Крым

Три года псу под хвост: кто и почему страдает от «гражданской блокады Крыма»

Крымско-татарские экстремисты благими блокадными намерениями выложили в ад дорогу украинцам.

Три года псу под хвост: кто и почему страдает от «гражданской блокады Крыма»
Фото:
ZUMA/TASS

Ровно три года назад полуостров подвергся первой акции так называемой «гражданской блокады Крыма» со стороны Украины: 20 сентября «инициативные группы» во главе с запрещённым в России «меджлиса»* перекрыли проезд для грузовых автомобилей на всех трёх пограничных пунктах пропуска. Так, как заявили тогда лидеры экстремистов Рефат Чубаров, Мустафа Джемилев и Ленур Ислямов, они решили толкнуть украинские власти на решительные меры по «возвращению Крыма» не только на словах, но и на деле.

Чем это обернулось и к чему привело спустя три года, разбирался ForPost.

 

Глубокий патриотизм со знаком «минус»

 

8 сентября 2015 года на специально собранной пресс-конференции экстремисты объявили, что намерены бороться с двойными стандартами в украино-российских отношениях, которые оставались слишком уж спокойными в районе Перекопского перешейка. Как же это так: на словах все — герои, кричат о возвращении полуострова в лоно «ридной нэньки», а на деле продолжают возить в Крым на продажу всё, что возили десятилетиями, подкармливая «войска страны-агрессора» и укрепляя оккупантов.

«Происходит что-то абсурдное. Крымский полуостров оккупирован, установлен жесточайший, хуже советского режим, преследуется любое инакомыслие, особенно связанное с украинской символикой. Особенно большое давление на тех, кто не примиряется с оккупационным режимом — в первую очередь в отношении коренного народа, — и в то же время Украина исправно снабжает территорию и водой, и электричеством, и продуктами питания», — возмутился Мустафа Джемилев.

По данным, которые сообщили лидеры «меджлиса»*, с Украины в «аннексированный» Крым продолжали поступать 80% продуктов питания, 85% электроэнергии, 80% воды.

«С какой стати материковая часть Украины должна обеспечивать жизнь оккупационному режиму? Доводы о том, что там наши граждане и мы не можем их оставлять без электричества, воды, продуктов питания, — абсурдны. Потому что в соответствии со всеми международными нормами ответственность за правовое, материальное, социальное положение оккупированных территорий несёт оккупант», — заявил «щирый украйинэць» Джемилев.

Экстремисты, возмутившись «потерей государственности» и вскользь отметив не слишком большое желание официального украинского правительства вмешиваться в вопрос, решили взять дело в свои руки.

«Мы готовы к блокаде. <…> Нами всё продумано, сейчас идёт процесс привлечения партнёров. Мы действительно хотим, чтобы это была всеукраинская акция. Мы можем сами закрыть дороги. Это правда: если есть спрос на государственность, то мы должны возвращать Крым. Мы думаем, что дата будет объявлена через неделю, мы планируем блокаду на начало 20 чисел. Мы это говорим не только для того, чтобы дипломатично эту ситуацию довести до общества, – мы хотим, чтобы украинский бизнес, который зарабатывает на крымской беде, тоже про это знал заранее. Поэтому в начале 20 чисел мы будем на границе административной с Крымом», — пригрозил Рефат Чубаров.

Ещё по теме: Боевикам за блокаду Крыма объявлена благодарность

Сказано — сделано: 20 сентября в полдень крымско-татарские экстремисты с партнёрами (по данным проекта Infographics.ua — прим.) в лице активистов «Правого сектора»*, батальонов «Айдар» и «Херсон» и при попустительстве украинских пограничников и сотрудников СБУ перекрыли границу для грузового транспорта, в первые же сутки собрав очередь из нескольких сот фур. По приблизительным подсчётам, объём задержанных грузов в первые же сутки составил около 3500 тонн продуктов, которые украинские фермеры везли на продажу в Крым.

«Наша акция направлена на усиление Украины, а ни в коем случае не на то, чтобы внести какой-то дискомфорт, дисбаланс, — заверил тогда экстремист Чубаров. — Да, дискомфорт будет, но для отдельной категории «трудящихся», тех, кто поставляет товары и зарабатывает на этом деньги. Но мы и для них предлагаем найти выход. Наш способ направлен на более глубокое пробуждение гражданского общего патриотического чувства. И самое главное — наши действия направлены на то, чтобы полностью соответствовать тому алгоритму, который мы требуем от мира, от международного сообщества.

 

Ай, моська! Знать, сильна!

 

О том, насколько глубоко действия крымско-татарских экстремистов затолкали патриотизм в души и умы украинцев, впору спросить у аграриев из южных регионов Украины, которые, собственно, и представляли большинство тех самых «несознательных» бизнесменов, трусивших «маржу» с крымских «оккупантов».

«Это был тяжелейший удар по поставкам, которые сложились за все эти годы. И на Украине, и в России формировались транспортные и коммерческие цепочки. Установление блокады привело к полному разрыву этих связей, — пояснил в беседе с ForPost крымский политолог Владимир Джаралла. — Катастрофы не произошло, потому что буквально сразу же были организованы поставки с материковой части России, а затем произошло и полное коммерческое замещение украинских партнёров».

Увы, эта блокада стала первым шагом на пути к полному надрыву отношений — не между политиками, а между народами.

«Действия «меджлиса»* <…> окончательно отрезали Крым от Украины, не только в политическом и социально-экономическом плане, но и в плане реакции жителей Крыма, у которых есть на Украине, допустим, какие-то родственные связи. Это было встречено очень негативно со стороны крымчан, даже тех, кто был не согласен с изменением статуса Крыма в 2014 году. Конечно, российскому руководству в этой связи пришлось предпринимать более оперативные шаги для обеспечения социально-экономической деятельности Республики Крым», — сказала ForPost крымский политолог, руководитель крымского филиала ФоРГО Наталья Киселёва.

Ещё по теме: Водная блокада подтолкнула развитие Крыма, — Черняк

Никакого обещанного «усиления» «нэзалэжной» крымский эксперт также не наблюдает.

«Сказать, что это оказало какое-то положительное влияние на саму Украину, было бы странным, даже смешным, потому что южные территории Украины пострадали и от этой блокады, и от перекрытия Северо-Крымского канала, и от других подобных действий. Я уверена, Украина несёт убытки не только в политическом, но и в социально-экономическом плане. Знаете, это как моська, которая лает на слона и думает, что она при этом сильна, — заключила Наталья Киселёва. — А Крым выстоял, выдержал: Россия — не то государство, с которым можно таким образом строить свою политику».

По мнению Владимира Джараллы, больше всего от блокады выиграл сам «меджлис»*, который руководствовался отнюдь не высокими патриотическими материями.

«Большой выгодой стало то, что они сумели приписать эти акции себе. И украинские власти, столкнувшись с тем, что в некоторых случаях они не имели к ним (акциям – прим.) отношения, приняли решение стать на сторону националистическую и отказаться от поставок, несмотря на то, что это принесло ущерб самим украинским производителям. «Меджлис»* же от этого выиграл очень много, создав впечатление у иностранных партнёров, что он — некая реальная сила. Тем самым была решена та задача, за исполнением которой Мустафа Джемилев всегда следил очень строго, — это получение грантов для улучшения экономического положения своей семьи и немного — «меджлиса»*», — высказал мнение Джаралла.

 

Пережили, не заметив

 

По самому Крыму первая транспортная блокада ударила не так сильно, как того хотелось бы её организаторам. Намного больше крымчанам запомнился блэкаут, когда беснующийся «меджлис»* спустя ровно два месяца подорвал опоры ЛЭП, поставлявших на полуостров электроэнергию. А вот поставки продуктов, несмотря на отсутствие (тогда) Крымского моста и работавшую с частыми перебоями Керченскую паромную переправу, удалось наладить почти сразу.

«По большому счёту у нас голода не ощущалось — и не ощущается. Мы в любом магазине можем видеть, что у нас достаточно большой ассортимент различных производителей, — пояснил ForPost первый замминистра промышленной политики Республики Крым Константин Равич. — Мы же этот период пережили почти безболезненно, для нас не было потрясений. Украина испортила жизнь только сама себе — своим жителям, своим предпринимателям, потому что очень многие сельхозпредприятия ориентировались именно на Крым, особенно в курортный сезон, когда был определённый платёжеспособный наплыв отдыхающих».

«Все <украинские> коммерсанты были страшно взбешены этим. Дело в том, что сразу после присоединения Крыма к России их выручка стала расти, а обрыв транспортных связей нанёс существенный удар по регионам, которые рассчитывали на эти прибыли, — прежде всего та же Херсонская область. Тогда кстати, возникал вопрос: может, предприниматели будут способны надавить на власть? Оказалось — нет, не способны», — отметил Владимир Джаралла.

Украинская власть предпочла сделать ставку на национализм, а не на поддержание социально-экономического благополучия своего народа.

«Политика Украины, внутренняя и внешняя, не предполагает изучения общественного мнения. Она идёт в русле, намеченном и очень давно, русофобской политики, которая началась не в этом веке и не в прошлом, а ещё раньше. А с 1991 года эта русофобия просто поступательно наращивает свои темпы, — подчеркнула Наталья Киселёва. — Ничего удивительного в этом нет, это будет продолжаться, потому что сам проект «Украина» — русофобский. Он не может существовать ни в каком другом формате. И в этом русле будет двигаться, а если изменит вектор движения, то превратится в Россию, откуда изначально пошла и каковой изначально является. Всё остальное — это западные проекты, в которых участвует руководство Украины».

Ещё по теме: Анатолий Цуркин: «Самое сложное – создать за год то, чего не могли сделать за 23 года»

С каждым годом становится всё более очевидным не только то, что Крым вполне способен прожить без украинских продуктов, воды, электричества и прочих «зажатых» благ, но и то, что всё больше украинцев начинают верить в замешанные на русофобии патриотические сказки, которыми украинское руководство прикрывает неспособность и нежелание решать социально-экономические проблемы собственного народа.

«Понятно, что часть жителей страны не поддерживает и исключительно страдает от этой политики. Но переломить её не могут: приложено очень много усилий и вложено очень много средств, в том числе из-за океана и США. Эти усилия приводят к определённым результатам: доля украинских граждан, которые встроились в эту русофобскую политику, растёт с каждым годом», — констатировала Наталья Киселёва.

Но крымчан, в сентябре 2015 года впервые на себе ощутивших всю прелесть «родственной любви» и до сих пор неоднократно улавливающих её отголоски, беды за перешейком волнуют всё меньше.

«Мы в конечном итоге разорвали очередную связь с Украиной и в очередной раз убедились, что Украина — чужая страна, быстрее вошли в российское пространство — и с тех пор лишь каждый раз убеждаемся, насколько был верным выбор 2014 года», — подвёл итог блокадной кампании Владимир Джаралла.

Наталия Назарук

Фото antifashist.com,

* — экстремистская организация, запрещённая в России

8258
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (4)

Profile picture for user Oberon
6358

фермеры краснодарского края апплодируют стоя. не исключено, что и киловатты ээ вскорости продавать соседям придется.

Profile picture for user ulogin_mailru_1337835207294059671
1668

В коалиции очень часто хвост пытается вертеть собакой...

Profile picture for user Odissey_
689

Осталось цены в крымских магазинах выровнять с материковыми, а то и мост уже стоит, а цены падать не спешат...

Profile picture for user ulogin_odnoklassniki_857714827573
2

цены в крымских магазинах надо ровнять политическим решением (жёстким) т.к. торгаши свои прибыли терять не хотят. А севастопольцам это нужно (снижение цен) как воздух.

Главное за день

Власти Крыма собрались навести порядок в миграционной сфере

Для трудовых мигрантов разработали более строгие условия пребывания.
18:16
12
1444

Не имеем права забыть: как 80 лет назад Крым освобождали от нацистов

Почему Крымская операция смогла состояться и как повлияла на исход Второй Мировой войны.
14:20
0
518