Лента новостей

Крым

2242
1

В столице Крыма вызревает новая поляна протеста

Жители микрорайона Марьино 25 лет борются с застройкой соседнего леса.
ForPost - Новости : В столице Крыма вызревает новая поляна протеста
Застройщики отбирают у жителей Симферополя зелёную зону
Фото: предоставлено Светланой Морозовой

Спустя пять лет после перехода в Россию в Крыму ещё продолжают разгребать ворох проблем с землёй и собственностью. Участки заповедников, выведенные под элитную застройку, хапнутые под бизнес общественные территории — список наболевших земельных «мозолей» тянется до бесконечности. Почти столько же тянется одно из самых, пожалуй, показательных противостояний: жители микрорайна Марьино в Симферополе без малого четверть века воюют за то, чтобы сохранить от обнаглевших застройщиков городской лес.

25 лет одиночества

Немногие симферопольцы могут сегодня похвастаться тем, что у них под домом раскинулся зелёный оазис, в котором дети, играя, могут не дышать выхлопными газами, а старики, выходя на вечерний променад, имеют возможность полюбоваться на панораму крымских гор. У жителей микрорайона Марьино на юге столицы Крыма такая возможность сохраняется до сих пор. Но уже многие годы за неё приходится буквально воевать с предприимчивыми застройщиками, пытающимися заграбастать уникальные красоты, и неповоротливой бюрократией, в которой, кажется, не осталось ни согласия, ни логики.

Вся история народной войны за четыре зелёных участка общей площадью 30 соток, стычки, конфликты, тонны непонимания и жажды справедливости умещается в пухлую стопку бумаг с решениями тех или иных полномочных органов — «отписки», как отмахиваются от них марьинцы. Сверху стопки — самый первый листик, с которого всё началось. Датирован 20 мая 1994 года. Этому документу, набранному ещё вручную на машинке, через два месяца исполнится 25 лет: впору нести в архив уже как историческую справку.

В документе за подписью тогдашнего межрайонного природоохранного прокурора говорится о рассмотрении коллективной жалобы местных жителей (всего 95 человек) на то, что Симферопольский горисполком неправомерно выделил участок земли в санитарной зоне Симферопольского водохранилища под индивидуальную застройку. Факты, изложенные в жалобе, прокуратура подтвердила.

«Природоохранной прокуратурой по данному факту в адрес председателя Симферопольского горисполкома Ермака В.Ф. принесён протест на отмену незаконного решения, — говорится в прокурорском заключении. — По сообщению главного архитектора города Кравченко В.Г. вопрос об отмене решения горисполкомом вынесен на текущее заседание».

И понеслась! Хотя как сказать: есть у нас в Крыму вопросы, которые решаются из рук вон медленно. Но тогда никто бы не поверил, что и через четверть века воз «полянки» на улице Промышленной в Симферополе будет и ныне там.

«Вот наша детская площадка. Раньше здесь всё было в соснах, в кустарниках. А это (кивок на линию деревьев, образующих вокруг детской горки естественный забор) — всё, что осталось. Деревья мы регулярно подсаживаем. Скамейки здесь стоят с 2012 года в полной сохранности. Пьянчужки вечерами садятся, не без этого, но даже они никогда ничего не ломают и убирают за собой, — проводит мне экскурсию Светлана, председатель местного ТОСа «Марьино-1». Кивает в сторону. – А вот он, недострой».

Вспоминается есенинское «изба-старуха» — про двухэтажную уродину, ощерившуюся из-за железного забора дырами оконных проёмов, лучше, наверное, и не скажешь. Из-за неё выглядывает панорама водохранилища и гор вдалеке: как же не к месту здесь эти ракушечные останки!

«Там, где сейчас строится этот «особняк», росли сосны, штук 15, — добавляет праведного гнева Светлана. — Деревьям было бы сейчас лет по 50, наверное. Скамеечки были, мамы с колясками гуляли. Здесь же, под соснами, микроклимат уникальный! Вот когда их спилили, мы и вызвали <природоохранную прокуратуру>».

В сторонке от недостроя — действительно, пятачок уютной детской площадки. Здесь непривычно тихо: не слышно машин. Нет запаха бензина. В голову ударяет кислород, как если бы выехал в лес погулять далеко от цивилизации.

«Раньше это всё были земли лесхоза. Потом при Украине многое распаевали, но вот эти земли пока числятся в лесном фонде Симферополя, — окидывает Светлана рукой просторы вокруг Симферопольского водохранилища. — Мы здесь подсаживали дубы, сосны. А они (застройщики — прим.) это всё пытались уничтожить, чтобы нельзя было сослаться на зелёную зону: поджигали, лили солёную воду, обдирали кору».

Удобства на костях и неудобные герои

Пока мы с председателем ТОСа любуемся видами, с другой стороны начинают подтягиваться местные жители: по тропинке подходит зампредседателя соседнего ТОСа «Морской» Елена. Только теперь замечаю, что сбоку от тропинки, почти как путевая веха, высится крест — условная граница между детской площадкой и кладбищем времён Великой отечественной. Вернее, теми его остатками, которые потомкам удалось уберечь от уничтожения.

«У нас здесь курган времён Крымской войны. Раньше там стоял памятник, сейчас его снесли. Наше население просило здесь часовенку построить. У нас похоронен Александр Чеботарёв (военный лётчик, Герой Советского Союза): мы за свои деньги сделали ему достойный памятник, — рассказывает Елена. Подводит меня к обелиску тёмного гранита. — Он в Испании летал в эскадрилье — так на открытие памятника даже приезжали испанцы, родственники его друга, с которым он летал».

Небольшой курган хранит, по словам местных жителей, память не об одной, а о нескольких войнах.

«Когда я ещё девочкой маленькой была, помню, здесь в крайнем доме жила старушка. Она была ещё довоенным ребёнком. И она мне рассказывала, что там, где эти сейчас строятся, были каменные кресты, датированные ещё 1853 годом, Крымской войной: это солдаты, которых везли в госпиталь, умирали по дороге, и их прихоранивали здесь», — рассказывает Светлана.

Однако ни уважение подвига, ни память об умерших новоиспечённых владельцев элитной земли не остановили.

«Сначала срезали кресты старого кладбища. Потом начали рыть котлован. Наши местные, кто в ближних домах живёт, видели, как по вечерам машины вместе с землёй грузили кости, — возмущается Светлана. — Потом срезали часть детской площадки. И всё это — качели и кресты — свалили в одну кучу. Я сфотографировала и отправила это Могилёву (Анатолий Могилёв был главой правительства Крыма с 2011 года по 2014 год — прим.). Он пришёл в ужас и тут же всех собрал».

Впечатлившийся Могилёв провёл два совещания прямо на месте событий. Были все: и милиция, и санэпидстанция, и прокуратура, и экологи, и власти города, перечисляют местные жители. И вроде дело сдвинулось с мёртвой точки: в феврале 2012 года правительство Крыма уведомило, что «вопрос, связанный с частной застройкой детской площадки «Крокус» на ул. Промышленной в микрорайоне Марьино» взят под контроль правительства и правоохранительных органов.

В августе того же года, согласно бережно собранному жителями архиву документов, Киевский райсуд Симферополя постановил вернуть землю лесхозу. Исполнительные листы были направлены Симферопольским лесоохотничьим хозяйством в горуправление юстиции с просьбой вернуть четыре земельных участка.

В октябре 2013 года исполком Симферопольского горсовета признал, что территория в районе Промышленной по плану зонирования расположена в мемориальной зоне и предназначена для обеспечения условий охраны существующих мемориальных комплексов и организации новых комплексов в честь памятных событий. То есть земля получила особый статус. Казалось бы, все карты на руках. Ещё чуть-чуть — и снова можно будет любоваться соснами и горами, а не недостроем.

Но тут случилась Русская весна...

Против дома нет приёма

В ФКЗ №6 о принятии в Россию Республики Крым и Севастополя статья 12 особенно радовала простых крымчан, ведь она признавала действительными все документы, выданные государственными и иными официальными органами в украинскую бытность Крыма. Сохранились сведения об образовании, пенсиях и пособиях, лицензии и кредиты. И права собственности на землю.

Это сыграло с марьинской «полянкой» самую жестокую шутку. Несмотря на то, что в октябре 2014 года тогда ещё действовавший государственный архитектурно-строительный контроль уведомил жителей микрорайона, что декларация на начало выполнения строительных работ по указанному адресу не обнаружена, а в отношении одного из застройщиков Артюшенко А.А. был вынесен административный штраф за выполнение строительных работ без разрешения, приводить вроде бы отсуженный участок в первозданный вид никто не торопился. Чуть позже стало понятно, почему.

«Когда пришла Россия, они (собственники участков — прим.), пока действовали все запреты и моратории, втихаря опротестовали решение украинского суда, который признал акты на землю недействительными», — пояснила Светлана, председатель ТОС «Марьино-1».

И всё началось сначала. В 2015 году к жителям Марьино снова приехал глава правительства Крыма — на этот раз Сергей Аксёнов.

«Он лично дал поручение, сказал, чтобы этого здесь не было. Но ведомства начинают переписку и просто тонут в ней, — врывается в рассказ о судьбе «полянки» местная жительница Марина. — Сейчас стройку законсервировали. Там живёт сторож, которому, судя по всему, не сильно платят, привозит какие-то моторы, запчасти, сваркой занимается — это при том, что объект не должен быть запитан электричеством, нет на это разрешения. А когда мы идём на службу рано утром, по пятницам, видим, как он открывает калитку и выходят какие-то люди».

Потом появилась информация о том, что хозяева участков объединились и будут строить уже не частные дома, а бизнес — гостиницу.

«Здесь же кости лежали! Как же можно-то? Неужели нет ничего святого? — возмущаются пожилые марьинцы. — У нас тут уже стоит одна гостиница, сдают номера на час-два, всем понятно, зачем и для кого. И на кой нам такое счастье на детской площадке?».

После многочисленных пинков-жалоб людям удалось привлечь внимание к проблеме новой администрации Симферополя. На принятый к рассмотрению запрос в интернет-приёмную местным жителям пришёл ответ: мероприятия по сносу будут проведены при условии выделения финансирования и получения документов, необходимых для организации сноса.

Взбодрилось и минэкологии Крыма: в апреле 2018 года известило участников ТОСа, что подало иск в суд о признании строительства незаконным. Однако Киевский райсуд в удовлетворении исковых требованиях министерству отказал.

«… как уже было установлено выше, ответчики приобрели спорные земельные участки именно на основании сделок — договоров купли-продажи, которые в настоящее время не признаны недействительными и не оспорены в судебном порядке, — говорится в решении суда от 28 сентября 2018 года. — В то же время не признаны недействительными и не оспорены в судебном порядке и первоначальные правоустанавливающие документы, полученные третьими лицами в процессе оформления спорных земельных участков в свою собственность».

Вдогонку через два месяца пришла «пояснительная отписка» от госкомрегистра Крыма.

«На основании гражданско-правовых сделок (около 10 договоров купли-продажи) происходила смена собственников участков. И на момент осмотра объекта право собственности уже было зарегистрировано за физическими лицами», — вынес вердикт госкомрегистр, признав отмену права собственности нецелесообразной.

В отчаянии люди снова отправились в администрацию города: ведь уже есть исполнительные листы на снос, есть признание незаконной передачи земли — и вдруг есть также признанные права собственности. Так какие из доставшихся в наследство от Украины документов всё-таки правее?

«Я была на личном приёме у Маленко (главы администрации Симферополя — прим.), рассказала ей всю ситуацию. Мы собрали по нашему району 700 подписей за то, чтобы в генплане эти земли снова стали относиться к лесхозу. Что ещё нужно сделать, чтобы внести изменения в генплан, чтобы эти <застройщики> исчезли?» — разводит руками Светлана.

Последняя надежда

На новый круг бюрократического ада жители микрорайона заходят с потухшими глазами. Делопроизводительные нестыковки, неповоротливая чиновничья машина, тонны бумаги медленно, но верно убивают в людях самое главное: надежду на справедливость и на то, что вопрос можно решить законным путём.

«Такое впечатление, что у нас безвластие полное, что всё куплено и продано. Если ответы дают, то безграмотные отписки. На местах, кажется, что вообще сидят не специалисты. Мы уже отчаиваемся чего-то добиться. Ещё немного — и народ просто на дыбы встанет», — рассуждает жительница ТОСа Марина.

Из последних сил люди пытаются решить вопрос законным путём.

«Мы всё терпим, ждём от руководства города хоть каких-то положительных сдвигов. Мы уже готовы сами, за свой счёт это всё снести — только дайте нам отмашку, чтобы всё по закону было, — объясняет Светлана из ТОС «Марьино-1». — Наши марьинские — это, в основном, потомки участников боевых действий, мы живём очень дружно. И когда что-то такое начинается, у нас шум на всё Марьино. В 2006 году этот строительный вагончик (кивок в сторону недостроя) мужики вечером раскачали и по косогору просто вниз скинули. Народная сила очень страшная».

И вроде бы, кажется, о проблеме «полянки» помнят и знают и в министерствах, и в надзорных органах, и в горадминистрации. И Аксёнов — больше не приезжал, но помнит, уверяет Светлана, побывавшая на ещё одном приёме граждан у главы Крыма. И в администрации города — очередной — уже про проблему отвечают без запинки.

«Можно было бы спорить, если бы участком сегодня владел тот человек, которому его выделили, — поясняет проблему глава администрации Симферополя Наталья Маленко. — А там уже пятый или седьмой добросовестный покупатель, у которого это снова в частной собственности. Вот это проблема очень серьёзная. Но я думаю, что все, кто собирался там строить, уже поняли, что там никто ничего строить не будет».

На главу администрации марьинцы пока что возлагают остатки надежды.

«Вот эти бетонные скамейки в 2010 году поставила нам Наталья Маленко, когда ещё была депутатом нашего <Киевского> района, — показывает на край детской площадки Елена. Вздыхает, глядя на детей в песочнице. — Я здесь родилась, многие другие тоже. Мы помним каждую травиночку, каждый родник — и как это всё исчезало. Хочется хотя бы немного сохранить это для наших детей и внуков».

Ребёнок выкарабкивается из песочницы, бежит к сидящей в паре шагов молодой маме. Спотыкается, падает руками на землю. Не плачет: трава не даёт почувствовать ушиб. Вспоминаются дворы городских многоэтажек, лысые пустыри под турниками, летающий мусор, алкашей на скамеечках возле детской горки. На это хозяйство застройщики покушаются редко — разве ларёк поставить. Никто не запрещает — и никто не сопротивляется.

Посмотрите отсюда на укутанный дымкой заснеженный Чатыр-Даг, на зеркало водохранилища, лежащее прямо под ногами. Белая зависть. Есть надежда, что марьинцам всё-таки хватит сил продавить несчастные 30 соток обратно в зелёную зону — туда, где им даже несмотря на насупившийся ракушкой недострой самое место.

Наталия Назарук

Фото предоставлены 

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Обсуждение (1)

Аватар пользователя Николай Орлов
постов:
2548
Николай Орлов (Ялта)
- 23/03/2019 в 20:20

Строительство соборной мечети в Симферополе тоже ведётся в водоохранной зоне

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

«Герои!» — севастопольцы о полицейских во время ракетной атаки

Полицейские не только отводили людей в укрытия, но и закрывали их собой.
19:01
5010
6

Как севастопольцы и гости города пережили самую массированную ракетную атаку

«Нам всем было страшно, как никогда, но мы знали, что выстоим».
20:14
6542
31

В Севастополе ракетная атака повредила более 120 зданий

Власти проанализировали последствия и составили план действий.
19:07
7024
4

Как трагедия обесценивается через экран смартфона

Это не очередной текст про теракт в «Крокусе», это текст про нас.
20:00
4816
19

В Севастополе вновь встал вопрос доступа в укрытия

«Ключи не дам», «Там не очень», «Открываю только для учебных» — вот что услышали некоторые горожане.
19:03
4931
21

ТОП 5