Глава турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии Озгюр Озель обвинил президента Турции в том, что на арест мэра Стамбула Эрдоган получал согласие Дональда Трампа.
Лидер турецкой оппозиции сообщил: «Они задержали Имамоглу с одобрения из-за океана. Я обращаюсь не к президенту, избранному народом, а к человеку, устроившему переворот, к хунте. Посмейте сказать нам в глаза: вы получили разрешение из США? Если нет — выйдите и заявите это открыто». Сказано это было на митинге в Анкаре. Ну а ещё он добавил, что ни Трамп, ни Америка не спасут Эрдогана на выборах.
И к юмору не имеет никакого отношения. На самом деле, главным «развлечением» и власти, и оппозиции в Турции сейчас является поиск американских агентов в рядах друг друга.
Даже обвинения в том, что Эрдоган — «глава хунты», и в том, что 19 марта он совершил попытку переворота, стоят на второстепенных местах.
Что ж, Майдан в Турции продолжается и не думает стихать.
При том, что полиция при подавлении выступлений ни в чём себе не отказывает. Ну почти ни в чём. Не стреляет боевыми в стиле Пиночета и Чон Ду Хвана. А всё остальное в ассортименте: водомёты, резиновые пули, слезоточивый газ. В общем, демократия как она есть.
Протестующих разгоняют, но они опять собираются. Число арестованных идёт на тысячи, но меньше их не становится. Прекращена трансляция оппозиционных каналов, но интернет перекрыть на порядок тяжелее. В итоге решительного перевеса нет ни у одной из сторон, и действо постепенно сбавляет темп и переходит в хроническую фазу.
Напомню, что Майдан там начался после задержания мэра Стамбула г-на Имамоглу — по факту главного оппонента г-на Эрдогана, в том числе и в ходе грядущих выборов. Хотя фактически зрело всё очень давно, и это стало лишь формальным поводом. Вспыхнувшие беспорядки мгновенно охватили всю страну и выплеснулись за её границы (например, они прошли на Северном Кипре и даже в Мадриде). В крупнейших городах прошли многотысячные митинги. При том, что по турецким меркам в их подавлении Эрдоган даже скромничает — не вводит чрезвычайное положение во всей Турции. Пока. Но не факт, что и дальше не введёт.
При этом весьма специфически ведут себя «дорогие партнёры».
С одной стороны — Евросоюз. Который явно замешан если не в развязывании, то уж по крайней мере в подготовке этого Майдана точно. Он идёт однозначно по стандартным соросовским методичкам, да ещё и происходит одновременно с ещё двумя попытками Майдана (в Сербии и Венгрии). Но при этом Европа в основном делает вид, что ничего не происходит, и она не причём.
Из стран ЕС пока лишь Германия обозначилась хоть сколь-нибудь определённо, пусть и довольно вяло: г-жа Бербок высказалась в том смысле, что действия Эрдогана — это «тяжёлый удар по демократии в Турции». Все остальные «выражают глубокую озабоченность».
Тут удивляться нечему: непонятно, кто победит, а Европе таки хочется втянуть Турцию в войну на своей стороне.
С другой стороны, США тоже ведут себя, мягко говоря, неоднозначно. Вроде бы, Эрдоган, скорее, союзник новой администрации против европейских «заклятых друзей». И вроде, в Госдепе заявляют, что Америка «не комментирует внутренние дела других стран, кроме случаев напоминания им о правах человека». Как бы забавно это ни звучало.
Но при этом Трамп просто подставляет Эрдогана, рассказывая при всём честном народе, как тот свергал Асада.
В общем, Турции не позавидуешь: с такими «союзниками» не надо никаких врагов, если подумать.
Вот только есть один особенно не смешной момент. Это новая Сирия рядом. С ордами террористов, натасканных самой Турцией. И если ситуация там начнёт раскачиваться, всё это мгновенно окажется в самой Турции. Потому, как сие — дорога с двусторонним движением. А как быстро всё может рушиться — мы знаем.
Кстати, это и Европы касается.
Павел Кухмиров