В Душанбе обеспокоены информацией о массовых задержаниях в России граждан Таджикистана.
Миграционный вопрос является одним из основных инструментов политики РФ в Средней Азии. Но в регионе работает не только РФ. Таджикистан в данный момент является олицетворением новой стратегии США в Средней Азии.
Весной прошлого года, перед очередными протестами в Горном Бадахшане, известный афганский полевой командир Гульбеддин Хекматияр, ныне переметнувшийся к талибам*, обвинил Душанбе в укрывании противников движения «Талибан»*. Этим он создал некую точку напряжённости в регионе и, по факту, объявил своего рода основание для конфронтации.
За этим враждебным заявлением последовала реакция со стороны США, которые начали увещевания в отношении к правительству Таджикистана. При этом они сохраняли тон сдержанной критики в отношении методов урегулирования Горно-Бадахшанского кризиса, избранных властями страны.
В середине мая американский посол в Душанбе заявил, что его страна предлагает построить погранпост на таджикско-афганской границе, а также предоставить Таджикистану военную помощь в следующие два года в размере до 60 миллионов долларов. Кроме того, была обещана поставка Душанбе беспилотников Puma примерно на 20 миллионов долларов.
После этого Душанбе посетили целый ряд высокопоставленных гостей из США, которых возглавлял помощник госсекретаря Дональд Лу. По проблеме Афганистана им были проведены переговоры с местными политиками и, что характерно, с представителями гражданского общества. В начале лета спецпредставитель Вашингтона по Афганистану также встречался с главой Таджикистана. А чуть позже с президентом Эмомали Рахмоном встретился высокопоставленный генерал Майкл Эрик Курилла.
Таджикистан на глазах становится витриной новой американской стратегии влияния в Средней Азии. США стремятся к восстановлению своего имиджа, подорванного после хаотичного бегства из Афганистана два года назад. Если Америка не сумеет восстановить свой военный плацдарм в регионе, у неё могут быть большие проблемы.
Напомню, что ранее у неё была база в узбекском Карши-Ханабаде (до 2005 года) и киргизском Манасе (до 2014 года). Сейчас Вашингтон демонстративно акцентирует внимание на антитеррористическом взаимодействии со странами Средней Азии. Например, с Таджикистаном, где Америка организовала военные учения в рамках регионального сотрудничества в августе прошлого года. В них также участвовали вооружённые силы Казахстана, Киргизии и Узбекистана.
Каковы причины интереса США к Таджикистану?
1. Таджикистан — единственная страна Средней Азии, у которой откровенно враждебная позиция в отношении правительства талибов*. Что само по себе важный фактор притяжения для США и коллективного Запада вообще.
2. У Вашингтона традиционно более тесные связи с Душанбе, так как у Таджикистана самая протяжённая граница с Афганистаном в регионе (кроме Пакистана).
3. Вашингтон пытается встать в регионе на один уровень с Москвой в плане обеспечения региональной безопасности для стран — членов ОДКБ. В первую очередь Таджикистана, на территории которого находится самая крупная военная база РФ за рубежом. Для американцев это является символическим ходом в плане всей их внешней политики. США с Россией в прямую конфронтацию в регионе не вступали никогда. Но они торопятся воспользоваться неким вакуумом безопасности в стране, чтобы реализовать свою собственную стратегию.
Повторюсь: их главная задача — восстановить собственное влияние в Средней Азии. В первую очередь — военное. И сейчас они заходят через региональную безопасность. Вопрос: чем ответит РФ?
Читайте по теме: Аналитик рассказал о двуличии США в Центральной Азии
Павел Кухмиров
*Террористическая организация, запрещённая в России