Россия

Таксисты предупредили о разорительном тарифе — шантаж или реальность?

Удастся ли решить вопрос с «рабоче-крестьянским шантажом», как это сделали в Москве?

Таксисты предупредили о разорительном тарифе — шантаж или реальность?
Фото:
freepik.com,
Как будет работать новый закон о такси

Таксисты бьют тревогу: осенью на рынке возникнет дефицит такси, а тариф вырастет в несколько раз. Во всех бедах они винят закон, основные положения которого вступают в силу с 1 сентября 2023 года. О новых правилах и их последствиях — в материале ForPost.

Государство взялось за такси

С 2015 года «Яндекс» и правительство искали компромисс при введении госрегулирования рынка такси. Золотой серединой стал законопроект, принятый в конце 2022-го.

Новый закон призван облегчить жизнь самозанятым. До его принятия таксисты должны были либо работать в компаниях, либо оформлять ИП. Теперь самозанятые смогут заниматься частным извозом, агрегаторов обязали заключать с ними договоры.

Обязательное требование: самозанятый таксист на своём авто должен разместить «шашечки», на крыше — оранжевый фонарь, а в салоне — сведения о компании и водителе, срок действия разрешения на перевозку, контактный номер для жалоб.

Чтобы эта работа не была пущена на самотёк, в каждом регионе должны быть созданы реестры перевозчиков и служб заказа легкового такси. Оттуда данные будут поступать в федеральную государственную информационную систему легковых такси.

У всех без исключения таксистов должно быть разрешение на работу, которое можно получить по месту жительства. Получается, что таксист из Москвы больше не сможет шабашить в Севастополе и наоборот.

Новый закон это запрещает, но оговоркой: если главы регионов заключили договор, то работать на два субъекта федерации можно. Его наличие таксист должен проверять самостоятельно. Незнание не освобождает его от ответственности, в данном случае административной.

Согласно новому закону, разрешения выдаются бесплатно, юрлицам и ИП — не менее чем на 5 лет, а самозанятым — на любой срок до 5 лет. Беречь их нужно как зеницу ока. Разрешение могут аннулировать, если заказ взял один человек, а исполнял другой. Нет полиса ОСАГО — ещё одно основание для санкций.

Подробнее о новых правилах — в материале «Дума приняла закон о такси — как теперь будем с шашечками, но ехать»

Будет только хуже?

Евгений Самохвалов работает в такси уже семь лет. Он считает, что новый закон только усугубит ситуацию на рынке такси.

«Для многих частный извоз — подработка. Люди не будут заморачиваться, оформлять самозанятого, брать справки, оплачивать лицензию. Они просто уйдут с рынка. Машин станет меньше, время ожидания увеличится, тариф вырастет минимум в два-три раза. От такого госрегулирования пострадают люди», — сказал ForPost Самохвалов.

Он отметил, что такси для него — подработка. С сентября мужчина не планирует заниматься частным извозом.

Его позицию разделяют многие интернет-пользователи. Оценивая новый закон, пишут, что в стране «вырастет огромная доля бомбил, которые не вписались в новые правила».

«А это значит, что опять будут убийства, грабежи, изнасилования и все эти преступления, большая часть останется нераскрытой. Эти водители уже будут бесконтрольно совершать преступления. Тут их всё равно могли вычислить, по приложению, по телефону, они худо-бедно под контролем. Также увеличится количество машин личных, раздолбаек, лишь бы добраться до работы, а это пробки ещё больше, аварий ещё больше. Почему не слушают людей?» — негодует интернет-пользователь под ником f.lena30.

Некоторые уверены: новый закон делает таксистов заложниками ситуации. Они должны сдать экзамен на знание географии города, однако как быть в ситуациях, когда пассажир сам прокладывает маршрут? Получается, отклонение от маршрута грозит отзывом разрешения?

«Всё зависит от того, как агрегаторы, которые монополизировали рынок такси, будут контролировать исполнение новых требований. На сегодняшний день по лицензиям ездят таксисты в Москве и чуть-чуть в Санкт-Петербурге. В остальных регионах таксисты работают без лицензий. Среди них достаточно много «подработчиков», которые берут машины в прокат у таксопарков», — отметил в беседе с ForPost президент Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

Его данные подтверждают столичные эксперты.

На сервисе по ведению бухгалтерии «Мое дело» сказано, что разрешение на такси в Москве пока выдаётся только ИП и юрлицам. Самозанятые граждане получить его не могут. За них отвечают агрегаторы. Они могут оформить самозанятого как партнёра в случае, если водитель арендует транспорт у таксопарка.

«Лицензия должна выдаваться на человека, а не на машину. Оформлять лицензию на 10 автомобилей — бред. Пусть таксист становится профессиональным водителем. Логики в новом законе я не вижу. «Яндекс» хотел одно, правительство — другое. В итоге приняли непонятно что», — негодует Форманчук.

Учитывая складывающуюся ситуацию, наш собеседник считает, что заявления некоторых таксистов о рекордном повышении тарифа не беспочвенны: они могут вырасти в два-три раза в регионах, где водители ездят без лицензий. В Москве и Петербурге, где контроль за таксистами отлажен, резкого увеличения тарифа он не прогнозирует.

Читайте также: Когда электромобиль перестанет быть роскошью для россиян

Из жертв в шантажисты

Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян к ситуации относится более спокойно.

«Таксист в Крыму, Севастополе, Екатеринбурге, к которому не пришёл госконтроль, осуществляет свою деятельность нелегально. Он имеет чёрный нал, не платит налоги. Логика в его суждениях проста: я себя обеспечиваю, за пособием к государству не иду, отстаньте от меня, не приходите ко мне с контролем. Поэтому, когда власти начинают контролировать таксиста, он заявляет, что не будет работать, пугает повышением тарифа и транспортным коллапсом. Это элемент рабоче-крестьянского шантажа. Всё это мы уже проходили, когда в Москве лицензировалась деятельность такси», — сказал ForPost Ян.

Он советует не сбрасывать со счетов пассажиров, которые не готовы платить больше, поэтому с введением госконтроля ничего не изменится. В столице, отметил Ян, таксисты вынуждены были подстраиваться под потребительский спрос. Рынок всё расставил по своим местам.

Читайте также: В России утвержден стандарт на алкозамки для автомобилей

Закон проспят чиновники?

При оценке нового закона эксперт по городскому транспорту Роберт Ян посоветовал обратить внимание на другую проблему — пассивность чиновников на местах:

«Во многих субъектах РФ такси контролируется по остаточному принципу. Чиновники говорят: “У нас нет ресурсов. Нам не до такси”. Интересно, они вообще собираются исполнять новый закон?»

Он отметил: только сейчас в региональные думы, заксобрания стали поступать проекты законов о госконтроле над такси. Это законотворческая деятельность может растянуться от нескольких месяцев до нескольких лет.

«Должны появиться местные нормативные требования к таксистам, чтобы новый закон заработал. Федеральный закон обязывает местные власти обеспечить исполнение закона на местах. Пока этого не сделано, никакого повода для беспокойства нет», — резюмировал Ян.

Читайте по теме: Россиян начнут штрафовать за резину не по сезону

Роберт Вочовский

2436
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
1
1734

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
16
1898

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
71
8456

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
8766

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4835