Завершение реконструкции надводной части памятника Затопленным кораблям прошла в Севастополе как-то незамеченной. А ведь это, согласитесь, странно. Вот, к примеру, в Париже открытие Эйфелевой башни даже после небольшого ремонта традиционно сопровождается чествованием тех, кто принимал в нем участие.
Чтобы как-то наверстать упущенное, мы встретились с реставраторами и попытались увидеть символ Севастополя их глазами.
Как признался принимавший участие в восстановлении художник Юрий Петров, самым сложным в проекте оказались работы на высоте. Памятник стоит в море, поэтому обычные строительные леса поставить здесь было сложно. Вначале хотели использовать плавкран, но от идеи отказались, испугавшись того, что при шторме башня могла бы повредить колонну.
Думали дотянуться с берега с помощью крана, но и этот вариант отвергли. Решили пригласить специалистов промышленного альпинизма Дмитрия Радулова и Валерия Кныша, тем более что у них уже есть опыт подобных работ.
Когда мы в первый раз поднялись на памятник, — рассказывает Д.Радулов, — первое, что бросилось в глаза, это размеры орла. Мы привыкли видеть его с берега не таким уж и большим, а вблизи он поразил своей мощью. Представьте себе, только размах крыльев более трех метров. Вообще это потрясающее ощущение — открывать что-то новое в памятнике, который знаешь и любишь с детства.
Впрочем, эйфория от соприкосновения с легендарным орлом быстро прошла после того, как стали видны его раны. Несколько крупных сквозных осколочных и пулевых отверстий, оставшихся после войны, были заклепаны около полувека назад, когда памятник в последний раз реконструировали. Но по-настоящему насторожились реставраторы, увидев более серьезные повреждения.
У основания правого крыла они обнаружили трещину длиной около
Если честно, — признался Д.Радулов, — когда закончили работу, у самих сердце радовалось. Ведь как он теперь смотрится! Мы до этого даже не знали, что на груди у орла есть герб с изображением Георгия Победоносца. Теперь его можно рассмотреть со стороны моря.
Один из руководителей работ по реставрации художник Ю.Петров говорит, что взялись за памятник вовремя. Между гранитными камнями в его основании море вымыло огромные щели. Те, что были над водой, заделали специальным раствором. Укрепили скобы на табличках, восстановили саму колонну, вернув ей первоначальный вид. Все это успели сделать за очень короткое время.
Теперь дело за специалистами, которые приступили к восстановлению подводной части памятника. Хотя с технической точки зрения это может показаться несложным, их работа имеет ряд тонкостей. Все будет происходить под водой. Гранитные глыбы фундамента почему-то ни разу не укреплялись за всю историю памятника. Как заверил руководитель ЗАО «Морстрой» Валерий Малашенко, эти работы будут проведены с помощью самых современных строительных технологий. Завершится вся реконструкция в середине января 2008 года.