она.

Вчерашняя попытка прояснить, за счёт каких объектов произошло это сокращение, оказалась неудачной. Светлана Адаскина не смогла вспомнить, чтобы на упомянутой пресс-конференции «вообще звучали какие-то цифры», поскольку находки продолжаются.

«Пока раскопки не закончатся, мы окончательно не сможем сказать ни про количество, ни про уровень значимости тех или иных объектов», — пояснила она.

Елена Морозова тоже удивилась, как кто-то решается оперировать некими цифрами. Поэтому приходится напомнить: на декабрьской пресс-конференции ими оперировал не кто-то, а начальник античной новостроечной экспедиции Института истории материальной культуры РАН Сергей Соловьёв. И, конечно, речь шла не об окончательных, а об имеющихся на тот момент данных. Но 40 объектов, которые археологи сочли необходимым сохранить, всё же куда-то из этого перечня исчезли.

«Я хочу заверить всех интересующихся и неравнодушных, что мы заинтересованы в том, чтобы расширить археологическое поле музея, историческую географию музея за счёт этих находок. И ни в коем случае не хочу, чтобы кто-то даже думал о том, что мы заинтересованы в уничтожении памятников. Это невозможно, мы бы здесь не работали девятилетиями в музее и не сохраняли бы то наследие Отечества, которое нам вверено», — сказала Елена Морозова.

Пока не получается

Неоднократно прозвучали на пресс-конференции и слова о том, что севастопольцам и всем россиянам очень повезло: на наших глазах «открываются уникальные памятники», которые позволят «по-другому взглянуть на развитие древнего города и нашей истории». Именно продолжение раскопок было названо главной причиной того факта, что проект историко-археологического парка до сих пор не согласован. Об отсутствии согласования ForPost также писал неоднократно.

Напомним: на территории, которую освободили военные, будет построен ряд масштабных объектов, в том числе — школа искусств и филиал «Артека». А вчера Елена Морозова рассказала о строительстве нескольких зданий непосредственно для музея-заповедника:

херсонес, стройка

«Херсонес в 2024 году прирастает большими музейными и экспозиционными пространствами, — поделилась радостью директор «Херсонеса Таврического». — На территории историко-археологического парка откроется музей Античности, музей Византии, международный археологический центр».

Тут-то и возник вопрос о согласовании проекта.

«Я так понимаю, сложности в согласовании этого проекта связаны с тем, что каждый день фактически появляются новые результаты раскопок, которые должны вносить какие-то коррективы в этот проект. До раскопок было не всегда понятно, где и что можно строить. Нужно очень тщательно продумать, как эти здания будут стоять, не нарушат ли они те культурные остатки, те кладки, те объекты, которые нужно обязательно сохранять, — пояснила Светлана Адаскина. — Но в мире есть рецепты, как с этим поступать, как с этим бороться».

В качестве примера были приведены строения, стоящие над археологическими памятниками на сваях, а также здания, в которых археологическим объектам отданы цокольные этажи.

«Это очень тонкая и очень, конечно, тяжёлая ситуация — вот так дипломатично лавировать в этом потоке необходимости, с одной стороны, сохранить археологические объекты, а с другой — построить современные объекты; конечно, это вызывает целый ряд проблем. Мне кажется, на сегодняшний день мы как-то совместными усилиями пытаемся с ними справиться и внести коррективы. Я очень надеюсь, что здравый смысл восторжествует и всё в этом отношении будет в порядке», — сказала замдиректора Эрмитажа.

Елена Морозова её полностью поддержала:

«Говорить сейчас чётко о расположении зданий, наверное, даже невозможно. Я перечислила те объекты, которые будут построены, а уже конструктив зданий, расположение этих зданий будут продиктованы той реалией археологической, с которой мы сталкиваемся. Южный пригород богат на открытия, уникальные памятники открываются, и эти памятники в большинстве своём будут сохранены в рамках нового историко-археологического парка», — заверила она.

При этом строительство объектов «Нового Херсонеса», несмотря на отсутствие согласования проекта, уже ведётся. Причём рекордными, невиданными для Севастополя темпами: ввод ряда объектов запланирован на сентябрь 2022 года. И как эта спешка согласуется с отсутствием согласований и заботой о сохранении бесценного исторического наследия, сказать сложно.

Ольга Смирнова

2565
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (8)

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

Очень любила бывать в Херсонесе. А сейчас даже думать о нем больно. 

Profile picture for user Маклюра
2665
Маклюра

А отвечать кто ни будь будет за этот беспредел? О каком здравом смысле речь? Слияние РПЦ и капитала в корыстных целях!Хотелось бы отметить перечисленные юбилеи без "мадам"! Очень!

Profile picture for user Galaxe
8651
Galaxe

to Живу в Севастополе:  

Очень любила бывать в Херсонесе. А сейчас даже думать о нем больно. 

Я там в прошлом месяце побывал - ужас какой-то из новодела, а не Херсонес

 

Profile picture for user Линьков
32223
Линьков

Столкнулись два мнения: одно учёных, а другое.. чиновников. 

Profile picture for user Живу в Севастополе
3744
Живу в Севастополе

 

to Живу в Севастополе:  Очень любила бывать в Херсонесе. А сейчас даже думать о нем больно. Я там в прошлом месяце побывал - ужас какой-то из новодела, а не Херсонес 

 Я вообще туда не езжу, чтобы не огорчаться.

Profile picture for user Топотушка
2493
Топотушка

to Galaxe:  Это что за деревянный помост? В средневековье на таких людей казнили...

Profile picture for user chesma
3267
chesma

to Топотушка:  Придёт время, обязательно придёт, и поймут несчастные. что сделали этот помост НА СВОЮ ГОЛОВУ.

Profile picture for user Даккар
6689
Даккар

Надежда умерла с началом стройки.

Главное за день

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
0
184

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
497

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2724

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
8
6695