Пустые хлопоты
7 октября 2008 года премьер В.Путин, выступая на совещании по кинематографии, приуроченном к открытию первой в России частной киностудии RWS, заявил, что принято \\"решение о выделении значительных средств на поддержку кинематографа страны, который должен способствовать формированию ценностных установок, соответствующих интересам общества и стратегическим задачам развития страны\\".
В частности, было сказано, что, по расчетам правительства, отечественное кино сможет занять в ближайшем будущем 30% внутреннего рынка проката.
То, что Путин едет на открытие частной киностудии, да еще в свой день рождения, то, что он при этом рассуждает о ценностных установках и стратегических задачах, сразу вызывает ассоциацию с памятным всем: \\"Важнейшим из всех искусств для нас является кино\\" (В.И.Ленин). И, скорее всего, эта ассоциация не случайна.
Тут бы и порадоваться. Поскольку неявная адресация к исторической фразе говорит о намерении руководства страны заняться воспитанием масс. И о том, что оно, как и создатель советского государства, понимает, что именно массовое искусство кино есть канал к душам и умам масс. Без которых не решить эти самые \\"стратегические задачи развития\\".
Но не будем радоваться преждевременно. Отметим для начала, что названная цифра — 30% — по отношению к нормам других стран постыдно мала. Ведь это значит, что 70% будет по-прежнему занимать иностранная продукция, в основном сомнительного качества.
Сравним, например, с 20% иностранных фильмов, допускаемых в китайский прокат, подумаем при этом, что лежит в основе всего китайского взлета (от ВПК до Олимпиады) — а ну как \\"ценностные установки\\"? — и… вернемся к нашим сегодняшним реалиям.
Прежде всего, к цифрам. На самом деле, 30% — это замедление, а не увеличение роста присутствия отечественного кино в нашем прокате. Ведь с 2004 по 2007 год данный показатель вырос с 12% до 25% — то есть за три года аж вдвое (или на 13% по отношению к общему объему). А тут \\"в ближайшем будущем\\" предполагается плюс еще 5%? Не густо. Даже если ближайшее будущее — это ближайший год.
Но главное, конечно, не в этом. Главное всегда не в количестве, а в качестве. В качестве этих 30%. А то ведь и никаких \\"отечественных процентов\\" иной раз не захочешь!.. Если бы у российского зрителя появилось вдруг высококлассное, культурно— и (не побоимся этого слова!) идейно-ориентированное кино, то 30% от общего проката могли бы серьезно изменить существующую регрессивную тенденцию, без очков видную при взгляде на сегодняшние молодые \\"массы\\". Те самые, ради которых по-прежнему \\"главнейшим является кино\\".
Но что имел в виду премьер под \\"формированием у зрителей ценностных установок\\"? Кто и какие ценности предполагает транслировать? Какими творческими силами? На какие деньги? Будет ли кто-то отвечать, если окажется, что на бюджетные деньги, то есть при согласии правительства, молодежи внушены — представьте себе! — ценности, несовместимые со \\"стратегическим развитием\\", которое правительство, как мы слышим, планирует?
Мы же помним, как после десятилетия развала советского кинематографа (когда во всей России снималось около десятка картин в год, кинотеатры пустовали, киностудии разрушались, а 90% проката составляли американские боевики самого отвратительного уровня) в 2002 году были предприняты первые попытки выправить ситуацию.
Министерство культуры РФ, признав положение катастрофическим, заявило тогда, что часть снимаемых фильмов будет финансировать государство, и что приоритетному финансированию подлежат детские, патриотические и исторические фильмы.
Ни о какой системной поддержке российского кинематографа — как это было сделано, например, во Франции в 80-е годы — речь, конечно, не шла. Но ведь и с объявленными (очень правильными) приоритетами в результате… как бы это помягче сказать… не сложилось.
А вот французские преобразования дали в свое время результат. Они базировались на тезисе, что рынок не должен убить кино как искусство. Для чего же нужно искусство кино — это во Франции понимали. Иначе, чем Ленин, но в чем-то очень близко. В 1982 году Жак Ланг, французский министр культуры, объявил сопротивление доминированию американского кино одной из своих основных целей и аргументировал это так: \\"Надо действовать немедленно, если мы не хотим завтра остаться только прилавком для сэндвичей!\\".
\\"Прилавком для сэндвичей\\"! Очень внятная государственная (отнюдь не только культурная) задача была им сформулирована. В результате возникли дотации на съемки, стипендии и гранты для выпускников киношкол, поощрения талантливых режиссеров и, что очень важно, протекционистская политика государства в сфере проката.
Вообще, с конца 80-х меры по защите от засилья фильмов иностранного (прежде всего, американского) производства приняли многие страны — от европейских до Южной Кореи. В России же режиссеры неоднократно поднимали вопрос о квотах, но безуспешно.
Тем не менее, благодаря государственным вливаниям, с 2004 года в российском кино начался процесс, который был поначалу распропагандирован как чуть ли не \\"возрождение российского кинематографа\\".
Миллионы долларов, потраченных на \\"Ночной дозор\\"… то, что сборы с этого блокбастера превысили сборы с \\"Властелина колец\\"… потом успех \\"Турецкого гамбита\\" и \\"Дневного дозора\\"… — все это замутило головы пишущих о кино, был провозглашен \\"русский Голливуд!\\", коммерческий результат стал (правда, ненадолго) мерилом успеха, а успех как таковой, естественно, мерилом всего.
Тут надо сказать, почему коммерческий результат оказался мерилом успеха ненадолго. Нет, не потому, что вспомнили о преференциях фильмам этой самой \\"детской, патриотической и исторической направленности\\". Но потому, что очень быстро выяснилось: 80% снятых в России фильмов — в прокате провалилось. Увы, миф о коммерческом успехе национального кино был лишь мифом.
Но, может быть, сейчас государство отказывается от ложных \\"голливудских\\" ориентиров и намерено всерьез заняться формированием духовно здоровой нации? Собирается бросить все кинематографические силы на это и, не щадя живота… извините, бюджета, сеять это самое разумное, доброе, вечное? Может быть, есть — и побеждает?! — тенденция снимать \\"правильное\\" отечественное кино? И именно ее хотят поддержать, усилить, развить? А потом еще и побудить владельцев кинотеатров и прокатных фирм именно эти фильмы доводить до широкого зрителя?
Нет, тенденция прямо в обратном. Приоритетное финансирование \\"патриотическо-историческо-детских\\" свелось к выпуску \\"1612\\" и \\"1814\\" — фильмов, которые, конечно, позволили отчитаться за освоенные госсредства, но вряд ли воздействовали на умы и сердца в должной мере. Поскольку последнее (воздействие) требует и художественного уровня, и внятной сверхзадачи. В любом случае, \\"событиями\\" они не стали.
Зато стали \\"событиями с обратным знаком\\" несколько произведений \\"специального\\" жанра. Жанра глубинной провокации, нацеленной на разрушение ценностного ядра коллективной личности все еще существующего русского народа. Это, прежде всего, скандально известные \\"Сволочи\\", вышедшие к 60-летию Победы, и совсем \\"свежий\\" \\"Гитлер капут!\\" Но и не только они.
Сказано об этих фильмах много. Здесь стоит лишь добавить, что раскрутка их носила далеко не случайный характер. В случае \\"Сволочей\\" так и вовсе имело место неполное, но солидное финансирование — и фильма, и его рекламы — из бюджета. Что же касается \\"Гитлер капут!\\"… не знаю, как было в других городах, но москвичи в связи с этим спец-проектом подверглись наиболее агрессивной за последние годы рекламной атаке.
Как и \\"Сволочи\\", фильм должен был пойти широким экраном аккурат к 9 мая. Его попридержали, но уж зато в сентябре… Огромные глумливые билборды с порно-звездами в ролях советских \\"разведчиков\\" сами по себе (до и без всякого фильма) являлись кампанией по надругательству над исторической памятью и ее вытеснению.
А, получив площадку в большом количестве кинотеатров, фильм уже в первый уикэнд заработал (о, этот успех в прокате!) почти 144 млн. рублей. Что наглядно демонстрирует всю нынешнюю коллизию с прокатной политикой и \\"ценностными установками\\". И не надо заседаний кабмина, чтобы сообразить, какие приоритеты победят на кинорынке.
Конечно, отрадно, что в регионах целующиеся лесбиянки в \\"военном\\" фильме смутили не только неподготовленную аудиторию, но и \\"неподготовленных\\" администраторов. Директор одного из магаданских кинотеатров заявила, что не пустит фильм, так как молодое поколение надо воспитывать на других фильмах, а ветеранов это зрелище оскорбит.
Отрадно, что у нас есть зачатки (или остатки?) гражданского общества и возникает (иногда) точечное сопротивление на низовом уровне. Но ведь точечное, а не контркультурный — точнее, культурный — фронт, противостоящий фронту антикультурному!
По активно продвигаемой кинопродукции видно, что призывы преподносить историю объективно — так и остаются призывами. В только что вышедшем фильме \\"АдмиралЪ\\" о Колчаке (снятом при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии) не упомянут ни один нелицеприятный факт из реальной биографии исторического персонажа.
Зрителю с заведомо пониженным сериалами вкусовым барьером и крайне размытыми представлениями об истории России третьесортная мелодрама может быть \\"впарена\\" как \\"правда о Гражданской войне\\". Но созданный таким образом массовый человек никак не может быть включен в декларированные планы по \\"развитию\\".
Телевидение и киноиндустрия идут рука об руку: 1-й канал, 2-й, не говоря уж о наиболее откровенно работающем на деградацию ТНТ. Теперь вот — новая киностудия, RWS, начинавшая с телесериалов, явила себя миру как наисовременнейшая и наиоснащеннейшая. У нее широкие планы — как в кино, так и, по-прежнему, на телевидении. В этой системе сообщающихся теле-кино-сосудов вываривают общество.
Правительство принимает новые \\"меры по поддержке российского кинематографа\\", выделяет деньги, заинтересовывает продюсеров в коммерческом успехе… в общем, волнуется о нас. И, вроде, о развитии. Но возникает чувство, что ему невдомек, что все ТАКИЕ меры — пустые хлопоты.
Мария Мамиконян,
«Завтра»
Обсуждение (3)
Блестяще, Мария!
И - наконец-то! Неужели не было ранее понятно, что все эти радетели от ФАККа и подобных органов суть разрушители?!!
Может быть хватит всяким Арсенам Мартиросянам( ( см. его отзыв на тему " Адмирал снова раскололол." , а также Марии Мамимокян , как профанам ( моя личная оценка) обсуждать здесь эту тему - очень сложную, а на мой взгляд совсем неподъемную и для Марии Мамиконян . К тому же рассуждать о фильме" Адмирал" в одной" связке с похабными" Сволочи" и " Гитлер капут- это сверхцинично. Выпустили вы, аккуратно напишу "свой накопившийся в организме , назову это не газовый , а эмоциональный заряд" Очень рад , что вам от этого стало легче. Завтра пойду на Ваганьское кладбище , постою у могилы верного друга и возлюбленной Александра Васильевича Колчака Анны Тимировой. Там же великолепный памятник ее отца профессора Василия Сафонова- директора Московской консерватории. И вновь в Центральной библиотеке- фонде Русского Зарубежья имени А. Солженицина буду скурпулезно изучать материалы о адмирале Колчаке. Тема объемная и интересная.
А что циничного? Есть разные жанры, и если определять их правильно, то можно - сравнивать. Тем более, что современное кино давно перестало быть искусством ( а уж на документальность давно не претендует), а давно уже - индустрия.