В нынешнем году стоимость бензина и дизеля в России может обогнать инфляцию. Об этом шла речь на заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, которое провёл вице-премьер Александр Новак, пишут «Известия».
Причины роста цен
Одной из основных причин, по которой растут цены на топливо сейчас, является увеличение акцизов.
В этом году акциз на бензин АИ-95 увеличен с 15,65 до 17,09 тыс. рублей за тонну, на дизель — с 10,84 до 12,12 тыс. рублей за тонну.
Пока инфляция в стране выше 10%, уложиться в рост цен в её пределах ещё возможно. Однако в бюджете планируется заложить её новый плановый показатель в 7–8%. При этом Минфин планирует увеличение дефицита бюджета втрое, но расходы сокращены не будут.
Одновременно снижаются и мировые цены на нефть, что приводит к ещё большему уменьшению бюджетных поступлений от её экспорта. По данным Минэко, в январе российская нефть марки Urals стоила 67,7 доллара за баррель, в апреле — уже 57,8.
На этом фоне правительство может пересмотреть размер демпферных выплат производителям нефтепродуктов, за счёт которых удаётся сдерживать стоимость топлива внутри страны.
Совокупность этих факторов в итоге может привести к тому, что рост стоимости топлива с большой вероятностью окажется выше уровня инфляции. Но пока, по данным Росстата, этого ещё не произошло.
О том, как будет развиваться ситуация на топливном рынке, ForPost пообщался с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым.
Перспективы рынка
По его словам, формально у правительства нет установленной законом задачи держать цены на топливо в пределах инфляции. Однако российские власти всегда стремятся именно к этому.
«У правительства эта задача сохраняется. Но вопрос в том, какая будет инфляция. Сейчас пересматривается бюджет, и если мы считаем, что инфляция будет в районе 10%, то рост цен на топливо можно удержать в этих пределах. Но если она будет ниже, то сделать это будет сложнее. К слову, в прошлом году рост цен на бензин превысил значение инфляции, а дизель уложился. Я думаю, что правительство не хочет повторения ситуации, тем более — её усугубления», — пояснил аналитик Игорь Юшков.
В то же время, по его словам, инструментов для того, чтобы удержать рост цен на топливо в значениях инфляции, не так уж и много. Сейчас дефицита топлива нет, но с учётом роста акцизов рост цен уже усилился.
«Ситуация может усугубиться при снижении цен на нефть или сохранении их в нынешних значениях. Кроме того, могут быть ужесточены санкции против России, которые приведут к снижению нефтегазовых доходов. В таком случае правительство для сокращения расходов бюджета может пересмотреть размер выплат по топливному демпферу в сторону их уменьшения. Не факт, что это произойдёт. Но если такое решение будет принято, это подтолкнёт цены на топливо вверх», — пояснил Юшков.
Дело в том, что демпферный механизм предусмотрен для того, чтобы ограничивать рост цен на топливо внутри страны, когда на международных рынках его стоимость растёт. В таком случае компаниям возвращается из бюджета часть уплаченных ими налогов, это позволяет компенсировать потери от отказа от экспорта нефтепродуктов. В конечном счёте такие выплаты позволяют стабилизировать цены внутри страны.
«Но правительство пока не рассматривает такой сценарий. Иначе мы бы уже знали дату уменьшения демпферных выплат. Это, скорее, некий запасной инструмент на случай, если ситуация с доходами бюджета будет усугубляться. Поэтому и о стоимости топлива в перспективе до конца года говорить сложно. Но думаю, что правительство приложит все усилия к удержанию роста цен на бензин и дизель в пределах инфляции», — резюмировал Игорь Юшков.
Напомним, намерение Минфина уменьшить размер выплат по топливному демпферу уже приводило два года назад к настоящему противостоянию между производителями топлива и властями. Дошло даже до угрозы остановки НПЗ из-за переполненности хранилищ. О том, как это было, читайте здесь.
Андрей Мединский
Обсуждение (10)
В любой непонятной ситуации нужно поднять цены на все.
Сказочники. Больше сказать и нечего. Можно вспомнить,что они говорили 3-4 года назад, что они удерживают цены на бирже. Теперь нужно денег снять с народа. Нормально во всем мире нефть в низ цены вниз и наоборот. У нас в уши дуют теперь про акцизы, так не подымайте акцизы и цена будет норм. Куда ещё выше то?
Как снизить цены на топливо я писал много раз но видимо не хотят ибо рука руку моет
Когда то КПСС баловалась с ценами на водку,
народ отвечал частушками,
было три, а стало пять
нам ........
было пять а стало восемь....
в нынешней ситуации не понятно, а почему люди которые присосались такие преференции имеют, причем за счет бюджета?
А правительство акциз дерет.
Странно,что нет не только возмущения, но и частушки не сочиняет никто.
d dd,
Вы не правы. Сочинят, да ещё и как...Только многие начали вспоминать анекдот про коллекцию анекдотов.....
Причина одна, капитализм! Умные промолчат, дураки поймут.)
Опять жадность! Не с чужих, так со своих! А разрыв между обычными и богатыми все увелияивается, как и цены на всё, в отличие от пенсий, они за инфляцией не успевают. Раньше все привязывали к доллару, но сейчас он падает или стоит, а цены растут, как так?
Букмекерские конторы введут ставки, кто же победит в гонке, инфляция или рост цен?
Ну что же...На носу очередной всплеск отрицательного снижения цен.
Гражданам предлагается компенсировать государству и олигархам от нефтяного бизнеса падение цен на нефть? (
(Одной из основных причин, по которой растут цены на топливо сейчас, является увеличение акцизов.)