После ухода с отечественного рынка западных компаний покупатели отдают предпочтение местной продукции. Казалось бы, у фермеров появился шанс по достойной цене реализовать овощи, картофель, мясо, но они пока не спешат отгружать продукцию со складов. Причина — условия торговли и экономическая безграмотность, которая, уверены некоторые аграрии, не позволяет им торговать с крупным ритейлом на взаимовыгодных условиях и без посредников.
Зелёный коридор
Уход западных компаний изменил российский продовольственный рынок. В прошлом году почти половина россиян стали приобретать товары местного производства. Таковы данные исследования NielsenIQ — технологической компании, предоставляющей данные о рынке розничной торговли и покупательском поведении в индустрии товаров повседневного спроса.
В трендах — овощи и фрукты. Почти половина покупателей (46%) признаются, что именно эта продукция определяет выбор магазина, уступая место только категории свежего мяса и птицы (52%). Аналитики отмечают: от грамотного управления этой группой товаров зависит выживаемость магазина.
Федеральные торговые сети это понимают. Они стали создавать специальные сервисы по доставке продовольствия с фермерских хозяйств. Один из них принадлежит основателю «Вкусвилла» Андрею Кривенко. Бизнесмен стал совладельцем платформы Food Miles, закупающей товары у фермеров для крупных сетей.
По данным «Коммерсанта», в Москве и Санкт-Петербурге ею пользуются около 180 фермерских хозяйств, которые платят комиссию около 10%. В Food Miles отмечают: если бы фермеры самостоятельно занимались доставкой свежих овощей, фруктов, мяса, рыбы, то отдавали бы торговым сетям 20% комиссии.
У создателей нового сервиса амбициозные планы. Они хотят выйти на крупные города-миллионники и заполнить отечественной продукцией полки федеральных торговых сетей, которые там работают.
Похожие сервисы начинают развивать и другие представители крупного ритейла. Так, например, «Магнит» уже занимается испытанием своего агрегатора для закупок и поставок фермерской продукции. Руководство торговой сети не исключает, что будет сотрудничать с Food Miles.
X5 Group (сети «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Чижик») также развивает логистический агрегатор для небольших локальных производителей.
Читайте также: Как морковь и свёкла стали деликатесом в России
Позиция фермеров
Несмотря на созданный зелёный коридор, аграрии не спешат жать руки торговым сетям. Львиную долю продовольствия они продолжают реализовывать на открытых площадках и рынках выходного дня, сообщил ForPost глава крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Пеньшин.
«Любой посредник в торговой цепочке преследует только личные интересы. Пока фермеры не найдут выгодный режим вхождения в торговые сети, пока не будут являться и посредниками, и производителями, эта тема не будет им интересна. На сегодняшний день, насколько я знаю, овощная линейка не может войти ни в одну федеральную торговую сеть, а такие посредники как раз-таки покупают товар по очень низким ценам. По факту они изымают его у сельхозпроизводителей. Хотя на прилавках дешёвой продукции я не видел», — сказал Пеньшин.
Он отметил, что фермеры пока не понимают, почему они должны платить 10% комиссии какому-то сервису, когда они могут спокойно торговать своей продукцией на рынках и всегда быть в плюсе.
Что мешает фермерам без посредников наладить сотрудничество с торговыми сетями? Как оказалось, ответ лежит на поверхности.
«Всеобщая экономическая неграмотность довела продовольственный рынок до такой ситуации. Крестьяне считают себя уникальными, поэтому разрозненны. Примеров создания кооперативов по молоку, овощам не так много. Фермеры, состоящие в них, видят плюсы и минусы, могут вести равноправный диалог с федеральными торговыми сетями. Если бы, допустим, все фермеры Рязанской области были бы как одна большая семья, то сети приходили бы к ним на поклон и напрямую договаривались о поставках продукции. Пока фермеры разрозненны, на рынке много посредников, которые, конкурируя между собой, опускают цены для аграриев», — сказал наш собеседник.
Он считает, что только кооперация фермеров может решить проблемы со снабжением россиян свежими овощами, фруктами, мясом, рыбой и молоком. Но чтобы это стало возможным, аграрии должны быть финансово грамотными, отмечает Пеньшин.
Он советует опираться на европейский опыт — глава крестьянско-фермерского хозяйства его изучил:
«Европейские фермеры, как правило, — люди с высшим образованием, которые проходят образовательные курсы по повышению финансовой грамотности. Они понимают, что кооператив — семья. Мы же пока относимся друг к другу не как к братьям и сёстрам, а как к конкурентам. Но это не так».
Пеньшин напомнил, что конкуренция возникает при реализации большого объёма продукции. Такими производственными мощностями многие крестьянские хозяйства не обладают. Следовательно, они больше партнёры, чем конкуренты.
«Но это осознают далеко не все, поэтому мы разрозненны. Этим, кстати, пользуются различные трейдеры. Они навязывают свои условия, понимая, что мы не можем выторговать себе более выгодные условия для сотрудничества. В конечном счёте страдает потребитель», — уточнил Пеньшин.
Читайте также: Почему 2023 год в России станет годом «магазинов для бедных»?
Вред от посредников
Кандидат экономических наук Михаил Беляев солидарен с мнением фермера о посредниках. Он отметил, что трейдеры устанавливают свои наценки. В результате фермер продаёт огурцы по 30 рублей за килограмм, а в магазине они стоят по 120.
На эту проблему сельхозпроизводители регулярно обращают внимание. Так, например, в прошлом году Молочный союз России уведомлял ФАС о наценках на молочную продукцию от 50 до 150%.
В начале мая 2022 года производители яиц просили проверить наценки на свою продукцию. Отпускные цены для ряда компаний не превышали 40–45 рублей за десяток. В ритейле же наценка на них была на уровне 40%. На рынке или в несетевых магазинах накрутка была ещё выше — достигала 100%.
Беляев отметил: власти «регулируют рынок по учебникам столетней давности», которые написаны, когда на рынке сельскохозяйственной продукции было равное количество равновесных поставщиков и покупателей. Следовательно, чтобы свежая продукция аграриев добралась до покупателей и продавалась по доступным ценам, нужно кардинально менять подходы к регулированию рынка.
Эту позицию разделяет и председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Ранее в интервью ForPost он отметил: правительству необходимо стать полноценным участником производственной цепочки.
Власти должны предоставлять аграриям субсидии на производство сельхозпродукции на определённых условиях. Пока же, отмечает Карпов, посредники приходят к фермерам и диктуют им условия по реализации их же продукции, при этом не имея к ней никакого отношения. Такая ситуация на продовольственном рынке, считает эксперт, ни к чему хорошему не приведёт.
Читайте также: Фудшеринг по-русски: как мы дошли до того, что пенсионеры ищут еду на помойке?
Роберт Вочовский