Пока в Севастополе ежегодно дают всё новые обещания закончить строительство индустриального парка, в соседнем Крыму аналогичный объект уже достроен и готовится принять первых резидентов.
Как Крым опередил Севастополь в этом вопросе, какие проблемы встали на пути местных проектов и почему ситуация с севастопольским парком может остаться открытой даже после официальной сдачи? Ответы искали журналисты издания «Эксперт Юг».
Долгая дорога к парку
Идея строительства в Севастополе современного индустриального парка «Гераклид» появилась ещё в 2017 году, и уже год спустя местные власти сообщили об определении необходимого земельного участка.
С одной стороны, место нашли логистически удобное и выгодное: участок площадью 77,7 га находился недалеко от железнодорожной станции «Севастополь Товарный» – рядом с Камышовым шоссе, которое связывает Севастопольский морской порт с федеральной трассой «Таврида».
С другой стороны, это была территория в чистом поле – без дорог и каких-либо коммуникаций, которые город должен был проложить сам. Зато был на нём один объект, с которым региональные власти, похоже, до сих пор не знают что делать, – но об этом дальше.

Первую очередь парка планировали сдать ещё в 2021 году, но с проектом как-то сразу не задалось. Аукцион по определению застройщика срывался четыре раза: компанию, желающую взяться за проект стоимостью 530 млн рублей, искали вплоть до конца 2020 года.
«В итоге контракт отдали строительной организации АО “Севастопольстройпроект”, созданной в том же году губернатором Михаилом Развожаевым в качестве единого подрядчика важных объектов. Позже цена проекта выросла до 733 млн рублей, и это без учёта отдельного контракта на присоединение комплекса к электрическим сетям», – отмечается в материале «Эксперт Юг».
Но город столкнулся с новой проблемой – оказалось, что на одном из трёх участков, отведённых под парк, находится заброшенный мусоросжигательный завод со свалкой отходов, которую нужно рекультивировать.
По словам Михаила Развожаева, о находящемся на территории мусоре просто «забыли», а потому проект пришлось переделывать. Работы начали на двух других участках общей площадью 50 гектаров, а позже, в 2024 году, глава региона предположил, что ими индустриальный парк может и ограничиться.
«Может быть, вообще будем от неё (третьей очереди парка. – Прим. ред.) отказываться – это территория мусорного завода. Когда проектировали, забыли, что там мусор лежит. Этот проект делался давно, как вы понимаете», – заявил губернатор, выступая перед депутатами города в прошлом году.
Сейчас контракт «Севастопольстройпроектом» продлён до 30 декабря 2025 года, но, учитывая, что срок сдачи объекта и ранее многократно переносился, уверенности в том, что на этот раз его не сорвут, у журналистов нет.
«Ещё в 2023 году директор департамента экономического развития Севастополя Денис Профатилов уверял местных депутатов, что строительная готовность первого этапа превышает 90%», – напоминают авторы материала.
Не от печки пляшем?
Тем не менее губернатор Севастополя Михаил Развожаев в ходе презентации своей предвыборной программы недавно сообщил, что запуск индустриального парка на Камышовом шоссе ожидается в 2025 году. Он также не исключил создание подобных площадок и в других частях города, среди возможных вариантов были названы Инкерман и Северная сторона Севастополя.
Так или иначе, первый индустриальный региона обязательно будет достроен, говорит генеральный директор межрегиональной общественной организации «Ассоциация предпринимателей Республики Крым и города Севастополь» Гирей Бекиров, но проблема даже не в том, что площадку долго не могут открыть.
Парк изначально делается по принципу, отличному от подхода на материке, считает специалист.
«Насколько я знаю, на материке это делается так: есть якорный инвестор, который хочет разместить крупное производство в этой локации, и под этот запрос начинают создавать площадку, а дополнительные производства являются вспомогательными к базовому. Здесь же исходят от обратного: сначала построим, потом привлечём инвесторов», – говорит собеседник издания «Эксперт Юг».
Но у разных производств, продолжает Бекиров, разные потребности в мощностях, разные задачи в логистике. Индустриальный парк в Севастополе, конечно, запустят – не в этом году, так в следующем, но вопрос – подойдёт ли эта площадка инвесторам и будет ли соответствовать их требованиям?
Первый крымский
Стоит напомнить, что в год подписания севастопольского контракта в соседнем Крыму начали строительство своего индустриального парка. Хотя крымский объект тоже можно назвать «долгостроем», но по сравнению с севастопольским «братом» его судьба оказалась всё-таки более удачной.
Первый контракт на строительство феодосийского парка стоимостью 1,2 млрд рублей выиграла группа инвестиционных предприятий «Монолит» из Симферополя, но после многократных срывов сроков и нарушений условий контракта проект отдали АО «Объединенная энергостроительная корпорация», которая смогла закончить работы к весне текущего года.
В итоге феодосийский промпарк раскинулся на площади в 122 гектара – к участку провели газопровод, установили системы гарантированного электроснабжения, теплоснабжения, очистные сооружения, канализацию и системы информационного обеспечения.
Сейчас крымские власти занимаются подготовкой документов по планировке территории, чтобы инвесторы заходили на готовые земельные участки. При этом контракты с компаниями, как ожидается, будут подписаны уже в этом месяце.
«Среди них завод, изготавливающий стеклотарную продукцию, предприятия по производству газобетона, сухих смесей, электронных компонентов, пластиковых и полимерных труб. Объём инвестиций, который компании планируют вложить в производства, варьируется от 75 млн до 1 млрд рублей», – подчёркивается в публикации.
В России довольно много удачных проектов строительства подобных площадок. В лидерах по количеству индустриальных парков находится и Ставропольский край.
Крупнейший действующий региональный индустриальный парк юга России «Невинномысск» площадью более 700 гектаров специализируется на промышленном производстве. Помимо него в крае функционируют ещё шесть промышленных парков, например, Ставропольский краевой индустриальный парк «Мастер», расположенный в самом центре юга России на пересечении важных трасс.
В отличие, например, от севастопольского парка, который строится в формате «гринфилд» – в чистом поле, где государство прокладывает коммуникации и дороги, оставляя инвестору возведение конкретных объектов, ставропольский объект был построен в формате «браундфилд», который предлагает резидентам не пустые площадки с проведёнными коммуникациями, а уже готовые производственные и складские помещения.
Андрей Гринев
Обсуждение (2)
А позволю поинтересоваться - роснаны, сколковы и пр..- это тоже индустриЯльные парки, или что то другое?
"В отличие, например, от севастопольского парка, который строится в формате «гринфилд» – в чистом поле, где государство прокладывает коммуникации и дороги, оставляя инвестору возведение конкретных объектов..."
Дороги и коммуникации были проложены к мусоросжигательному заводу.Значит,используя старые коммуникации ,спишут очередные миллиарды.как за новые."Не заметить" поля с мусором надо было очень постараться.Видимо.проектировщики традиционно даже не выехали на место.
Развитие Крыма и Севастополя - "две большие разницы".В Крыму строятся больницы,школы.садики,модернизирован аэропорт,работает тяжелая и легкая промышленность.В Севастополе промышленность убита,а развитие экономики цинично подменяется строительством апартаментов.Хотя прокуратура уже указывала "крепкому турку",что строительство апартаментов не является развитием экономики.