В Севастополе – двоевластие. Но не политическое, известное нам по истории России, а другое. Художественно-образовательное.
После длительной монополии на предоставление детям профессионального начального художественного образования со стороны Севастопольской детской художественной школы (ДХШ), начиная с 2023 года схожие услуги теперь предлагает и Севастопольская детская школа искусств (ДШИ), здание которой расположено недалеко от «Нового Херсонеса».
Почему двоевластие?
Раньше севастопольские родители знали: чтобы их ребёнок получил качественное начальное художественное образование, ему в первую очередь следует поступать в ДХШ. А там – как карты лягут.
Теперь же у «художки» появился конкурент. Чем же таким художественная школа отличается от школы искусств, и отличается ли вообще? Чем руководствоваться при выборе учебного заведения?
Сложность ответов на эти вопросы начинается с того, что сегодня образовательный процесс учеников ДХШ частично проходит в здании ДШИ. Это уникальная ситуация: помещения и территория одни – а педагогические процессы разные (обещанное отдельно стоящее здание для художественной школы, которая в следующем году будет отмечать своё 65-летие, пока не построено).
В чём разница?
Отличие в учебном процессе обеих школ – на нескольких уровнях.
Во-первых, школа искусств – не только про рисование. Помимо таких направлений, как «дизайн», «декоративно-прикладное творчество» и «архитектура», дети там могут обучаться ещё и на направлениях «музыка», «театр» и «хореография».

Кроме того, в школе искусств имеется подготовительное отделение для совсем маленьких, будущих учеников, а ещё различные факультативы (печатная графика, керамика, каллиграфия, основы актёрского мастерства), курсы, мастер-классы и даже летняя творческая смена «Новый Херсонес» (по сути – это 10-дневный творческий лагерь).
В художественной школе тоже работают различные подготовительные отделения, курсы и факультативы, но есть особенность – все они входят в сферу исключительно изобразительных искусств. Дети, обучающиеся в художественной школе, не изучают отдельно музыку, театральное искусство, актёрское мастерство и хореографию.
Художник – это не то, что кажется
В большинстве российских художественных школ ученикам обычно дают неплохие ремесленные навыки, не ставя при этом главную цель – вырастить художников в широком смысле слова.
Можно технически научить рисовать, правильно заливать краску, но при этом не развить в ученике творческого начала. Владеть навыком рисования – это ещё не значит стать художником. Гораздо сложнее – научить учащегося высказывать с помощью своего ремесла, обретённого механического навыка, своё уникальное видение.
И именно его взращивают в Севастопольской детской художественной школе. Ученикам словно прививают привычку по-особенному, по-творчески мыслить за счёт постоянной работы воображения.
Учащиеся «художки» буквально с подготовительных классов привыкают быть художниками не только тогда, когда они приходят в классы, но всегда и везде, где бы они ни находились: дома, во время прогулки, поездки, на пляже – словом, повсеместно.
В любой профессии присутствует творческий элемент. В филологии, в математике, инженерии и так далее. И везде нужна работа воображения, везде нужно пространственное мышление. А если говорить об искусстве, то там буквально всё держится на пространстве и на времени, и на чувстве целого, на композиции. Это основа для любых творческих профессий, будь то писатель, поэт, художник, сценограф, режиссёр, мультипликатор или танцор.
Поэтому неудивительно, что выпускники «художки» идут и в режиссуру, и на дизайнерские специальности, и в архитектуру, и в другие изобразительные сферы деятельности. Но при этом добиваются успеха в конкурсе не за счёт специализированного обучения, на котором, к слову, сосредоточен учебный процесс в школе искусств, а за счёт общей культуры, которую получают в художественной школе. Именно это даёт возможность поступать в любой художественный вуз страны.
Да, в Москве и Санкт-Петербурге есть престижные академические вузы, куда, как правило, поступают выпускники московских и петербургских средних художественных школ, где ученики учатся рисовать с утра до вечера по 5–10 лет. За счёт этого у них вырабатывается академическая выучка, техническая натренированность, и им легче поступать в такие специализированные художественные вузы.
Так что же выбрать?
Выбирая между ДХШ и ДШИ, родителям важно понять, какие возможности нужны именно их детям. Какими людьми, какими специалистами они хотят их видеть.
Если кто-то видит своих детей в будущем выпускниками, скажем, московского Суриковского художественного института или питерской академии имени Репина, профессионалами-портретистами, пейзажистами и авторами натюрмортов, теми, кто рисует много и дорого на заказ, профессиональными дизайнерами, декораторами, скульпторами, актёрами и другими театральными деятелями, то для них, скорее всего, логичнее было бы учиться в Севастопольской детской школе искусств.
Её выпускникам при поступлении в вузы, кстати, будут бонусом добавлены баллы, что повысит их шансы стать студентами.

Выпускник же Севастопольской детской художественной школы может и не стать профессиональным художником. Но, обладая особым видением, мышлением, самобытностью, широтой кругозора, некой фундаментальной базой в области изобразительных и пластических искусств, он, не ограниченный узкой специализацией, имеет шансы вырасти в режиссёра, писателя, фотографа, иллюстратора, инженера, программиста, философа, поэта, танцора – да кого угодно!
И кажется, что в мире, где искусственный интеллект замещает многие человеческие навыки, ускоряя производственный процесс практически во всех сферах деятельности, – иметь моно-навык в виде умения рисовать – не слишком эффективная стратегия. Настолько же важным становится умение нестандартно, вне рамок мыслить, иметь высокий художественный вкус, начитанность и широкий кругозор.
Но самым важным и самым сложным, пожалуй, является обретение привычки не бояться собственного авторского высказывания, собственного голоса. Именно такую важную привычку и формируют среди своих учеников преподаватели детской художественной школы вот уже почти 65 лет.
Конечно, многое зависит от самих учеников и стечения обстоятельств. Никто не говорит, что, если закончишь ДХШ, то в Суриковский институт не поступишь. Как и наоборот: странно верить, что, закончив ДШИ, не будешь иметь нестандартного мышления и уникального авторского голоса.
Конечно же нет!
Многое зависит в том числе и от личных качеств учащихся, и от рынка труда и запросов экономики, которые стремительно меняются, причём не без влияния нейросетей, образовательных подходов и даже от внутриполитических государственных установок – куда без них.
Однако первый шаг по собственному пути начинается с ответа на вопрос – а чего ты на самом деле хочешь? И если ребёнок в 10–12 лет не способен чётко и со всей серьёзностью ответить на этот вопрос, то за него это должны сделать его родители. Вдумчиво и ответственно.
А пока родители думают, учащиеся обеих школ, даже не подозревая о разнице в подходах к обучению, уже сейчас демонстрируют не только полученные навыки, но и навыки гармоничного взаимодействия. И с результатом этого взаимодействия можно ознакомиться на совместной выставке работ учеников обеих школ, которая доступна для посещения по пятницам с 13:00 до 14:00 на первом этаже Севастопольской детской школы искусств.
В экспозиции «Две школы – одна палитра» представлены более 100 работ воспитанников первого и второго годов обучения в возрасте 10–14 лет. Вход свободный, но по предварительной записи.
Руслан Микаилов
Фото автора
Обсуждение (5)
"обещанное отдельно стоящее здание для художественной школы, которая в следующем году будет отмечать своё 65-летие, пока не построено"
Ну да ,на публичных слушаниях по планировке Хрустального обещали разместить на Хрустальном музей зашитников Севастополя 1941-42г.г. и художественную школу.Ни одному,ни другому места не нашлось.Зато для школы искусств широкого профиля построили отдельное здание возле НХ.
Ясное дело,деток.у которых есть талант к рисованию, надо отдавать учиться в художественную школу,а остальным полезно повысить культурный уровень в школе искусств.
У нас ещё для талантливых деток есть ДДЮТ( бывший Дворец Пионеров).Там без всякого пафоса воспитывают талантливых деток по всем направлениям, указанным в списке обучаемых в школе искусств в НХ...Действительно, талантливых детей надо отдавать в художественную школу, в ДДЮТ, в музыкальные школы, а всех остальных- в школу искусств (повышать свой уровень).
AleStar,
Совершенно верно. Тот же "Калейдоскоп" - победитель многих и многих фестивалей, а когда тут был последний пост про него? И был ли?
"...И именно его взращивают в Севастопольской детской художественной школе. Ученикам словно прививают привычку по-особенному, по-творчески мыслить за счёт постоянной работы воображения...".
Всем, невзирая на наличие/отсутствие таланта?
ДШИ - это про бабки