Новости Севастополя

Спасёт ли Севастополь от засухи Межгорное водохранилище

Служба новостей ForPost

Учёный Алексей Фёдоров относится к проекту скептически.

Спасёт ли Севастополь от засухи Межгорное водохранилище
Фото:
ForPost

Однако решать проблему водоснабжения Севастополя необходимо.

Не пустая тревога

Воды в Чернореченском водохранилище вполне достаточно, чтобы без проблем пережить зиму, — рассказали на днях ForPost представители ГУПС «Водоканал». Но как ни успокаивают сотрудники предприятия горожан, тревога не исчезает. Пусть не все, но многие помнят, что проблемы с водой в городе случаются периодически, а дождей в последние месяцы было так мало, что угроза повторения представляется вполне реальной. И крымчане, в отличие от нас, вовсю бьют тревогу.

Самой острой ситуация с водоснабжением Севастополя была в начале 90-х. Тогда, по словам члена регионального штаба ОНФ Вячеслава Аксёнова, ситуацию спасло только волевое решение главы города Ивана Ермакова подать в трубы днепровскую воду.

«На месте Байдарского водохранилища тогда была просто большая лужа с засохшей грязью вокруг, — вспоминает Вячеслав Викторович. — Я как раз в это время работал в управлении ЖКХ Севастополя и хорошо эту картину помню. В городе тогда доходило почти до бунта, последовал и ряд отставок: в том числе своей должности лишился директор Водоканала».

Последний кризис произошёл (точнее, чуть было не произошёл) уже в 2014 году. Тогда ситуацию спасла вода из озера у горы Гасфорта.

«Я очень хорошо помню 2014 год, когда у нас из-за проблем с водоснабжением был объявлен режим ЧС, — рассказывает Вячеслав Горелов. — Сергей Иванович Меняйло тогда раз в полчаса звонил в Водоканал и спрашивал, каков уровень воды в Чернореченском водохранилище. Тогда нас спасло озеро у горы Гасфорта, сыгравшее роль резервного водохранилища. По данным главного инженера КП „Севгорводоканал” Алексея Чайникова, в самый критический момент в русло реки Чёрной было сброшено 400 тысяч кубометров воды. Это было сделано, когда уровень воды в водохранилище подходил к критической отметке».

Сейчас территория, на которой находится озеро, в аренде у мотоклуба «Ночные волки».

Нет у Крыма и днепровской воды. Вопрос водоснабжения полуострова поднимается на всех уровнях: в конце прошлого года, например, его обсуждали в Совете Федерации, где прошло совещание «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов РФ». Участвовал в нём и Вячеслав Горелов.

«Ведущий технолог ГУП „Вода Крыма” Анатолий Копачевский, выступая на совещании, предположил, что 2019 год может стать для полуострова началом засушливой „двухлетки”. И я с ним согласен», — говорит он.

«От безысходности»?

Вернувшись с совещания, Горелов сразу написал письмо с перечнем предлагаемых мер на имя замгубернатора Владимира Базарова. В марте 2019 года вопрос водоснабжения был поднят на встрече Владимира Путина с представителями общественности Крыма и Севастополя. Отвечая главе севастопольского регионального штаба ОНФ Владимиру Немцеву, Президент заверил, что о проблеме знает.

«Мы над этим работаем. Разные варианты рассматриваются — и строительство новых водоводов, и бурение <скважин>, и опреснение для промышленных нужд прежде всего. Только на сегодняшний день технологии опреснения очень дорогие. Но мы над этим думаем, даже не сомневайтесь. Правительство думает, и те, кто в правительстве занимаются Крымом. И я лично знаю об этой проблеме. Мы её не оставим, не оставим до тех пор, пока не решим окончательно», — сказал он.

В апреле последовало поручение Президента премьер-министру Дмитрию Медведеву, главе Крыма Сергею Аксёнову и губернатору Севастополя Дмитрию Овсянникову подготовить варианты использования для решения проблемы дефицита воды на полуострове Межгорного водохранилища, расположенного неподалёку от Симферополя. А около месяца назад стало известно, что федеральный бюджет выделяет на реконструкцию водохранилища 20 млрд рублей. Как сообщается, оно будет использовать паводковый сток из крупных крымских рек — Салгира, Альмы, Качи, Бельбека. Однако в Севастополе к этой идее многие относятся скептически. Ведущий эксперт ГБУ «Экоцентр», до 2019 года — ведущий геолог ГУП РК «Крымгеология» Алексей Фёдоров ещё в феврале 2019-го называл этот проект «проблемным по своим последствиям — как социальным, так и экологическим и рекреационным». Узнав о выделении на реконструкцию водохранилища 20 млрд рублей, мы позвонили Алексею Павловичу, чтобы спросить, не изменилось ли с тех пор его мнение по этому поводу. Оказалось, что в своём убеждении учёный по-прежнему твёрд.

«Я общался и с другими специалистами — честно говоря, у всех очень сильные сомнения по поводу этого проекта. Думаю, деньги будут потрачены зря. Реки, о которых идёт речь, практически полностью зарегулированы — и что с них можно взять, я не знаю. Паводки же, во время которых планируется набирать воду, у нас случаются раз в три-пять лет — вот в этом году, например, паводка не было, потому что практически не было и снега», — говорит он.

Причиной возникновения проекта Алексей Федоров считает «безысходность»: все видят, что делать что-то надо, но никто не знает, что именно. Не внушает ему оптимизма и другой проект — по созданию водохранилища в Камышловской балке:

«Эта тема муссировалась ещё несколько лет назад, и сейчас её поднимают опять. Но это опять-таки заполнение водохранилища во время паводка, который, как я уже сказал, случается далеко не каждый год. А как они собираются заполнять его во время паводка, когда идёт 200 кубов воды в секунду, я тоже не представляю — это какой канал нужно делать где-то в районе Верхнесадового, чтобы потом протянуть его до Камышловского водохранилища?».

Трещиноватые, карстующиеся известняки в окрестностях Камышловской балки тоже не дают повода рассматривать этот проект всерьёз, — подчёркивает ученый. Обещания же эту проблему решить, по его словам, рассчитаны исключительно на дилетантов и абсолютно нереальны.

Что имеем, не храним

Гораздо полезнее, утверждает Алексей Фёдоров, было бы всерьёз заняться сокращением водопотерь на сетях Водоканала. И в первую очередь — провести полноценный аудит.

Мнение о том, что сокращение процента утечек воды — «практически единственный шанс на спасение от неумолимо приближающейся засухи» на ближайшую перспективу, Алексей Павлович высказывал и раньше. Директор Водоканала Николай Перегуда на это ответил, что руководимое им предприятие и так много делает в плане обновления сетей, поэтому приведённые учёным данные о 52% потерь устарели. Однако в упомянутой Николаем Болеславовичем «Схеме водоснабжения и водоотведения города Севастополя…» чёрным по белому написано: удельное количество аварий на сетях в 10 раз превышает показатели Москвы и Санкт-Петербурга. Достичь же среднероссийского уровня (порядка 26%) Севастополь планирует через 10 лет.

Алексей Фёдоров считает это непростительным расточительством.

«Если бы довести этот показатель хотя бы до 10%, это был бы очень серьёзный вклад в решение проблемы водоснабжения, — говорит он. — Кое-что Водоканал действительно делает. Но за то время, пока они в одном месте меняют трубу, в остальных местах ситуация только усугубляется».

Конечно, более масштабные работы потребовали бы масштабных вложений. Но ведь деньги всё равно тратятся и будут тратится, но на проекты, которые учёный считает и бесперспективными, и рискованными. Особую пикантность ситуации придают недавно озвученные заместителем губернатора Марией Литовко планы добиться изменения Водного кодекса РФ в части запрета использовать пестициды в водоохраной зоне. Как известно, добивается отмены запрета уже не первый год связанное с экс-министром обороны Украины Павлом Лебедевым руководство сельхозпредприятия «Артвин», которое жаждет опрыскивать агрохимикатами сады в долине Бельбека.

В свете этих планов пополнение Межгорного водохранилища за счёт Бельбека, согласитесь, выглядит несколько иначе. Кроме того, проект, по словам Алексея Фёдорова, чреват пересыханием законсервированных скважин в районе Любимовки и исчезновением пляжей в районе Любимовки, Учкуевки и Орловки.

«То же самое произошло с пляжами у села Песчаное, — говорит учёный. — Знаете, почему его назвали Песчаным? Там были шикарные пляжи шириной 25–30 метров. А когда речку Альму зарегулировали, они исчезли. То же самое будет и у нас. Конечно, нам могут сказать — и наверняка скажут, — что вода важнее пляжей. Но, боюсь, в итоге у нас не будет ни того, ни другого».

В финале разговора Алексей Павлович ещё раз подчеркнул, что наиболее реальным и действенным методом решения проблемы ему представляется резкое сокращение водопотерь. Что думают по этому поводу другие эксперты, мы обязательно узнаем в ближайшее время. Ведь подача воды в город по часам — совсем не то, о чём хочется загадать накануне Нового года.

Ольга Смирнова

Фото Натальи Назарук, Ольги Смирновой, ForPost, facebook Марии Литовко

7311
Поделитесь:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Обсуждение (31)
zitramon
6249
zitramon

Водохранилище Межгорное пишется с большой буквы. Имя собственное.

Кочевник
2357
Кочевник

Можно и « посвежее» эксперта взять! Этот какой-то « безвыходный».

Veteran
3076
Veteran

to Кочевник:  Можно и « посвежее» эксперта взять

Дело не в эксперте, а в желании власти решать проблему. А проблема есть и сама по себе не рассосётся. Конечно всем ясно, что самый простой способ снизить потери. Но необходимо иметь и резервное водохранилище.

strelec
25568
strelec

 

to Кочевник:  "Посвежее" - это типа  "понаехавшей"  дилетантки М.Литовко,готовой травить население ядами ? Нет уж, надо слушать мудрых,опытных специалистов.

Кочевник
2357
Кочевник

strelec

« Не передергивайте», Вы прекрасно знаете, что у нас достаточно « мудрых,опытных специалистов«, знакомых с современными технологиями устройства гидротехнических сооружений. Опираться на такие суждения, как в карстовых грунтах невозможно строительство накопителей или регулирование реки Альма - причина миграции пляжной береговой зоны- не совсем правильно.

lipservlad
754
lipservlad

to Н_иколай:  

Бесспорно, сокращение потерь в трубах - самый экономически экологически выгодный резерв водоснабжения.Ведь теряется уже подготовленная (поднятая на уровент Гераклейского плато, очищенная) вода. Но её стоимость включается  в стоимость нами реально потребленной воды. Получается, что утечки оплачиваем мы - потребители. Так, что Водоканал  заинтересован (такова логика капиталистической экономики) как раз в увеличении объёмов вовлекаемой воды. Поэтому - давай новые водохранилища, туннели под Бадарской долиной! Государство наше богатое. Но почему-то наша средняя пенсия (за месяц) равна той сумме, которую в США зарабатывают за 2-3 (!) дня.

Согласен, за 2-3 дня. Но что толку считать чужие деньги? Они богатые, но и центом не разбрасываются. Им на нас...

Oberon
6879
Oberon

Особую пикантность ситуации придают недавно озвученные заместителем губернатора Марией Литовко планы добиться изменения Водного кодекса РФ в части запрета использовать пестициды в водоохраной зоне. Как известно, добивается отмены запрета уже не первый год связанное с экс-министром обороны Украины Павлом Лебедевым руководство сельхозпредприятия «Артвин», которое жаждет опрыскивать агрохимикатами сады в долине Бельбека.

у врио, получается, засланка за спиной возится, птичьи интересы пропихивает. и как это называется? 

волкам аренду территории дали на 10 лет. вот и не нужно продлевать её, если нет смелости договор расторгнуть. 

sapun
9443
sapun

сЛЕДУЕТ ПРОСТО ПОЧИТСТИТЬ чЕРНОРЕЧЕНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ - ЕГО ДНО ЗАИЛИЛОСЬ И ТРЕБУЕТ ЧИСТКИ!

strelec
25568
strelec

to Кочевник:  Я не "передергиваю",а констатирую факты.Ведущий геолог ГУП РК «Крымгеология» Алексей Фёдоров предлагает ,образно говоря, "не носить воду в решете".И это самое разумное предложение.Глупо вкладывать десятки миллионов для  очередной добычи воды и тут же чуть ли не половину ее бездарно терять из дырявых водоводов.

      Также нельзя бурить бесконечное множество скважин - бесконтрольный разбор воды приводит к засолению скважин и вода становится непригодной для питья.Поэтому надо ценить и беречь ту воду,которая пока имеется.

Линьков
32380
Линьков

На самом деле, тревога есть.

Токумен
1953
Токумен

Ничего сделано не будет. Протечки за ближайшие пять-десять лет не устранят, так как иссякнет денежный фонтан из Москвы. А вот город тупо застроят многоэтажками, он превратится в миллионник, и опять будем сидеть на режиме подачи "два часа утром, два - вечером". И это в лучшем случае.

скептик
517
скептик

Вы забыли такую "мелочь", как глубина. Она у Межгорного водохранилища в 2 раза больше (максимальная и средняя). Соответственно и объем. Не стоит себя считать умнее, чем люди, которые занимаются этим специально

Межгорное водохранилище и озеро 17 км (у горы Гасфорта)  в одном масштабе. Растояние от Севастополя - озера у горы Гасфорта. - 12 км. Растояние от Севастополя - межгорное водохранилище - 60 км. Мы не ищем легких путей...)))

 

скептик
517
скептик

Сады у Бельбека появились задолго до "понаехавших". Надоели уже со своими пестецидами, чесслово!

  to Кочевник:  "Посвежее" - это типа  "понаехавшей"  дилетантки М.Литовко,готовой травить население ядами ? Нет уж, надо слушать мудрых,опытных специалистов.

 

Алексей Макушин
516
Алексей Макушин

По-моему путь решения проблемы недостатка питьевой воды полной заменой сетей водоподведения, водоотвода и ливневой канализации Севастополя при безусловном реализации проекта по запуску Завода стеклопластиковых труб уже писал чаще , чем какой либо из журналистов о проблемах водообеспечения!

Хотите решить эту проблему системно - обращайтесь, извините за нескромность, к председателю первого Общественного совета при Департаменте городского хозяйства Севастополя, который чванливый Тарасов, Овсянниковский дружок без объяснения причин ликвидировал. 

Если кто-то ещё в Севастополе знает, как можно построить современный мирового уровня завод, трубы которого будут гарантированно служить более, чем в 2,5 раза стальных, а скорость работы линии позволит за 2 года обеспечить потребности не только Севастополя, но и всего Крымского полуострова, буду рад услышать! 

Кочевник
2357
Кочевник

to Алексей Макушин:  Алексей, вопрос в том где воду взять! Потом можно решать какие трубы, где их производить, и технология доставки воды потребителю. Кстати, не советую выступать с предложениями о строительстве завода по производству стеклопластика - убыточное для Севастополя предприятие.

strelec
25568
strelec

to скептик:  Сейчас в Верхнесадовом "Артвин" распахивает землю под сады прямо у реки,в водозащитной прибрежной полосе,где,согласно Водному кодексу,запрещено применение ядохимикатов.

strelec
25568
strelec

to Ластик:  "В Бельбекской долине сады были ещё 300 лет назад."

 

     Были,но на достаточном расстоянии от реки.Вода р.Бельбек идет не прямо в море,а еще и на очередной гидроузел и используется для питьевых целей.

     "Пестицидный скандал" устраивает "Артвин",М.Литовко и департамент с\х,лоббирующие интересы "Артвина" и требующие пересмотра Водного кодекса РФ,чтобы иметь возможность массового отравления населения,потому что в садах каждые 10 дней производится обработка ядохимикатами плюс применяются высокотоксичные яды против сорняков.

 

" Разработана технология садов на карликовых подвоях именно для долин крымских рек"- очередной блеф.Сады на карликовых подвоях выращивают везде,где позволяет климат,в т.ч. и в Краснодарском крае,и в средней полосе. В зависимости от морозостойкости сортов.

     "В долинах крымских рек" выращивались сады с соблюдением водоохранных зон.Вокруг источников питьевой воды устанавливаются санитарно-защитные пояса . Может,вы не в курсе,что пан Лебедев предложил устроить 10-летний эксперимент по выживаемости населения в условиях его отравления пестицидами. Циничное отношение к здоровью и жизни населения  украинского дезертира уже не удивляет  после отжима им у севастопольцев рекреационных парковых,лесных и прибрежных территорий и отравления стоками от его хатынок общественных территорий.

скептик
517
скептик

to strelec:

Почему бы не начать с отселения жителей ВИРа, чьи неканализированные частные дома так же попадают в водоохранную зону? А продолжить - отстрелом скота, что ходит на водопой в защитную прибрежную полосу! :)

скептик
517
скептик

to RayFly: 

  Вы забыли что межгорное водохранилище наполнялось исключительно днепровской водой, наполнить его за счет воды месных речек, которые текут 4 месяца в году - бред больного гидролога....испарятся в сутки воды будет больше чем пополнятся.

То ли дело Сухая речка - полноводная в течении всего года! :))))

Patriot1.
5305
Patriot1.

То, что думают, это хорошо, но надо срочно  решать  вопрос с Северо - Крымским каналом, как и остальные, авиа, ж/д, авто - транспортного  сообщения, упрощенный переход границы и другие.Если сами не могут договориться, то надо выносить эти вопросы в повестку дня  Нормандского формата, в обмен на газ например...

Город Севастополь
2189
Город Севастополь

Сады и виноградники выращивали и 2000 лет назад. Но пестициды стали завозить только с середины 60-х. А сады возле реки и домов стали массово высаживать при Украине. В СССР ближе 300.метров от реки и домов был строгий запрет применять ядохимикаты. В ГУПе Садовод 1400 Га земли для садов свободной. Большая часть вдали от домов и реки. Сады ради которых лоббируют изменения в закон России занимают около 300 гектар, не плодоносят, являются источником заболеваний и паразитов, и по сроку подлежат списанию. Земли в Севастополе не введенной в сельхозоборот всего около 14тыс.га, а в Республике Крым всего 800 тыс. га. Всего в Крыму и Севастополе 1,821 млн. гектар и из  этого количества не более 3тыс.гектар имеет ограничения водным кодексом РФ и санпинами.

Возникает вопрос почему именно за землю в Бельбекской долине идёт борьба?Неужели для застройки многэтажками? 

to strelec:   В Бельбекской долине сады были ещё 300 лет назад. Пестициды и пр. химия куда из Бельбека попадает? Только в море. При этом до моря доходит только 10% течения Бельбека, остальное разбирается на полив тех же садов и огородов в долине реки. Долины Качи, Альмы, Бельбека всегда использовались для садоводства. ВИР создан  у Бельбека. Разработана технология садов на карликовых подвоях именно для долин крымских рек. Кто-то раздувает пестицидный скандал с целью недопущения возрождения традиционного садоводства в Крыму.

 

Galaxe
9487
Galaxe

И все таки то, что у нас пресная вода из рек Кача, Бельбек просто уходит в море, считаю не правильнвм, когда есть дефицит пресной воды. Кстати, качать из устья рек пресную воду насосами дешевле, чем опреснять морскую и потом ее все равно качаать.

DDK1
851
DDK1

yak

Город Севастополь
2189
Город Севастополь

По поводу трещиноватости в Камышловском овраге это не совсем так. Уровень воды вблизи села Камышлы снизился только в последние годы. До этого вода там набиралась естетственным путём и переливалась через автомобильную дорогу. В сельсовете постоянно поднимали вопрос как детям из Камышлов в школу ходить по воде. Стоял насос, который постоянно перекачивал воду в Бельбек. Водохранилище создано природой и больших капитальных затрат не надо. Вода из Бельбека самотёком по лоткам наполняла бы Камышловское водохранилище.

Но нет надо Республике Крым проект реализовать в с.Скворцова за 86 км. от Севастополя и с бюджетом 84 млрд.рублей!

Город Севастополь
2189
Город Севастополь

Вы хоть карту посмотрите, Камышловское водохранилище находится выше Бельбека, как оно будет наполнятся? Вода потечет наверх?

Камышловское водохранилище от реки Бельбек на расстоянии 500 метров. Вода будет отбираться выше по течению реки и 1500 метров по лотку наполнять Камышловское водохранилище.

А вот для перекачки в с.Скворцово,где находиться Межгорное водохранилище, действительно реку  прийдётся развернуть вспять и подкачивать воду на расстояние 86 км. туда и около 100 км. обратно на Северную сторону. Мега проект и мега стоимость.

Город Севастополь
2189
Город Севастополь

 Качу и Бельбек выбирают люди которые живут вдоль берегов этих речек, то, что дотекает до моря... это не вода а стоки, не пригодные для  использования. У берегов этих речек нет водоохранных зон.

Единственый водосбор Севастополя - это Байдарская и Варнутская долины - которые уничтожаются застройкой стахановскими темпами. Никто Севастополю, воду из Качи и Бельбека не отдаст, местным самим воды не хватает.

А зачем вы неправду пишите? Границы водоохранных и прибрежно защитных зон на Бельбеке законодательно определены, а на местности выставлены соответствующие знаки. Водосбор реально организовать в Камышловском водохранилище, если мешать не будут. Если сельхозпредприятия не будут отбирать летом воду из реки Бельбек, то воды будет достаточно.

Алексей Макушин
516
Алексей Макушин

to Кочевник:  

to Алексей Макушин:  Алексей, вопрос в том где воду взять! Потом можно решать какие трубы, где их производить, и технология доставки воды потребителю. Кстати, не советую выступать с предложениями о строительстве завода по производству стеклопластика - убыточное для Севастополя предприятие.

Насчет "убыточное". Во-первых, одна перевозка сотен тысяч километров труб с порожним возвращением транспорта минимум вдвое дороже строительства завода по производству стеклопластиковых труб, Во-вторых, Завод нужен для производства труб, а не "стеклопластика", что не одно и тоже, оплаты труда, налогов и экономии бюджетных средств при замене сетей водоканала, а не получения прибыли. Поэтому завод должен иметь государственную форму собственности. 

Насчет "где взять воду". В бизнесе есть выражение "Сэкономил - Считай, что заработал!" Потери водопровода "благодаря" дырявый трубам только официально подтверждаются на уровне 40-45%, крымчане более объективны в оценке потерь питьевой воды до 60%.

Теперь представьте, что максимум через 2 года, за которые Завод СПТ в состоянии обеспечить потребности, все трубы будут новые, при тех же источниках и водохранилище  количество воды увеличится минимум на треть, а скорее всего в полтора раза!

Чем раньше Правительство и врио Губернатора поймут необходимость этого, тем быстрее мы начнем превращаться в экологически чистый и самый привлекательный для отдыха регион.

gavrik_nikita
2
gavrik_nikita

Больше парков!!!! Еще больше безобразных парков!!! И здохнем без воды и похронят нас под плиточкой в парке.....

скептик
517
скептик

to RayFly:  

    Тем не менее варнутского водосбора хватает чтобы озера на тороповой даче и 17 км, имели нормальный уровень, не пересыхали даже летом. Значит подпитка идет за счет карстовых вод, вода течет под землей по разлому...

 Высокий уровень грунтовых вод обуславливается подпором самого Гасфортовского озера. Спустите его - уровень грунтовых вод упадет вслед за ним:) И никакой "разлом" не поможет.

rjnz
1855
rjnz

Никто не боится, что скоро мы вообще без воды останемся? В водоохранной зоне реки Черная в районе села Черноречье строится элитный коттеджный поселок со всеми вытекающими последствиями. Идет вырубка зеленых насаждений в районе речки.

Алексей Макушин
516
Алексей Макушин

to avaron:  все говорите правильно. Единственная поправка - не надо за состояние всех сетей ложить ответственность на Водоканал, который может выполнять работы в объеме предоставленных ресурсов и поставленных задач Департаментом городского хозяйства. 

Уважаемые читатели, комментаторы портала ForPost!

C 22.00 до 8.00 на нашем сайте действует ночной "режим тишины": в этот период публикация комментариев невозможна.

Главное за день

В горхозе Севастополя прошёл весенний директоропад

Руководство сменилось как в департаменте, так и в подведомственных организациях.
15/05/2026 18:03
1376

Застройщиков Севастополя хотят обязать строить школы и поликлиники

Власти признают, что новые жилые кварталы всё чаще появляются быстрее социальной инфраструктуры.
15/05/2026 17:03
797

Суд отправил Андрея Ермака в СИЗО – с залогом в 680 млн рублей

Скорее всего – тот сможет найти необходимую сумму.
14/05/2026 10:47
876

Как не оказаться в дураках при покупке техники на маркетплейсах

Юридически интересы покупателя пока учтены в меньшей степени.
14/05/2026 10:02
2385

Севастопольские хирурги показали коллекцию извлечённых из детей предметов

Связка ключей, крестик и магнитные шарики: что глотают севастопольские дети.
13/05/2026 20:01
1834
Туризм

«Ласточки» у причалов: как самодельные катера спасали курортную жизнь в послевоенной Ялте

Деревянный «птичий флот» возил туристов вдоль Южного берега, когда не хватало другого транспорта.
15/05/2026 18:30
1649

У туристов появится ещё один маршрут между Крымом и аэропортом Сочи

Рейсовый автобус свяжет крымскую столицу с воздушной гаванью.
14/05/2026 09:32
3975

Учёные рассказали, какие люди являются самыми «вкусными» для комаров

Вопреки распространённому заблуждению, группа крови человека не влияет на это.
13/05/2026 17:47
2399

Большая Севастопольская тропа расширилась новым партизанским маршрутом

«Тропа памяти» объединила крымскую природу с историей.
12/05/2026 17:03
1205

Россиянам станут доступны джунгли и жемчужные острова

Число безвизовых направлений для граждан РФ может увеличиться до 90 стран.
12/05/2026 12:21
710