Сосну Палласа (крымскую) — один из зелёных символов Крыма — исключили из Красной книги России, соответствующие изменения были внесены приказом Минприроды РФ. Эта сосна является одной из древообразующих пород полуострова, в Республике Крым зарегистрировано 7873,8 гектара естественного произрастания сосны и 24522,3 гектара искусственных насаждений. И отсутствие должного ухода за последними из-за ограничений по краснокнижному статусу намного повышает риск возникновения лесных пожаров, сообщила пресс-служба минэкологии РК.
«Проведённый анализ динамики возгораний на территории лесных насаждений, зафиксированных с 1991 по 2017 годы, показывает, что 98% пожаров возникли в сосновых древостоях, — сказала пресс-служба минэкологии РК. – Исключение сосны крымской из Красной книги Российской Федерации позволит проводить необходимые противопожарные мероприятия в созданных сосновых насаждениях».
С этим частично согласны крымские учёные, многие из которых поддерживали исключение сосны крымской из Красной книги России, однако с принципиальными «но»: крымская сосна растёт на полуострове не только в посадках, но и естественными массивами, в частности, на территории Ялтинского горно-лесного заповедника и в целом на южных склонах крымских гор. И исключение сосны крымской из федеральной Красной книги могло породить проблемы как раз на естественных участках — лишить сосновые экосистемы защиты и увеличить количество порубок.
«Это была инициатива крымских лесников, этот вопрос обсуждался на общественном совете при госкомлесе, когда он ещё существовал, и обсуждался специалистами очень долго, — рассказал ForPost член правления общественной организации «Экология и мир» Андрей Артов. — Позиция совета была такова: можно говорить об исключении крымской сосны, но должна быть сноска, что это касается только искусственных посадок. На них действительно нужно следить за состоянием, потому что искусственные посадки — это не лес, не естественная экосистема, они подвержены риску пожаров и требуют ухода. А поскольку сосна в Красной книге, то на каждый чих нужно получать разрешение в министерстве, причём в федеральном, поскольку Красная книга федеральная».
Ещё по теме: Рубка можжевельника стала огромным теневым бизнесом
В пользу такого «соломонова решения» говорило и то, что искусственных посадок на порядок больше, чем естественных экосистем. Однако при принятии решения заморачиваться нюансами, разумеется, никто не стал.
«Лесники говорили, что за естественные участки можно не беспокоиться, поскольку все они находятся в пределах ООПТ (особо охраняемых природных территорий — прим.). Но это не так: есть часть естественных сосновых экосистем и вне ООПТ. А с учётом того, что Ялтинский заповедник часть своих территорий потерял (и как раз на южной части), сегодня есть участки сосновых экосистем, которые находятся вне охраняемых территорий. И вот они, с учётом того, что сосна ушла из Красной книги, попадают в зону риска уничтожения под застройку», — пояснил Артов.
Эколог признал, что реализация такой «сноски» на практике оказалась бы достаточно трудоёмкой.
«Нужно было бы тогда определять контуры, где сосна растёт естественно, и чётко это фиксировать, то есть работать с этим. Проще, конечно, исключить всё», — отметил он.
Забота или лобби?
Лишение сосны Палласа краснокнижного статуса, действительно, способно улучшить состояние крымских лесов в той его части, где произрастает эта сосна, подтвердил ForPost кандидат биологических наук, ландшафтный дизайнер Станислав Вишневский.
«У нас очень много неразобранных «горельников» — мест, где раньше горели леса. Их тушат, но дальше необходимо всё то, что сгорело или недогорело, проредить и вывезти. Кроме того, нужно проводить в сосновых лесах рубки ухода, чтобы предотвратить серьёзное размножение ксилофагов (вредителей, питающихся древесиной и повреждающих кору и стволы — прим.), — пояснил Вишневский в беседе с ForPost. — Очень долго мы не могли качественно ухаживать за лесом, потому что сосна крымская находилась в Красной книге. Вы же видели, например, в каком состоянии сосновые леса вокруг Симферопольского водохранилища — а подойти к ним невозможно».
С другой стороны, нельзя отрицать, что исчезновение бюрократической препоны в виде краснокнижного статуса может развязать руки некоторым «предпринимателям».
«Нам нужно это решение исключительно для того, чтобы решать проблемы лесов, а не для того, чтобы решать проблемы застройщиков», — подчеркнул Вишневский.
Ещё по теме: В столице Крыма вызревает новая поляна протеста
В то, что в этом вопросе отсутствует строительное лобби, поверить очень сложно. Особенно памятуя весь перечень застроек, законных, условно законных и признанных незаконными, на южном берегу Крыма.
«Этого (лоббирования застройщиками своих интересов — прим.) исключать нельзя, особенно зная безобразную ситуацию на южном берегу, — признал Андрей Артов. — Но лично я с подобным не сталкивался. Повторяю, изначально это была инициатива крымских лесников».
Впрочем, крымские лесники, судя по всему, за сохранность визитной карточки крымских лесов не сильно переживают. Как сказал в эфире радио «Спутник в Крыму» начальник департамента лесного и охотничьего хозяйства минэкологии РК Владимир Капитонов, в украинскую бытность Крыма сосна крымская не была краснокнижным растением, а попала туда автоматически после перехода в Россию, поскольку эта сосна была внесена в Красную книгу России ещё в 2005 году.
«Сосна Палласа — это дерево, которое районировано в Крыму и прекрасно тут произрастает, — отметил Владимир Капитонов. — У нас сосна крымская произрастает не так, как на всей части большой территории России. Она у нас произрастает, как сорняк, растёт в принципе везде».
Сейчас, по словам Капитонова, на скалах южного берега «всё, что вы видите зелёного — это сосна крымская».
Можно ли будет её увидеть на этих скалах спустя год, два, пять после исключения из Красной книги РФ? Большой вопрос.
Наталия Назарук
Фото автора
По заказу БФ "35-я Береговая Батарея"
Обсуждение (8)
Ну теперь на Новый год будет наша сосна, а не заморская!
Теперь это не сосна ,а дрова и валежник. Можно заготавливать.
Независимо от исключения сосны крымской из Красной книги,никто не отменял действие Земельного и Лесного кодексов РФ,согласно которым леса могут использоваться только для ведения лесного хозяйства и в них разрешено только строительство дорог ,водохранилищ и линейных объектов,к которым строительство капитальных жилых хатынок не относится.
Жилые дома можно строить в зонах жилой застройки населенного пункта - ИЖС,ПХ,МКД,а не на территориях городских лесов.
Сосну Палласа (крымскую) — один из зелёных символов Крыма — исключили из Красной книги России, соответствующие изменения были внесены приказом Минприроды РФ.
Типичный подход менеджеров правительства Медведева. Исключить из Красной книги, повысить в десятки раз предельно допустимые нормы выбросов, радиации, и т.п. - такие их решения мы наблюдаем все чаще.
to Владимир Преден: За вырубку краснокнижного дерева строителям надо было платить чуть ли не миллион рублей. А сейчас это дрова.
При таком руководстве в ближайшее время весь Крым превратиться в то же, что сейчас представляют Карпаты - в лысые горы и в степь. И после этого будут говорить, что делаю во благо народа. И вот опять « благими намерениями дорога в ад вымощена». Заботятся, чтобы пожаров в лесу было меньше, а в итоге вырубят все подряд или застроят или будут думать как теперь вновь посадить. Только забывают сколько нужно дереву расти и сколько за ним нужно ухода в нашем регионе с периодами «раскалённой сковородки», чтобы радовать глаз и сохранять плодородный слой земли - как минимум 50 лет. Сейчас прореживание(сомневаюсь что будут аккуратно делать) и вырубку быстро сделают, а вот посадки молодых сосен возможно будут производить не скоро(так как будут за границей покупать за валюту саженцы) и не факт, что они все сколько приживутся, а сколько они будут расти - додумайтесь сами.
Как всегда правительство пошло по наименьшему пути «сопротивления» в решении всех проблемных вопрос. А чего заморачиваться, делов то, исключить из Красной книги, за то пожаров резко станет меньше и не надо много думать как экономить бюджетные деньги для себя любимого (сократить расходы на противопожарную безопасность) и т.д. и т.п. Вместо того, чтобы возродить нормальную работу лесхозов, разработать нормальные механизмы и регламенты обеспечения сохранности и противопожарной безопасности лесных массивов, четкой системы контроля и строгой ответственности за сохранность лесов, а уж тем более краноснокнижных деревьев, правительство с подачи заинтересованных в освобождении этих земельных участков решило все вопросы одним росчерком пера.
Да, действия кодексов не отменял, но сейчас прекрасно видим как застраивается береговая и водоохранная зона, которую по данным кодексам нельзя застраивать хатынками, МКД, гигантами театрами и музеями. А Почему? Да, потому что «все хотят жить у моря», а морская береговая зона ограничена. Вот они и решили упростить себе возможность застраивать прилегающие территории. Сначала вырубка с целью противопожарной безопасности, затем населенному пункту ведь нужно развитие и прилегающую территорию земель лесного массива переводят решением муниципалитета в земли населенного пункта. И вот вам фокус. И не какого мошенничества. Можно застраивать всем, чем хочешь и при этом не забыв про «благодарности» от довольных застройщиков.
А с правоохранителями и контролирующими органами вопрос, как и сейчас, легко решается... (ну, это уже вы сами додумайтесь как).
to SteelRat: Земли населенного пункта делятся на категории:жилой застройки,промзоны,рекреационные,общественно-деловые и др.Территории,занятые городскими лесами,относятся к рекреационным,застройка которых хатынками запрещена.Хатынки полагается строить в жилых зонах с учетом назначения:ИЖС.ПХ.МКД.