На прошлой неделе стало известно о том, что украинское правительство планирует увеличить налог на рекламу в печатных СМИ и на ТВ с 0,5% до 2,5-3%, а также ввести дополнительные повышающие коэффициенты: для рекламы на телевидении — 7, в печатной прессе — 5 и для наружной рекламы — 2. По подсчетам участников рынка, таким образом, ставка налога на ТВ-рекламу вырастет до 21%, в прессе — до 15%.
Кроме того, Кабмин обещал расширить список подлежащих налогообложению видов рекламы. Помимо ее размещения и установки налогом будет облагаться «опубликование любым способом информации об имени (наименовании) спонсора, товарного знака и услуг спонсора».
По мнению участников рынка, повышение налога на рекламу может обернуться крахом для некоторых печатных и телевизионных СМИ, а также уходом доли их доходов в тень. Газетный и журнальный бизнес потеряет рентабельность. В этой связи издатели будут вынуждены сокращать расходы на зарплату сотрудникам, уменьшать количество полос, а также частоту выхода.
Стоит отметить, что 2008-2009 годы для отечественного медиарынка и без того были непростыми: из-за финансово-экономического кризиса рекламодатели снизили свою активность, упали объемы продаж печатных СМИ. В этой связи некоторые издания закрылись, другие сократили штат, третьи перешли в режим онлайн.
По оценке руководителя рекламной службы крымского филиала «Украинского медиа холдинга» и крымского филиала «Комсомольской правды» Бориса Малышенко, в случае повышения ставки налога медиа придется делать выбор: принимать расходы по повышению налога на рекламу на себя или перекладывать их на рекламодателя. «Газеты и журналы с сильной рыночной позицией будут частично перекладывать эти затраты на рекламодателя. Более слабые вынуждены будут брать эти расходы на себя полностью, поскольку их рекламодатель cможет «не потянуть», и тем самым они еще сильнее ухудшат свое экономическое положение», — говорит Б. Малышенко.
Однако вчера стало известно, что Кабинет Министров таки услышал протесты медийщиков и якобы не заложил повышение налога в проект бюджета. Впрочем, представители СМИ не исключают вероятности того, что повышение налога попытаются внедрить посредствам последующих изменений в законодательстве.
По прогнозам экспертов, увеличение налога на рекламу в традиционных СМИ может дать еще один толчок для более активного перехода рекламы в Интернет. Сегодня Интернет-реклама во всем мире, в том числе и в Украине, развивается гигантскими темпами, хотя еще заметно уступает бюджетам телевизионных рекламных кампаний.
Крым по развитию этой сферы пока отстает от других регионов страны. Причина тому — недостаточное проникновение Интернета в массы. По данным исследовательских компаний, в республике проживает всего до 3% украинских пользователей Интернета. При этом эксперты уверены: у Крыма большие перспективы. Поскольку к республике как курортному региону всегда был повышенный интерес со стороны жителей ближнего и дальнего зарубежья, которые значительную часть информации о Крыме черпают именно из всемирной сети.
«В ближайшие 3-4 года доля Интернет-рекламы в Украине и в Крыму вырастет в 3-5 раз — с нынешних 3% до 10-15% (оптимистический прогноз ежегодного прироста доходов — на уровне 30-50%). Однако даже с такими темпами роста в ближайшей перспективе — 5-7 лет — доля рекламы в Интернете все равно не превысит долю рекламы в традиционных сегментах — телевидении и прессе», — прогнозирует Б. Малышенко. Отметим, что в Украине доля рекламы на ТВ сейчас составляет 50%, в прессе — 25%.
Обсуждение (2)
to Hombre_Rojo (Севастополь) Подскажи, кто из СМИ не проститут и какие не на откупе у буржуев?
Потерять читателя - дело нехитрое, ибо планка профессионализма снижена до плинтуса. Увы...