Лента новостей

Россия

1092
7

Шантаж и саботаж: как российское крем-брюле делают дорогим и дефицитным

​С миру по копейке на норковую шубу?
ForPost - Новости : Шантаж и саботаж: как российское крем-брюле делают дорогим и дефицитным

В День защиты детей россияне могут столкнуться с дефицитом мороженого. Такое предупреждение озвучили представители Союза мороженщиков на совещании в Минсельхозе РФ, сообщает «Коммерсант».

Пломбир может исчезнут не из-за проблем с сырьём, а из-за маркировки. С 1 июня она должна быть обязательной для производителей мороженого. Однако почти 40% российских производителей холодного десерта, включая Unilever и «Чистую линию», не успевают начать обязательную маркировку продукции.

О том, насколько велик риск в 30-градусную жару остаться без любимого лакомства и почему производители так не рады обязательной маркировке, — в материале ForPost.

Контрафакт на контрафакте?

Председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов отметил: введение обязательной маркировки на мороженое — шаг, на который вынуждены были пойти власти. На сегодняшний день вся линейка молочной продукции является лидером по объёму фальсификата среди продовольствия.

Эксперты петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» закупили и отправили на экспертизу десять самых популярных образцов мороженого. По итогам исследования четыре из них оказались фальсификатом. Подделки были найдены не только в Северной столице, но также в Сибири, в Центральной полосе и на российских курортах.

Согласно утверждённым регламентам, в РФ можно производить мороженое как по утверждённым ГОСТам, так и по техническим условиям (ТУ). И ГОСТ, и ТУ не должны противоречить Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию, имеющему статус федерального закона. Если мороженое выпускается по ГОСТу, растительные жиры должны быть исключены полностью; если по техническим условиям — возможны варианты.

мороженое дефицит

Фото: eda.omskinform.ru

Так, Технический регламент, на базе которого изготовители разрабатывают свои технические условия, предполагает, что мороженое может быть изготовлено не только из молочного жира (мороженое молочное, сливочное, пломбир), но и с использованием растительных жиров. Мороженое, в составе которого есть заменитель молочного жира, должно называться сливочно-растительным (содержание молочного жира не менее 50%) или растительно-сливочным (содержание молочного жира от 30 до 50%). И то, и другое должно быть указано на этикетке, причём так, чтобы информацию можно было прочесть.

По словам Павлова, на практике отличить хороший рожок пломбира от фальсификата пока невозможно.

«От 20 до 50 процентов молочной продукции, к которой относится и мороженое, имеют скрытый состав, скрытые ингредиенты. Животные жиры заменены на растительные. В продукции недостаточно белков, иногда присутствуют антибиотики, крахмал. Поэтому на мороженое была введена обязательная маркировка. С её помощью можно не только отслеживать производство, но и местонахождение фальсификата.

Сейчас отследить такие поставки не представляется возможным. Мороженщиков более чем за год предупреждали о введении обязательной маркировки. У них было время подготовиться к ней», — сообщил в беседе с корреспондентом ForPost Павлов.

Читайте также: Не для нищебродов: почему пломбир станет VIP-угощением  

Тонкости маркировки

На протяжении последнего года мороженщики не сидели сложа руки. Они писали письма на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина.

Одно из таких обращений было направлено в Белый дом 4 марта 2020 года. В нём сказано, что Союз «получает многочисленные письма от производителей мороженого», которые «крайне обеспокоены решением правительства о внедрении цифровой маркировки».

«Ассортимент выпускаемого мороженого в России — это в основном небольшие порции, массой от 60 до 100 граммов. Учитывая установленную стоимость кодов в размере 50 копеек за единицу, рост дополнительных расходов для индустрии может составить до 2,5 миллиарда рублей в год внедрения обязательной маркировки, что может превысить даже темпы роста объёма всей индустрии», — сказано в обращении, опубликованном на официальном сайте Союза мороженщиков России.

В общественной организации подчеркнули: с 1 ноября 2019 года производители мороженого начали работать в Федеральной государственной информационной системе «Меркурий», которая «в полном объёме реализует одну из целей цифровой маркировки — прослеживаемость товаров». Внедрение ещё одной системы маркировки «является дублирующей мерой».

Для того чтобы перейти на цифровую маркировку, мороженщикам необходимо полностью перенастроить производственные линии. Безусловно, все затраты производители переложат на плечи потребителей, отмечают эксперты.

Пока власти не прислушались к производителям. С 1 июня маркировка станет обязательной, за её отсутствие мороженщиков начнут штрафовать.

По данным оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), на 19 мая полностью готовы к маркировке 62% производителей мороженого, для 30% есть риск задержки на одну-три недели, остальные «не выходят на связь».

дефицит мороженое

По данным «Коммерсанта», с проблемой, в частности, столкнулись в Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и др.), которая занимает до 10% рынка. Производитель планировал работать с двумя типографиями, но монтаж оборудования начался только в прошлые выходные, а напечатанный код «легко стирается пальцем». Собственное оборудование для Unilever должны поставить только к 25 мая, так что с учётом монтажа и настройки компания сможет начать маркировку только с 1 июля. О неготовности заявил и представитель подмосковной «Чистой линии», на которую приходится 4% рынка.

По словам заместителя гендиректора Союза мороженщиков России Натальи Уткиной, при сложившейся ситуации существует риск возникновения дефицита мороженого. В 30-градусную жару многие россияне могут остаться без прохладного десерта.

«Это неприкрытый потребительский шантаж. Мы уже сталкивались с ним, когда вводилась маркировка на минеральную воду. Был и саботаж со стороны аптек, которые специально в прошлом году не пополняли запасы. Таким образом, создавалась истерика, мол, ковид есть, а лекарств нет. Всё, что мы сейчас наблюдаем, — это саботаж.

Что касается стоимости маркировки, то по всем наименованиям продукции, на которые она была введена, не наблюдался резкий скачок цен. По некоторым позициям стоимость товара осталась неизменной», — уточнил глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.

Читайте также: «На месте стой, раз-два!»: названо условие остановки роста цен на продукты

Скрытым налогом по бизнесу

Введение обязательной маркировки может привести ещё к одному негативному последствию — усложнению взаимодействия между мороженщиками и потребителями. Этого быть не должно, уверен сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

По его мнению, существующая система контроля способна контролировать выпуск качественной молочной продукции. Егармин уверен: введение обязательной маркировки на мороженое — скрытый налог на продажу, бенефициарами которого «является определённая группа лиц». Разговоры об улучшении качества продукции — ширма, за которой скрываются корыстные интересы представителей крупного бизнеса.

По его данным, введение обязательной маркировки негативно скажется на ассортименте товара. Россияне уже сталкивались с этим в прошлом году.

По оценке некоторых экспертов, товары пропадали с прилавков магазинов в том числе потому, что система маркировки давала сбой и приводила к коллапсу в товаропроводящей цепи. Учитывая, что маркировка на мороженое вводится в пик сезона, где-то возможен дефицит этого товара, отметил Егармин.

«Поэтому производители делают всё правильно, предупреждая о возможном отсутствии мороженого в магазинах. Шантажа нет. Заявление о дефиците мороженого — заявление о проблеме. Те, кто хотят ввести этот дополнительный потребительский налог, планируют за наш с вами счёт улучшить своё материальное положение. Серьёзные бизнесмены нашли способ собрать с миру по копейке и сшить себе новую норковую шубу. Поэтому введение маркировки на мороженое стоит отменить, забыть о ней», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Егармин.

Экономист Антон Любич отметил: на любом мероприятии всегда кто-то зарабатывает. Например, производители марок заинтересованы в дополнительных заказах. Осуждать их в желании получить прибыль бессмысленно. Этот корыстный процесс нужно организовать таким образом, чтобы он всем приносил максимальную пользу. Производители должны получать прибыль от произведённого товара, контролёры — становиться богаче, проводя честный контроль, частные компании — увеличивать доход с помощью создания надёжной системы маркировки.

мороженое дефицит

В беседе с корреспондентом ForPost Любич подчеркнул: любые меры, направленные на борьбу с контрафактным товаром, приводят к удорожанию высококачественной продукции. Так устроен рынок. Эти законы никому не под силу отменить.

Поэтому у россиян два пути: либо самостоятельно пытаться отличить контрафакт от хорошей продукции, либо платить деньги компаниям, государственным лабораториям, которые сделают это за них.

«Подделка молочной продукции на продовольственном рынке — один из самых проблемных вопросов. Многие производители под видом продуктов из молока продают продукты, сделанные с использованием растительных жиров. Насколько в данном случае поможет маркировка мороженого, сказать сложно. Она должна сопровождаться анализом. На мой взгляд, маркировка должна использоваться как знак качественного товара», — уточнил Любич.

Иными словами, если покупатель на упаковке мороженого видит маркировку, он понимает: это качественный продукт, прошедший испытания. Человек знает, за что отдаёт условные 25–40 рублей.

«Сейчас перед потребителем лежат по виду два неотличимых товара: один сделан из молока, а другой — из пальмового масла. Это ненормально. Отличия должны быть. Но нужно сделать так, чтобы и товары без маркировки попадали на прилавки магазинов. Потребитель должен сам решать, хватает ли ему денег на продукцию из натурального молока. У нас очень много людей с низкими доходами. Поэтому ненатуральное мороженое также должно присутствовать на продовольственном рынке», — уточнил Любич.

Читайте по теме: Россиян решили накормить картофелем для скота

А будет ли дефицит?

В Минсельхозе РФ внимательно изучили очередное китайское предупреждение от Союза мороженщиков. Производителям уже дан ответ. Заместитель главы Минсельхоза Оксана Лут рекомендовала бизнесу работать на склад, чтобы не столкнуться с нехваткой продукции в магазинах в июне, сообщает «Коммерсант».

По её поручению региональные органы Минсельхоза для оценки рисков должны предоставить информацию о предприятиях, не готовых выпускать продукцию. Министерство предложило компаниям, ЦРПТ и Минпромторгу вместе проработать решение технических вопросов, связанных с работой типографий и поставок оборудования. Глава минсельхоза Башкирии Ильшат Фазрахманов предложил не применять до августа этого года штрафные санкции в отношении производителей, которые по объективным причинам не смогли подключиться к системе маркировки.

В дефиците мороженого сомневаются экономист Антон Любич и председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов. Они считают, что производители не настолько сумасшедшие, чтобы «стрелять себе в ногу».

Насколько прогнозы и опасения реальны, станет известно 1 июня. В День защиты детей страна узнает, почём теперь условная «дунькина радость» для народа.

Читайте также: Овощи и фрукты в супермаркетах России стали лучше, но потребители не верят

Роберт Вочовский

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оцените статью: 
5
Средняя оценка: 5 (1 голос)

Обсуждение (7)

Аватар пользователя Линьков
постов:
27486
Линьков (Севастополь)
- 21/05/2021 в 18:51

Не похудеем, если не станет

Аватар пользователя Пренебречь, вальсируем!
постов:
115
Пренебречь, вальсируем!
- 21/05/2021 в 21:28

60 копеек с каждой марки уходит не государству, а в частную фирму олигарха Усманова. За всё заплатит конечный потребитель. "Люди это новая нефть" (с).

Аватар пользователя Друг Сеня
постов:
190
Друг Сеня (от верблюда)
- 21/05/2021 в 23:17

to Пренебречь, вальсируем!:    А online кассы?

Аватар пользователя Друг Сеня
постов:
190
Друг Сеня (от верблюда)
- 21/05/2021 в 23:19

В магазине неместное ниже 50 рублей не продается до "прорыва".

Аватар пользователя Tigor
постов:
1080
Tigor (Севастополь)
- 22/05/2021 в 1:14

Вкусовые сосочки не переживут.

Аватар пользователя Tigor
постов:
1080
Tigor (Севастополь)
- 22/05/2021 в 1:20

to Друг Сеня:  Вчера купили в сетевом Магазин- чик е мороженое за 9 рублей. Из обезжиренного молока. Ну, не знаю. На любителя.

Аватар пользователя Аполлоновка-Стрелка
постов:
2341
Аполлоновка-Стрелка (Rain City)
- 22/05/2021 в 21:44

Не Магнат, а Magna. Отличное мороженое у них, качественные ингредиенты.

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Офшорные тайны крымских заправок

Попытка осмыслить судебные перипетии.
19:13
646
1

Плати и стройся. К пайщикам «Софьи Перовской» могут применить новый подход

Однако такой путь сначала нужно сделать законным.
18:07
1405
26

ТОП 5

Частные объявления