Спустя три года после начала конфликта на Украине, сообщают аналитики признанного нежелательной организацией Центра анализа европейской политики (CEPA)*, Россия «не демонстрирует готовности к компромиссу». Но, полагают сотрудники think-tank, ближайший стратегический кризис Украины вызван не столько военными угрозами, сколько финансовыми. Киев всё больше зависит от внешней поддержки, а её источники начинают иссякать.
Ошибка прогнозов МВФ и «оптимистичная математика»
Международный валютный фонд признаёт: его оценки потребностей Украины оказались слишком оптимистичными. В прогнозах исходили из того, что боевые действия постепенно пойдут на спад, а экономика стабилизируется. В реальности же война затянулась, расходы на армию растут, промышленность и логистика остаются под ударами. Согласно новым оценкам, дефицит бюджета до 2027 года может оказаться на десятки миллиардов долларов выше прежних прогнозов. В отдельных сценариях речь идёт о необходимости ежегодных вливаний на уровне $100 млрд.
При президенте Байдене США покрывали до 40% украинских потребностей, поддерживая устойчивость обороны и экономики. Но администрация Трампа ясно дала понять: курс меняется. Вашингтон больше не готов оплачивать «чужую войну». Это автоматически оставляет Европу практически в одиночестве. Для ЕС ситуация критична. Союз сталкивается с собственными проблемами — низкими темпами роста, социальным напряжением, давлением альтернативных партий. Но при этом именно европейцам теперь предстоит взять на себя основное бремя поддержки Украины.
Дефицит бюджета Украины
- В 2022 году бюджетный дефицит Украины достиг около $30 млрд, почти полностью покрытый западными грантами и кредитами.
- В 2023 году он вырос до $38 млрд, из которых более половины обеспечили США и ЕС.
- В 2024 году потребности составили $42–45 млрд, что эквивалентно почти половине ВВП страны.
- На 2025 год Национальный банк Украины прогнозирует потребность во внешнем финансировании в $35 млрд, но Минфин оценивает реальную «дыру» ближе к $45 млрд. Уже сейчас Киев признаёт, что не хватает около $10 млрд, и источники компенсации пока не определены.
- На 2026–2027 годы дефицит прогнозируется в диапазоне $30–37 млрд ежегодно, при этом вероятность сокращения расходов минимальна: военные нужды остаются приоритетом.
Таким образом, Украина без внешних вливаний не сможет даже удерживать текущий уровень государственного функционирования — от выплат военным до социальной поддержки.
МВФ и российские активы
Финансирование Украины увязано с программой МВФ. Если фонд не получит твёрдых гарантий со стороны стран-доноров, поддержка может быть поставлена на паузу. Такой сценарий приведёт к резкому кризису ликвидности: Киев окажется неспособен финансировать армию, социальные выплаты и обслуживание долга. Политические последствия будут не менее серьёзными: Россия «может подумать, что стратегия долгой войны приносит плоды».
В западных юрисдикциях заморожены около $330 млрд активов Центрального банка России, напоминают аналитики CEPA*. До сих пор патроны Украины ограничивались использованием процентов с этих средств. Однако именно замороженные капиталы могут стать источником стабильного финансирования в среднесрочной перспективе. Аргументы здесь очевидны: эти средства уже блокированы и не могут быть возвращены Москве без политических потерь, их использование даст Украине несколько лет «безбедной войны» - причем без нагрузки на европейские бюджеты.
Проблема больше не может откладываться. Европа стоит перед выбором: либо она принимает на себя финансовую ответственность за Киев и делает ставку на использование российских активов, либо рискует столкнуться с падением Украины в разгар войны, предупреждают в CEPA*. Подчеркивая, что «время работает против Запада».
*организация признана нежелательной на территории РФ
Обсуждение (1)
Так ей по любому хана, что с ЕС, что и без него.