Рейтинговое агентство S&P Global понизило рейтинг ценных бумаг Украины, привязанных к ВВП, с «CC» до «D», заявив, что Украина не выплатила 665 миллионов долларов держателям ВВП-варрантов, которые должны были быть выплачены 2 июня. Ранее правительство Украины заявило, что не будет осуществлять платёж, исходя из экономических показателей 2023 года, но продолжит добиваться реструктуризации своего долга.
ВВП-варранты (GDP warrants) — это финансовые инструменты, которые Украина выпустила ещё в 2015 году во время реструктуризации долга. Непосредственно проект курировала гражданка США Наталья Яресько (Джареско), бывшая министром финансов Украины в 2014-2016 года. Варранты работают так: Украине дают деньги в долг, и если её экономика растёт больше определённого уровня (например, ВВП увеличивается более чем на 3% в год), держатели варрантов получают повышенные выплаты. Это своего рода «бонус» для кредиторов, которые согласились на реструктуризацию. Сумма выплат зависит от экономического роста, а срок действия варрантов — до 2041 года.
Отчитавшись, по политическим причинам, о небывалом экономическом росте в 2023 году, Украина тем самым сформировала обязательство выплатить ко 2 июня 2025 года около $665–670 млн по этим варрантам. Однако, Минфин Украины подтвердил, что платеж не будет произведён, так как действует мораторий на такие выплаты — введённый ещё в 2024 году самим украинским правительством.
Агентство S&P Global понизило рейтинг ВВП-варрантов Украины с "CC" (высокий риск невыполнения обязательств) до "D" (дефолт), тем самым официально признало частичный дефолт по этим бумагам. Ранее, в апреле 2025 года, Киев пытался договориться с кредиторами о реструктуризации долга по варрантам на $2,6–3,3 млрд, но переговоры провалились.
Формально это «ограниченный» дефолт, так как ВВП-варранты — отдельный инструмент, и их неуплата не влечёт автоматического дефолта по другим долгам (например, еврооблигациям), благодаря договорённостям с инвесторами в 2023 году.
В прямом смысле слова – последствия невелики. «Дефолтный» статус сказался бы в обычных условиях, если бы Киев занимал деньги у частных кредиторов. Но из-за конфликта Украина получает деньги только от США, ЕС и прочих источников, не связанных с традиционными рынками капитала. Дефолт может осложнить возвращение на рынки капитала в будущем, когда страна будет искать инвестиции для восстановления – и если такая задача вообще будет актуальна.
Ранее стало известно о попытках Киева приобрести у Болгарии российские реакторы ВВЭР-1000, которые остались в Болгарии после отказа Софии от строительства АЭС "Белене".