Этим летом Крымский мост снова сковали грандиозные пробки: люди проводили долгие часы, ожидая возможность попасть с материка на полуостров и обратно. Поэтому многие автотуристы выбирали альтернативный путь по трассе Р-280 «Новороссия» вдоль Азовского моря. Что ждёт путешественников на этом маршруте, выясняли журналисты издания LIFE в рамках проекта «Новой дорогой» — большого путеводителя по сухопутному коридору в Крым.
Приморский маршрут
Трасса Р-280 «Новороссия» отходит на запад от федеральной автомобильной дороги М-4 в Ростове-на-Дону и соединяет Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Геническ с Крымом. За последние годы здесь произошли колоссальные перемены.
Первым делом, по признанию московских гостей, бросается в глаза состояние дороги. На всём её протяжении длиной 630 километров автомобилистов встречает новое асфальтовое покрытие и современное освещение. В нужных местах готовы развязки и переходно-скоростные полосы. В итоге, поездка не доставляет хлопот, а позволяет с удовольствием провести время.
Корреспонденты советуют не торопиться, а исследовать города по пути. Ведь почти каждому из них есть чем удивить взыскательных путешественников.

Особые впечатления у гостей оставляет первый крупный населённый пункт маршрута — Мариуполь в Донецкой Народной Республике. Ещё совсем недавно дома здесь лежали в руинах, а теперь восстановлено не только жильё, но и вся инфраструктура — здесь полностью безопасно для жизни.
«Сюда приятно приехать отдохнуть, посидеть с кофе. Я всегда советую попробовать греческие чебуреки», — дала корреспонденту LIFE свои рекомендации жительница Мариуполя Екатерина Кутепова.
Следующую остановку следует непременно сделать в Бердянске. Этот небольшой городок на юге Запорожской области особенно оценят любители активного отдыха на море: здесь можно попробовать свои силы в сап-, винд- и кайт-сёрфингах.
«Азовское море интересно тем, что у нас есть любое направление ветра. У нас нет медуз и кораллов, единственный минус — короткий сезон», — отмечает в беседе с журналистами местный житель Николай Мезенцев.
Есть повод задержаться подольше и в Геническе Херсонской области. По мнению LIFE, это гастрономический центр маршрута. Здесь обязательно следует попробовать морские деликатесы: сушёную камбалу, бычки и креветки.
И вот граница с Республикой Крым. Журналисты советуют автомобилистам быть внимательными и сразу выбрать нужную полосу движения: на пункте досмотра потоки грузового и личного транспорта разделяются. Если всё сделать правильно, то вскоре можно продолжать путь дальше в Крым: у съёмочной группы LIFE ушло всего полчаса на то, чтобы пройти очередь и проверку. Пожалуй, это самое главное достоинство сухопутного маршрута в сравнении с движением через Крымский мост, где туристы практически всё лето изнывают от жары в многочасовых пробках.
Советы бывалых
По данным «Росавтодора», на трассе «Новороссия» для автомобилистов работают 66 автозаправок, 12 газовых станций, более 30 магазинов и около 50 кафе. В точках общепита можно отведать традиционные для юга России блюда: шашлыки, овощные салаты и комплексные обеды. Большинство из них принимают оплату картой «Мир» и переводы через СБП (системы быстрых платежей). Кроме этого, для ночлега здесь открыто четыре мотеля.
«На трассе Р-280 не действует комендантский час: движение открыто круглосуточно. Комендантский час действует только в границах населённых пунктов», — напомнили туристам.

На трассе уверенно функционируют материковые операторы мобильной связи, а иногда «ловят» и крымские. На отдельных участках «Новороссии» мобильный интернет может пропадать, поэтому журналисты советуют заранее скачивать в навигатор офлайн-карты — GPS и ГЛОНАСС работают стабильно.
«Р-280 “Новороссия” перестала быть обычной дорогой. Это маршрут, в котором соединились скорость восстановления, удобство передвижения и культурное многообразие. Для жителей это символ перемен, для туристов — новый способ открыть Азовское побережье», — подводит итог LIFE.
При этом, если по километражу «Новороссия» длиннее трассы через Крымский мост, то по времени проезда в разгар сезона — точно быстрее.
Удивляют страшилки
Для многих автомобилистов трасса «Новороссия» давно уже стала даже не альтернативным, а единственно приемлемым маршрутом в Крым. Об этом рассказала ForPost уроженка Евпатории Валерия Данилова, проживающая сейчас с семьёй в Мелитополе.
«Постоянно езжу по Запорожской области в рабочие командировки и, конечно, часто отдыхаю в Крыму — всегда однозначно выбираю новый маршрут, без Крымского моста. Не вижу смысла стоять в очереди и переживать за потерянные сутки к морю. Даже когда еду из Москвы в Крым — только по “Новороссии”», — поделилась выбором собеседница ForPost.

По её опыту, на трассе через новые регионы нет проблем с сервисом, а регулярные КПП — повод лишний раз сбросить скорость. У военных и правоохранителей ни разу не возникало никаких вопросов, если они видели, что у водителя документы и машина в порядке, а дети на задних креслах пристёгнуты.
«Удивляют страшилки, когда говорят, что опасно, мы, мол, в Крым с детьми не поедем. Недавно один знакомый спросил, можно ли ночевать в гостинице Мелитополя, насколько это безопасно. Меня такие вопросы даже обижают. Я ему в ответ: “А не стыдно ли задавать мне такие вопросы, я вообще-то тут живу с семьёй!”. Нет, не опасно ни ездить по дорогам, ни останавливаться в пути в городах: Мариуполе, Бердянске, Приморске, Мелитополе, Кирилловке, Геническе и других. Это такие же курортные города, как и крымские, просто пока не такие популярные. А сервис приходит быстрее, когда он востребован».
Девушка напомнила, что летом в пробках на Крымском мосту автомобилисты проводили по восемь часов, тогда как она за то же время успевала проехать сотни километров от Ростова-на-Дону до Севастополя.
Действительно, сухопутный коридор в Крым безопасен для туристов по сравнению с проездом через Керченский пролив. Как рассказывал ForPost глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым и бывший министр транспорта региона Анатолий Цуркин, за три года на трассе «Новороссия» не произошло ни одного теракта или происшествия, связанного с военной угрозой гражданским. Кроме того, дорога Р-280, в отличие от Крымского моста, более прогнозируемая: здесь не перекрывают движение и нет очередей.
Пелагея Попова
Фото: Росавтодор|Telegram; предоставлено LIFE
Обсуждение (1)
Очень странная статья…
В Азовском море нет медуз?
Ну, это так - мелочь, по сравнению с откровенным враньём о восстановлении Мариуполя.
Конечно, построено немало, но писать «восстановлено не только жильё, но и вся инфраструктура…» - это бессовестно!