Дробления севастопольских сельхозземель методом «пчеловодства» больше не будет — оно остановлено тем же постановлением правительства, что и эпидемия ветеринарии, заявляет профильный заместитель губернатора Севастополя Максим Жукалов.
«В последнем постановлении о внесении изменений в ПЗЗ <309-ПП от 10.07.2025> был установлен минимальный размер земельного участка с таким видом разрешённого использования — 10 тысяч кв. м», — подчеркнул он в разговоре с ForPost.
Обратившиеся к журналистам и властям севастопольцы по-прежнему настроены скептически.
Разделяй и стройся
Коротко о проблеме, которая потребовала этих уточнений.
Долгое время в Севастополе можно было дробить сельхозугодья на мелкие участки по 5, от силы по 10 соток. Потом их продавали под частную застройку, что, конечно, проще и выгодней, чем заниматься земледелием.
В 2022 году такое дробление запретили, но несогласные с этим владельцы сельхозземли нашли другой путь — переводить земли в ветеринарные и пчеловодческие и дробить их.
10 июля 2025 года власти Севастополя приняли постановление, запрещающее столь мелкое деление.
Но «пчеловоды» и «ветеринары» уже успели разделить большое количество сельхозугодий, в том числе — неподалёку от Языковой балки и аэропорта Бельбек.

«Вокруг нас, на бывших землях совхоза Софьи Перовской, в этом году появилось огромное число таких участков. Продают по полтора миллиона. Есть земли, которые ещё не раздроблены, — на них у хозяев те же планы, вероятно, — говорят собеседники ForPost из СТ «Берег». — Мы консультировались с кадастровиками, и они сказали, что на сельхозземлях с кодом СХ-1 нет ограничения по размеру пчеловодческих участков, а на землях СХ-2 — для ветеринарных».
Они обратились в правительство Севастополя с вопросом о том, кто допустил и благословил такое дробление, и обратили внимание на лазейки, которые, по их мнению, остались в ПЗЗ после принятия июльского постановления.
Ответ чиновников был неожиданным. Оказалось, обращение к губернатору переадресовали в ДИЗО, а там справедливо ответили: «Это не по нашей части».
Оставь надежды
Действительно ли лазейки остались или кадастровые консультанты недостаточно разобрались в непростом документе на 1700 страниц?
Второй вариант — утверждает ответственный за градостроение Севастополя Максим Жукалов.
«Кадастровики ещё, видимо, с документом не ознакомились. Теперь минимальная площадь земельного участка для „пчёл” — от 5000 до 10000 кв. м, а ветеринарное обслуживание является условно разрешённым видом и без специального разрешения присваиваться не будет», — объяснил он.
Число наструганных под «ветеринарию» и «пчеловодство» участков Максим Жукалов оценивает не в две тысячи, а в несколько сотен. Они остаются сельскохозяйственными, а за их использованием обещается контроль. Право надзора — у всех органов, которые могут выявлять самовольное строительство.
«Инспекция при департаменте городского хозяйства, Севгосстройнадзор, департамент сельского хозяйства и другие», — перечислил заместитель губернатора.
Объявления о продаже таких участков под жилое строительство — это как минимум признаки общественно опасного деяния, и тут должны работать правоохранители, говорит он.
Новых посёлков на раздробленных угодьях не допустят, и надеяться на узаконивание самостроя не стоит, говорит Максим Жукалов.
«Люди, которые покупают или задумываются о покупке таких участков, должны это понимать. Приобретение земельных участков с видом использования, которое не допускает жилищного строительства, никоим образом не приведёт к реализации таких планов даже путём самовольного строительства с последующим обращением о возможности сохранения. Тут необходимо уже занять жёсткую позицию и не допускать таких действий», — заявил он.
Максим Жукалов пообещал довести эту позицию власти через СМИ.
Светлана Косинова
Обсуждение (1)
А больше и не надо. Украденное тоже не вернут.