Новости Севастополя

Почему Украина не сдаётся и мечтает о «мёртвой зоне»

Что мы должны знать о мнимых и реальных преимуществах своего противника.

Прожжённая лазером 10-милиметровая бронепластина. Слет «Дронница 2025»
Фото:
Дмитрий Еремеев / ForPost

Украина начала реализацию концепции «мёртвой зоны», в которой, по их замыслу, мы все должны погибнуть. 

Можно не сомневаться, что враг поместил в неё не только Севастополь с Крымским полуостровом, наши новые регионы, но и каноническую территорию России. 

Строит противник эту концепцию на нескольких факторах и убеждениях в собственном превосходстве, с которыми лучшие умы российского народного ВПК в области беспилотных систем уже работают, имея цель сорвать коварные планы с самыми эффективными результатами.

Во ходе IV всероссийского слёта операторов боевых беспилотных систем «Дронница-2025», который прошёл в Великом Новгороде 6-7 сентября, Алексей Чадаев (генеральный директор НПЦ «Ушкуйник») и Александр Любимов (глава Координационного центра помощи Новоросси) представили инструкторам и операторам боевых БПЛА, а также специалистам средств радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы результаты анализа свода проблем о том, как России необходимо воевать и побеждать в «мёртвой зоне».
 

IV всероссийский слёт операторов боевых беспилотных систем «Дронница-2025»


Мнение противника о себе

Алексей Чадаев рассказал, что даже в западных медиа дискутируется тезис о том, а почему же украинцы не сдаются. Ведь действительно: война ими проиграна, шансов на какой-то приемлемый результат, как и на помощь союзников, у них нет. 

Ответ на сегодняшний момент выглядит так: противник не сдаётся потому, что имеет основания быть уверенным в собственном превосходстве.

«Есть три фактора, по которым они считают себя, частично не без оснований, превосходящими нас. До сих пор первый фактор — это дроны, хотя сейчас это не так однозначно, как полтора года назад. Второй — работа с информацией: её сбор и обработка, системы тактической осведомлённости, системы принятия решений. Это всевозможные Delta (платформа ситуационной осведомлённости), „Крапива” (IT-решение в помощь принятия решений на поле боя), Palantir (американская платформа анализа и организации данных). Третий — скорость. Причём скорость, понимаемая интегрально, начиная от скорости переброски подразделений, заканчивая скоростью принятия решений», — пояснил Алексей Чадаев.

Александр Любимов акцентировал, что украинцы не сдаются, потому что на тактическом уровне мыслят себя превосходящими нас в этих трёх компонентах. И нам необходимо учитывать мнение противника об этой реальности (даже если она не всегда реальна), потому что противник на это мнение ориентируется.

«Ключевое в факторах превосходства не то, как дело обстоит на самом деле, а то, как каждая из сторон об этом думает. Как стороны понимают свои факторы превосходства и уязвимости», — подчеркнул Александр Любимов.

Яркий пример такой раздвоенной реальности — это начало Курской операции (август 2024 года), когда противник полагал, что их фактором превосходства является доминирование в радиоспектре: лучший РЭБ и способность приземлить всё, что у нас летает. 

Это было одним из оснований для принятия решений о начале противником Курской операции. В итоге враг был удивлён тем, что у нашей армии было средство, на которое не действовал их РЭБ.

По мнению Александра Любимова, в позиционной войне, которую мы сейчас ведём, мы, в сущности, не можем рассчитывать на быстрое сокрушение противника из-за самой структуры войны. 

Нужно понимать, что сокрушение противника не решится в одной грандиозной операции. И для победы нам нужно давить на все факторы превосходства противника. Особенно на те, которые он сам считает таковыми.

«Если год назад, когда началась Курская операция, мы сильно изменили их мнение о нашем РЭБе путём использования дрона „Князь Вандал Новгородский” (КВН), то в этом году противник до сих пор уверен, что война имени Delta, Palantir и дальнобойных дронов — это то, в чём они нас превосходят», — отметил Александр Любимов.

В европейской прессе, продолжил он, описывается проект «Стена дронов», который должен быть полностью реализован к 2028 году и который должен на протяжении российских границ — от Норвегии и до Украины, включая Финляндию и Прибалтику, — создать комплексную систему наземных сенсоров, датчиков, камер, вышек, дронов, связанную со спутниковой группировкой и увязанную в единый комплекс.

Революционность «стены» в том, что эти все компоненты объединяются в единую систему с единым комплексом управления данными и с сетевой системой управления, в которой «выключение» одного узла не приводит к «выключению» всей системы. 

Потенциально это не «крепостная» стена, а движущаяся стена. То есть — это не оборонительное, а наступательное оружие. И украинское название «линия дронов», которое фигурирует в украинских источниках, — это развитие концепции западного проекта «стена дронов», имеющее уже прямое практическое применение на земле и на поле боя.

Как они видят создание «мёртвой зоны»

По словам Алексея Чадаева, рассматривая планы противника, необходимо учитывать шесть важных составляющих.

Первый: Украина будет сосредотачивать усилия на создании и развитии бесплотных систем на оперативном уровне с глубиной проникновения на нашу территорию в 50–150 км.

Второй — противник работает над увеличением зоны ведения разведки. Это глаза, которые видят больше и дальше, а также умеют преодолевать наши FPV и ПВО.

Третий — противник будет стремиться к контролю «серой зоны».

Четвертый — враг создаёт и внедряет единую систему применения беспилотных сил и средств.

Пятый — создание благоприятные условия для наступательных действий. Это в том числе и прорезание коридоров в радиоэлектронном спектре.

Шестой — противник стремится к снижению нашего наступательного потенциала, что означает удары по любым нашим объектам.

«На дистанции от 0 до 5 км вглубь нашей зоны обороны противник ставит задачу: в основном с помощью FPV максимально зачистить территорию, уничтожить все укрытия, руины, подвалы, где могут потенциально разместиться наши опорные пункты», — уточняет Александр Любимов.

То есть уничтожить не только всё движущееся, но и уничтожить все потенциальные укрытия.

«На глубине от 5 до 10 км вглубь нашей территории они считают необходимым сосредоточиться на ликвидации всей нашей логистики. На глубине от 10 до 15 км — ставят задачу уничтожения всей артиллерии и всего, что стреляет, создать нам условия невозможности вести огонь из серьёзных средств поражения», — продолжает Любимов.

На глубине от 15 до 50 км — стоит задача уничтожения пунктов управления, объектов логистики, системы ПВО, РЭБ и обеспечения «коридоров пролётов» для собственных операций на большей глубине.

На оперативной глубине от 50 до 150 км — противник ставит задачу уничтожения пунктов управления и штабов. На стратегической глубине более 150 км — ставят задачу по снижению нашего военно-экономического потенциала.

В сущности, они стараются создать нам такие проблемы, чтобы война стала для России слишком дорогостоящей — как с точки зрения экономики, так и с точки зрения политики.

Противник сознательно и подробно описал свой план «мёртвой зоны», а теперь его внедряет. Нам же важно этот план знать и понимать, чтобы эффективно его «обнулять».

Алексей Чадаев сообщил, что за лето 2025 года изменения таковы, что противник убрал массы своей пехоты с передовой и держит с нами дистанцию с помощью дронов. 

Последняя попытка их механизированной атаки была в феврале 2025 года в Судже и в марте 2025 года в Белгородской области.

Александр Любимов добавил, что противник старается заменить функции пехоты на переднем крае дронами, управляемыми операторами войск беспилотных систем для создания условий невозможности нашего наступления.

Таким образом, «мёртвая зона» — это, по замыслу противника, такое пространство, где враг нас видит, слышит и может нанести удар в режиме 24/7.

«И мы сейчас местами уже имеем ситуацию, что противник с помощью дронов может вести разведку боем в режиме 24/7, пробуя на прочность нашу стену РЭБа», — говорит Алексей Чадаев.

Александр Любимов описал метод, который противник применяет для такой разведки боем:

«Дрон противника летит на 5 км и его сбивают. Значит, следующий летит на 4 км, а затем сворачивает в сторону и летит ещё 4 км. Причём рекомендации по полёту поступают от ИИ. Таков их метод нахождения брешей в нашей системе защиты. И такая разведка боем в круглосуточном режиме очень скоро и надолго станет нормой», — предупреждает Александр Любимов.

Действуя таким образом, говорит Алексей Чадаев, противник получает информацию, которая используется для пересборки сценариев их дальнейшего поведения. 

Информация приобретает особый вес. И отсюда для нас вытекает целый набор новых задач.

Сценарий победы в «мёртвой зоне»

Первое — надо стараться снова создать «туман войны», которого сейчас нет. Нам снова надо учиться быть невидимыми. 

И там, где российским вооружённым силам это удаётся, мы моментально видим положительный результат.

Второе — если у противника X единиц поражения, то у нас должно быть 10хX целей, включая, конечно, «ложные цели».

Александр Любимов объяснил, что сценарий «тотальной войны», когда исход одной большой операции определял исход всей войны, как это было в XX веке, в нынешнем конфликте невозможен.

«А стратегия измора — набор больших, малых, средних операций — это то, что есть сейчас, и то, как мы победили в Великую Отечественную. Измор — это когда мы системно работам по факторам превосходства противника, лишая его оснований превосходства», — отметил он.

В начале СВО, считает Алексей Чадаев, у нас была стратегия «воевать не воюя». Она сработала в 2014 году, но не сработала в 2022-м.

«После этого безальтернативной стала стратегия сокрушения, когда нужно надавить всей силой и всей массой. Она известно к чему привела… И после этого мы вынужденно перешли к стратегии длительной войны на измор. И сейчас наша задача с точки зрения создания и применения беспилотных изделий заключается в том, как нам побеждать в ограниченной позиционной войне на измор», — формулирует Алексей Чадаев.

В заключение прозвучал один из ключевых выводов: лучшее средство борьбы с дронами — это другие дроны.

Если мы хотим бороться с дронами, то надо придумать дроны и строить дроны, которые борются с дронами.

«А самый главный приз — уничтожить не дрон, а того, кто им управляет», — усложнил Алексей Чадаев.

Укрепляя финальный тезис, Александр Любимов разбил устоявшееся мнение про щит и меч:

«Есть тезис, что дроны — это наш меч, а ПВО — это наш щит. Это не так. Наш щит — это дроны или иные средства, уничтожающие вражеские дроны. А наш меч — это дроны, уничтожающие вражеских людей, которые управляют дронами. Поэтому эффективное наступление — это уничтожение тех, кто управляет вражескими дронами».

Сергей Абрамов
Фото Дмитрия Еремеева

1291
Поделитесь:
Оцените статью:
4
В среднем: 3.7 (3 голосов)

Обсуждение (3)

Profile picture for user litkon
1174
litkon

Почему Украина не сдаётся...

Потому что украина ничего не решает, украиной правят англы. А на англию бомбы не падают, умирают не они, а какие-то глупые туземцы, которые за кружевные трусики продали свою страну. Так отчего же не воевать до последнего туземца?

Profile picture for user Борей
581
Борей

Антидроны это хорошо, но еще Наполеон говорил что для войны нужны три вещи деньги, деньги и еще раз деньги. А по финансовому сектору Украины, через который питается война, их Центробанку почему то не нанесли ни одного удара.

Profile picture for user zitramon
5828
zitramon

Борей,

Чего?
То есть, если жахнуть по зданию банка, финансирование прекратится?
Вы это серьезно?🙄🤪🙃
 

Главное за день

Частная компания «Севастопольэнерго» может стать частично государственной

Если это произойдет, веерные отключения на Фиоленте прекратятся.
15:10
3
450

Почему Украина не сдаётся и мечтает о «мёртвой зоне»

Что мы должны знать о мнимых и реальных преимуществах своего противника.
13:00
3
1291

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
31
3006

В Севастополе анонсировали масштабную реконструкцию водоснабжения города

Пока понятно лишь, что проект должен избавить город от водного дефицита.
14:03
51
4984

Полное лунное затмение уже сегодня: где и когда увидеть «кровавую Луну»

Жителям одного региона России повезёт особенно.
11:18
1
3585

В Киеве горит здание правительства Украины

Мэр Киева вероятной причиной пожара назвал сбитый беспилотник.
09:40
4
1449

Туризм

Поедут ли севастопольцы в Китай после введения безвиза?

Поездка в Поднебесную — недешёвое удовольствие.
19:04
31
3006

В Севастополе снова пытаются пристроить лакшери-пляж

Власти Качинского муниципалитета в поисках оператора «Вязовой рощи».
17:01
5
9419

В Севастополе стали рекордно меньше тонуть в море

Благодаря работе спасателей на городских пляжах не погиб ни один ребёнок.
10:03
2
680