Новости Севастополя

Что дает Севастополю творческое двоевластие

Служба новостей ForPost

Родная «художка» или новая школа искусств? У каждого пути свои преимущества.

Что дает Севастополю творческое двоевластие

В Севастополе – двоевластие. Но не политическое, известное нам по истории России, а другое. Художественно-образовательное.

После длительной монополии на предоставление детям профессионального начального художественного образования со стороны Севастопольской детской художественной школы (ДХШ), начиная с 2023 года схожие услуги теперь предлагает и Севастопольская детская школа искусств (ДШИ), здание которой расположено недалеко от «Нового Херсонеса».  

Почему двоевластие?

Раньше севастопольские родители знали: чтобы их ребёнок получил качественное начальное художественное образование, ему в первую очередь следует поступать в ДХШ. А там – как карты лягут.

Теперь же у «художки» появился конкурент. Чем же таким художественная школа отличается от школы искусств, и отличается ли вообще? Чем руководствоваться при выборе учебного заведения?

Сложность ответов на эти вопросы начинается с того, что сегодня образовательный процесс учеников ДХШ частично проходит в здании ДШИ. Это уникальная ситуация: помещения и территория одни – а педагогические процессы разные (обещанное отдельно стоящее здание для художественной школы, которая в следующем году будет отмечать своё 65-летие, пока не построено).

В чём разница?

Отличие в учебном процессе обеих школ – на нескольких уровнях.

Во-первых, школа искусств – не только про рисование. Помимо таких направлений, как «дизайн», «декоративно-прикладное творчество» и «архитектура», дети там могут обучаться ещё и на направлениях «музыка», «театр» и «хореография».

Кроме того, в школе искусств имеется подготовительное отделение для совсем маленьких, будущих учеников, а ещё различные факультативы (печатная графика, керамика, каллиграфия, основы актёрского мастерства), курсы, мастер-классы и даже летняя творческая смена «Новый Херсонес» (по сути – это 10-дневный творческий лагерь).

В художественной школе тоже работают различные подготовительные отделения, курсы и факультативы, но есть особенность – все они входят в сферу исключительно изобразительных искусств. Дети, обучающиеся в художественной школе, не изучают отдельно музыку, театральное искусство, актёрское мастерство и хореографию.

Художник – это не то, что кажется

В большинстве российских художественных школ ученикам обычно дают неплохие ремесленные навыки, не ставя при этом главную цель – вырастить художников в широком смысле слова.

Можно технически научить рисовать, правильно заливать краску, но при этом не развить в ученике творческого начала. Владеть навыком рисования – это ещё не значит стать художником. Гораздо сложнее – научить учащегося высказывать с помощью своего ремесла, обретённого механического навыка, своё уникальное видение.

И именно его взращивают в Севастопольской детской художественной школе. Ученикам словно прививают привычку по-особенному, по-творчески мыслить за счёт постоянной работы воображения. 

Учащиеся «художки» буквально с подготовительных классов привыкают быть художниками не только тогда, когда они приходят в классы, но всегда и везде, где бы они ни находились: дома, во время прогулки, поездки, на пляже – словом, повсеместно.

В любой профессии присутствует творческий элемент. В филологии, в математике, инженерии и так далее. И везде нужна работа воображения, везде нужно пространственное мышление. А если говорить об искусстве, то там буквально всё держится на пространстве и на времени, и на чувстве целого, на композиции. Это основа для любых творческих профессий, будь то писатель, поэт, художник, сценограф, режиссёр, мультипликатор или танцор.

Поэтому неудивительно, что выпускники «художки» идут и в режиссуру, и на дизайнерские специальности, и в архитектуру, и в другие изобразительные сферы деятельности. Но при этом добиваются успеха в конкурсе не за счёт специализированного обучения, на котором, к слову, сосредоточен учебный процесс в школе искусств, а за счёт общей культуры, которую получают в художественной школе. Именно это даёт возможность поступать в любой художественный вуз страны.

Да, в Москве и Санкт-Петербурге есть престижные академические вузы, куда, как правило, поступают выпускники московских и петербургских средних художественных школ, где ученики учатся рисовать с утра до вечера по 5–10 лет. За счёт этого у них вырабатывается академическая выучка, техническая натренированность, и им легче поступать в такие специализированные художественные вузы.

Так что же выбрать?

Выбирая между ДХШ и ДШИ, родителям важно понять, какие возможности нужны именно их детям. Какими людьми, какими специалистами они хотят их видеть.

Если кто-то видит своих детей в будущем выпускниками, скажем, московского Суриковского художественного института или питерской академии имени Репина, профессионалами-портретистами, пейзажистами и авторами натюрмортов, теми, кто рисует много и дорого на заказ, профессиональными дизайнерами, декораторами, скульпторами, актёрами и другими театральными деятелями, то для них, скорее всего, логичнее было бы учиться в Севастопольской детской школе искусств. 

Её выпускникам при поступлении в вузы, кстати, будут бонусом добавлены баллы, что повысит их шансы стать студентами.

Выпускник же Севастопольской детской художественной школы может и не стать профессиональным художником. Но, обладая особым видением, мышлением, самобытностью, широтой кругозора, некой фундаментальной базой в области изобразительных и пластических искусств, он, не ограниченный узкой специализацией, имеет шансы вырасти в режиссёра, писателя, фотографа, иллюстратора, инженера, программиста, философа, поэта, танцора – да кого угодно!

И кажется, что в мире, где искусственный интеллект замещает многие человеческие навыки, ускоряя производственный процесс практически во всех сферах деятельности, – иметь моно-навык в виде умения рисовать – не слишком эффективная стратегия. Настолько же важным становится умение нестандартно, вне рамок мыслить, иметь высокий художественный вкус, начитанность и широкий кругозор.

Но самым важным и самым сложным, пожалуй, является обретение привычки не бояться собственного авторского высказывания, собственного голоса. Именно такую важную привычку и формируют среди своих учеников преподаватели детской художественной школы вот уже почти 65 лет.

Конечно, многое зависит от самих учеников и стечения обстоятельств. Никто не говорит, что, если закончишь ДХШ, то в Суриковский институт не поступишь. Как и наоборот: странно верить, что, закончив ДШИ, не будешь иметь нестандартного мышления и уникального авторского голоса.

Конечно же нет!

Многое зависит в том числе и от личных качеств учащихся, и от рынка труда и запросов экономики, которые стремительно меняются, причём не без влияния нейросетей, образовательных подходов и даже от внутриполитических государственных установок – куда без них.

Однако первый шаг по собственному пути начинается с ответа на вопрос – а чего ты на самом деле хочешь? И если ребёнок в 10–12 лет не способен чётко и со всей серьёзностью ответить на этот вопрос, то за него это должны сделать его родители. Вдумчиво и ответственно.

А пока родители думают, учащиеся обеих школ, даже не подозревая о разнице в подходах к обучению, уже сейчас демонстрируют не только полученные навыки, но и навыки гармоничного взаимодействия. И с результатом этого взаимодействия можно ознакомиться на совместной выставке работ учеников обеих школ, которая доступна для посещения по пятницам с 13:00 до 14:00 на первом этаже Севастопольской детской школы искусств.

В экспозиции «Две школы – одна палитра» представлены более 100 работ воспитанников первого и второго годов обучения в возрасте 10–14 лет. Вход свободный, но по предварительной записи.   

Руслан Микаилов

Фото автора

1047
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.4 (7 голосов)
Обсуждение (8)
strelec
25358
strelec

"обещанное отдельно стоящее здание для художественной школы, которая в следующем году будет отмечать своё 65-летие, пока не построено"

    Ну да ,на публичных слушаниях по планировке Хрустального обещали разместить на Хрустальном  музей зашитников Севастополя 1941-42г.г. и художественную школу.Ни одному,ни другому места не нашлось.Зато для школы искусств широкого профиля построили отдельное здание возле НХ.

   Ясное дело,деток.у которых есть талант к рисованию, надо отдавать учиться в художественную школу,а остальным полезно повысить культурный уровень в школе искусств.

AleStar
522
AleStar

У нас ещё для талантливых деток есть ДДЮТ( бывший Дворец Пионеров).Там без всякого пафоса воспитывают талантливых деток по всем направлениям, указанным в списке обучаемых в школе искусств в НХ...Действительно, талантливых детей надо отдавать в художественную школу, в ДДЮТ, в музыкальные школы, а всех остальных- в школу искусств (повышать свой уровень).

еще одна мама школьников
7772
еще одна мама …

AleStar,

Совершенно верно. Тот же "Калейдоскоп" - победитель многих и многих фестивалей, а когда тут был последний пост про него? И был ли? 

еще одна мама школьников
7772
еще одна мама …

"...И именно его взращивают в Севастопольской детской художественной школе. Ученикам словно прививают привычку по-особенному, по-творчески мыслить за счёт постоянной работы воображения...".

Всем, невзирая на наличие/отсутствие таланта? 

avaron
1400
avaron

ДШИ - это про бабки

Рыбак7
587
Рыбак7

Ясно одно - мест для обучения детей изобразительному искусству- катастрофически не хватает.


Считаю, что одним из важнейших направлений демографической политики должно быть максимальная доступность ВСЕХ 

ЖЕЛАЮЩИХ детей занятиям рисованием, спортом, музыкой!

кэт
9577
кэт

Рыбак7,

Откуда следует ясность про катастрофическую нехватку?🙄

Рыбак7
587
Рыбак7

кэт,

Найдите информацию о фактическом конкурсе при поступлении в эти оба учебных заведения…

Главное за день

Будущий облик балаклавской набережной в Севастополе оценили специалисты

К проектировщикам вопросов значительно меньше, чем к заказчикам.
17:04
8
1758

Арбузный «мёд» и черёмуховая мука: секреты пряничного мастерства по-крымски

Как придать знаменитому рецепту аутентичный колорит?
16:26
0
284

Изобразительная журналистика: как итальянец показал Европе красоты Крыма

Виды полуострова покорили даже английскую королеву.
13:34
0
3261

Кто и зачем ходит на «птичьи прогулки» в Крыму

Любители природы могут способствовать развитию науки.
17:24
4
1495

Какие перспективы у Telegram и WhatsApp* на фоне новой волны блокировок в России

Почему вообще блокируют мессенджеры, и какие сервисы ещё остаются доступны в 2025 году?
13:18
3
2239

В Крыму непогода перейдёт с выходных на следующую неделю

Но температура воздуха будет выше нормы.
09:30
0
2559
Туризм

Три популярных маршрута в Севастополе теперь можно проходить только с гидом

В МЧС напомнили, что без гида и снаряжения можно получить штраф.
14:08
27
2725

В Крыму создана Ассоциация гостевых домов: как это поможет туристам

Уже объединились около ста владельцев средств размещения.
12:34
0
1490

Гостевые дома, не входящие в специальный реестр, удалят из сервисов бронирования

Эксперты разобрали шаг к узакониванию «серых» средств размещения в России.
14:18
0
344

Последняя «крепость» Романовых в Крыму покажет Землю из космоса

Выставка одного из первых жителей МКС откроется во дворце «Дюльбер».
19:30
0
6127

Дипломатам удалось убедить россиян покинуть внепланово севший самолёт

Рейс задержали на восемь часов, шесть часов он провёл в воздухе, плюс пять часов ожидания.
11:17
0
1383