Строящийся в Севастополе театр оперы и балета — один из объектов культурного кластера в центре города — удостоился сразу двух наград всероссийской инженерно-архитектурной премии 100+ Awards. Об этом рассказала компания «Метрополис» — генеральный проектировщик объекта.
За что «Оскар» и что за «Оскар»
Здание театра на мысе Хрустальном, напомним, спроектировано по эскизу австрийского архитектора-деконструктивиста Вольфа Прикса. Эксперты предупреждали о сложностях воплощения творческой задумки автора эскиза в части инженерных и конструктивных решений.
За реализацию смелой идеи Вольфа Прикса построить на мысе Хрустальном объект, напоминающий многим парящую «стеклянную чайку» взялась московская компания «Метрополис». Архитектурно-строительное проектирование, проектирование внутренних инженерных систем и внутриплощадочных сетей осуществляли более 100 специалистов, включая 20 конструкторов.
В октябре 2025 года компания получила за этот проект награды в двух номинациях: «Лучшее архитектурное решение: Строящийся объект» и «Лучшее конструктивное решение: Строящийся объект». Премии проектировщикам вручил глава Минстроя России Ирек Файзуллин на XII Международном форуме 100+ TechnoBuild 2025, который прошёл в Екатеринбурге.
«В ряде номинаций жюри выступило единогласно; в частности, у членов жюри не было сомнений в определении лучшего с точки зрения конструктивных решений строящегося объекта — в этой номинации победил Севастопольский театр оперы и балета», — отмечается в пресс-релизе по итогам форума.
Здесь стоит отметить, что жюри оценивало лишь конструктив и инженерную составляющую проекта — созданный европейским архитектором образ здания. Его согласованность с окружающей архитектурой, органичность контексту остались за скобками.
Получение сразу двух наград делают Севастопольский театр оперы и балета единственным в России объектом — обладателем трёх инженерных «Оскаров»: в 2023 году он получил премию в номинации «Лучшая BIM-модель здания» (информационная модель здания. — ForPost).
Между небом и землёй
Проектировщики отмечают, что столкнулись с серьёзными вызовами, работая над этим севастопольским проектом. Первая сложность — специфические грунты, вторая — весь Крымский полуостров является частью сейсмически опасной зоны. Это потребовало разработки особых решений для обеспечения безопасности здания театра.
«Необходимо было сохранить ту красоту здания, которую создали архитекторы, при одновременном обеспечении подвижности конструкции с учётом имеющихся передовых методов сейсмической защиты», — говорил руководитель отдела конструктивных решений Алексей Кущенко.
В итоге каждый фрагмент фасада спроектирован как отдельная независимая часть, чтобы избежать проблем при сейсмическом воздействии. Фундаменты — монолитные железобетонные плиты толщиной от 50 см до 1,6 м.
Сложнее всего было добиться эффекта «парящей» крыши. Для этого проектировщики посадили кровлю длиной более 100 метров на 30 подвижных опор, каждая из которых выдерживает вес более тысячи тонн.
«Это уникальное решение, это подвиг всех, кто участвовал в этом решении, потому что такие конструктивные элементы в нашей стране пока ещё не использовались», — отмечает Алексей Кущенко.
Напомним, что многими горожанами новая доминанта центра Севастополя с его классической архитектурой воспринимается как диссонирующий элемент. Сам же автор эскиза Вольф Прикс несколько лет назад пристыдил севастопольскую студентку-архитектора, которая решилась передать ему это мнение горожан.
Как ранее сообщал ForPost, Севастопольский государственный театр оперы и балета в 2026 году планирует представить ряд премьер и отправиться на гастроли по городам России.
Майя Минаева

Словила?...
Действительно, зачем архитекторам обращать внимание на "мелочи"? (
Какие-то горожане, ничего не понимающие в искусстве, ещё осмеливаются высказывать своё мнение "оскароносцу"? (
А вот тут давече Владивосток упоминался,с филиалом Мариинки
ну красио же и сочетается, надо нам 16 этажку восстанавливать под магазин
Сам же автор эскиза Вольф Прикс несколько лет назад пристыдил севастопольскую студентку-архитектора, которая решилась передать ему это мнение горожан.
Архитектор подробно рассказал о функциональном назначении каждого здания и работе над проектом, а после услышал робкий вопрос от студентки, спросившей: уверен ли маэстро в том, что здания вписываются в сложившийся архитектурный облик Севастополя?
В ответ Прикс не только заверил участников в том, что они «вписываются», но и в шутку (?) пристыдил молодых архитекторов за такие подозрения.
Вот оно как...
Видимо не долго осталось стоять Памятнику Солдату и Матросу...У них, англосаксов, прямо назойливо-параноическая цель любыми средствами уничтожить историю России и славянского мира...
Patriot1.,
Только у них?...
Имеем то, что имеем.
Главное, чтобы внутри театра было удобно зрителям и работникам.
И как кто-то умудряется в этом громоздком монстре увидеть "парящую чайку"?