Театр оперы и балета для Севастополя спроектировал Morgenstern в архитектуре, но это не страшно, а прекрасно. Таким мнением в разговоре с ForPost поделился молодой архитектор Артур Купрейчук. Он родился в Севастополе, получил архитектурное образование в Киевском национальном университете строительства и архитектуры и в немецком университете Баухаус в Дессау, а последние годы живёт в Германии, где работает проектным архитектором.
Артур Купрейчук ведёт видеоблог об архитектуре Architrip, и несколько дней назад он опубликовал большой обзор, посвящённый современной архитектуре родного города, в котором живёт его семья и где он был незадолго до введения коронавирусных ограничений.
Особое внимание архитектор уделил культурному кластеру, который строится на мысе Хрустальном. Он постарался объективно оценить его плюсы и минусы.
О минусах
Главным минусом проекта архитектор назвал его закрытость.
«Все решения принимаются в кулуарах, хотя скорее это правило здешней игры. Официальных планов до сих пор нигде посмотреть нельзя — только несколько анимаций и рендеров, которые подкинули местной прессе», — отмечает он.
Демократические инструменты в Севастополе не очень эффективны, говорит Артур Купрейчук. Пример этого — отношение к архитектурным конкурсам, в том числе — и по благоустройству мыса Хрустального.
Напомним: в конкурсе проектов на обустройство там общественного пространства победила Елена Белоус, но в итоге её поддержанное горожанами первенство было «слито» во имя культурного кластера.
«В идеальном варианте конкурсы должны обеспечивать высокое качество архитектуры и архитектурной среды, но здесь даже если они и проводятся, то не дают никаких юридических гарантий победителям, что их проект будет построен. А это — главное, на что ориентируются архитекторы, когда принимают в них участие», — говорит Артур Купрейчук.
Сложности могут возникнуть при поиске инженеров, которые возьмутся за проект театра оперы и балета, предупреждает архитектор. Расчётную часть для Coop Himmelblau часто делает немецкое бюро Bollinger Grohmann, но в этом проекте оно участвовать отказалось.
«А в мире не так много фирм, которые могут справиться с такой сложностью конструкций», — отмечает архитектор.
Ещё один минус — отсутствие внятной и продуманной планировки кластера. На доступных документах не прослеживается связь с местностью, нет и связи между объектами — они расположены случайно. Не решены общественные пространства и транспортная схема, нет подъездов и парковок. Впрочем, все эти пункты могут быть просто «пшиком», если — что очень вероятно — план неактуальный, признаёт Артур Купрейчук.
«Поэтому остаётся главный минус — закрытость процесса. В такого рода проектах должна быть адекватная обратная связь с общественностью», — повторяет он.
О плюсах
Культурный кластер — это мегакруто для развития Севастополя, роль которого не ограничивают стратегическими задачами, говорит Артур Купрейчук.
«Крупные деньги будут потрачены вместо военки на культурный кластер», — отмечает он.
Будущий театр оперы и балета от гуру деконструктивизма Вольфа Д. Прикса — самое удивительное, что случалось с архитектурой города за последние десятилетия, считает архитектор.
«Внешний образ театра даже на рендерах впечатляет. Можно спорить о вкусах, но ничего подобного в Крыму после распада СССР не строили. Это может быть местом притяжения людей со всей России. Если забыть на секунду про ограничения — то и со всего мира.
Может произойти так называемый „эффект Бильбао”, когда благодаря знаковой постройке плюс преобразованию городской среды за несколько лет город превращается в точку культурного притяжения», — надеется севастополец.
Остальные плюсы проекта обсуждать пока рано, так что получается ничья: 1:1, подводит он итог.
Ещё три вопроса
К сомнениям севастопольских архитекторов старшего поколения Артур Купрейчук относится с определённой иронией, хотя они задают в том числе и те вопросы, которые озвучил он сам, — закрытость проекта, игнорирование результата конкурса и непродуманность внутренней и внешней логистики кластера.
ForPost попросил архитектора прокомментировать ещё три серьёзные претензии севастопольцев к строящемуся кластеру.
Первая из них — выбор места для кластера отправил в утиль мечту создать на мысе Хрустальном такой нужный Севастополю парк.
«Если бы спросили меня, что строить на мысе Хрустальном, я бы, конечно, сказал — НИЧЕГО! Обустроить там общественное пространство — и будет кайф. Но меня никто не спрашивал, как не спрашивали и никого другого. Сказали: „Будет культурный кластер”, — всё. Поэтому здесь я исхожу из сложившихся реалий, которые, кстати, оптимистичные.
Здесь будет театр оперы и балета — это же тоже круто, это же не военная закрытая база, к которой простому человеку нельзя будет подходить. Понятно, что у этого проекта политические мотивы. Но севастопольцам повезло, что это играет нам на пользу. У нас появится культурный объект мирового уровня!» — говорит архитектор.
Деконструктивизм объектов культурного кластера разрушит классический образ центральной части города — отношение архитектора к этому опасению было особенно интересно, ведь Севастополь — его родной город.
«Деконструктивизм в принципе и создан для того, чтобы работать на контрасте, в конфликте. Сложно представить, чтобы здание в этом стиле было интеллигентно интегрировано в среду. Оно должно кричать, оно должно быть в центре внимания. Поэтому в основном этот стиль используется для культурных объектов.
Тем не менее я не думаю, что театр оперы и балета разрушит классический образ центральной части города — всё-таки это уже не Центральный холм. Культурный кластер отделён от центра Артиллерийской бухтой, это уже другая формация», — считает Артур Купрейчук.
Сам он называет себя фанатом стиля Coop Himmelblau («Это просто архитектурный вынос мозга! Сложно представить, что пространство может настолько впечатлять», — говорит он о шоуруме BMW в Мюнхене), но признаёт, что это может быть тяжеловато для восприятия.
«Сам Вольф Д. Прикс очень любит сравнивать свою архитектуру с рок-н-ролом. Но если проводить параллели с современной музыкой, то это скорее Morgenstern. Это ярко, это прикольно, это провокация, это ориентировано на то чтобы шокировать обывателя, это бьёт в лоб. Иногда можно это послушать, но точно не на повторе», — говорит молодой архитектор.
Третий повод для несогласия горожан с кластером — то, что он задумывался как культурный проект, но выглядит как прикрытие для жилых многоэтажек, с которых началось строительство.
«Tаковы правила игры: за стройку берутся, чтобы срезать на ней денег любыми способами. Результат я проиллюстрировал в первой главе видео про современную архитектуру Севастополя», — отвечает Артур Купрейчук.
Для понимания: «Архитектурный беспредел „Диалог”», «Голубые унитазы» и «Взрыв высотки на мысе Хрустальном» — так называются основные пункты этой главы видеоблога.
«Самый здоровый сценарий для выбора качественной архитектуры для такого знакового места — это прозрачный, хорошо организованный, международный конкурс. Но это я уже размечтался», — говорит архитектор.
Светлана Косинова
Обсуждение (41)
Главный вопрос это генплан и ПЗЗ. Их отсутствие и затягивание это причина строительного беспредела...
Проект хорош, но построить его качественно невозможно - вот что понятно из этого многословия.
Да фиг с ним, с кластером, если бы при этом работали наши заводы и фабрики.
Я думаю,что с таким фото,столбики термометров поднимутся до 45 градусов
Не им судить, что изменит нашу жизнь..
И по теме. Чем больше говорят на эту тему, тем больше у меня уверенности, что проект не будет реализован, здесь и сейчас.
Гладко только на бумаге, но забыли про овраги!
А был ли мальчик?
Черт знает что такое! Архитектурная каракатица! Нас пытаются убедить в том, что это круто?!
Может король все- таки голый?
У нас не хватает рабочих рук - строить БАМ 2.0. В времена Берии бандеровцев посылали добывать уран голыми руками. Начнется война - для РЖД будет подспорье с рабочими руками. Да и на Севере бандеровских кладбищ хватает - сам видел целые поляны католических крестов. Швейцарская модель? Модель ГУЛАГА подходит куда лучше.
"Общежитие" для балерунов уже строят полным ходом. Этому ни чего не помешает, даже ядерная война.
И давно мы стали прислушиваться к мнению непонятно кого, сидящего за кордоном?
Что и требовалось доказать. Поскольку "конструкция очень сложная" вряд ли найдётся фирма, желающая его реализовать, рискуя оказаться под санкциями. "На Хрустальном не строить ничего, кроме общественного пространства" - об этом и просили. Этот ёперный театр был бы неплох в районе Бельбекского аэропорта - и с точкт зрения визуального восприятия, и с точки зрения доступности "для других городов Крыма, россии и даже мира". Однозначно будут построены жилые дома, против которых выступали все жители. Подытожим: спросили мнение горожан и нагло поступили наоборот. Просто плевок в лицо городу.
... даже, если на этом месте вдруг возникнет, лелеемое многими общественное пространство, то куда оно будет упираться своими краями? В вонючий общественный гальюн, что в подпорной стене 54-го завода или в раздолбанный конец Катерной при въезде на волнорез? Или место где сейчас губа и флотская кинобаза имеет презентабельный вид?
Если по уму, то надо весь район, вплоть до Восставших, перестраивать, а там частный сектор и этим всё сказано.
Кстати, в советские времена тогдашний генплан предусматривал проспект с небоскребами от Восставших до того места где позднее появился "Матрос - Солдат" с выходом на мост по волнорезу.
«Сам Вольф Д. Прикс очень любит сравнивать свою архитектуру с рок-н-ролом. Но если проводить параллели с современной музыкой, то это скорее Morgenstern. Это ярко, это прикольно, это провокация, это ориентировано на то чтобы шокировать обывателя, это бьёт в лоб. Иногда можно это послушать, но точно не на повторе», — говорит молодой архитектор.
А нам предлагают не просто «повтор», а — «слушать» постоянно: «шокирующая провокация» будет перед глазами всё время.
Может проект и выглядит современно, но какой-то он некрасивый.
Ассоциации с Моргенштерном вообще пугают.
to Линьков: Конечно... Застройщик может ограничиться апартаментами "общежитиями"...
Даёшь новую широкую скоростную трассу по оси пр-кта Столоетовского - ул Вакуленчука- ул. Руднева -спуска Котовского !!! С двухуровневыми развязками и пешеходными надземными (подземными переходами ) !!!
Пусть этот архитектор заказывает себе проекты от разны "гуру" в свое сегодняшнее место жительства. Только там почему-то не хотят строек от этих "гур"))))))))) К сожалению не все, кто родился в Севастополе думают сегодня о городе и его жителях....
to Турист /не местный/:
Ваш сарказм понятен, но природу не обманешь.
Отношение многих жителей к объекту, который упал нам голову (образно) ещё и от того такое, что представление началось с нарушений и продолжилось ими. На этом памятном месте должны быть памятные объекты, о которых севастопольцы «по духу» не в курсе.
https://m.youtube.com/watch?v=4Vz1rL2C5as
Памятник Солдату и Матросу олицетворяет город-защитник, силу, славу, дух, историю и соответственно внутреннюю одухотваренность и преданность Стране его жителей !
А эта летающая тарелка в форме головы змеи что олицетворяет?
Родился в Севастополе, далее - переобулся в Киеве, и в Дессау...Факт рождения ни о чём не говорит. Рок- н- ролл? Увы, это скорее шнуровский "танец на лабутенах"...
В "патриотической столице России" лепить горбатого? Оно нам надо? Балерун уже припудрил образ президента на груди...Разлила ли Аннушка масло? Вот в чём вопрос.
to александра бывшая:
Да ясное дело (
to Absolut:
Вопрос, конечно, интересный...Поживём-увидим
Сегодня отправил в Прокуратуру и Развожаеву следующую жалобу:
О нарушении конституционных и др. прав граждан при попытке воспользоваться в рекреационных целях водным объектом общего пользования, расположенным на территории ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический».
Прошу дать ответ по существу и принять меры к прекращению нарушения конституционных и др. прав граждан при попытке воспользоваться в рекреационных целях водным объектом общего пользования, расположенным на территории ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», в том числе о запрете купания, ограничении времени посещения до 19:00 и обыске при входе территорию ФГБУК. Прошу принять административные и прочие меры (включая денежные штрафы и т.п.) к организациям и лицам, допустившим указанные нарушения на протяжении уже нескольких лет.
Поскольку ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» является федеральным и государственным бюджетным учреждением и водный объект (побережье Чёрного моря в границах ФГБУК) находится в государственной собственности, тогда в соответствии со Статьёй 6 ("Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)):
Статья 6. Водные объекты общего пользования
1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами…
6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров…
Более того, в соответствии с КоАП РФ Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
(введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)
Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ не упоминается какое-либо ограничение прав граждан на использование в рекреационных целях водного объекта общего пользования, находящегося на территории объекта культурного наследия.
Приказ Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 г. N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" - Ничего не говорит о запрете рекреации (отдыха) граждан (что включает в себя и купание в море) на территории Херсонеса и не вводит временных ограничений на пребывание на территории ФГБУК.
Нет таких ограничений, в том числе запрета на купание и в Постановлении правительства Севастополя от 08.10.2014 г. № 372 «Об образовании Государственного казенного учреждения «Национальный заповедник «Херсонес Таврический» и Постановлении правительства Севастополя от 29.04.2016 г. № 412-ПП «Об утверждении паспорта гидрологического памятника природы регионального значения «Прибрежный аквальный комплекс у Херсонеса Таврического». Иные официальные документы касательно Херсонеса на официальном сайте Правительства Севастополя отсутствуют.
Таким образом, принятые и поддерживаемые администрацией ограничительные мероприятия по доступу граждан и использованию ими в рекреационных целях нарушают Водный кодекс РФ, Федеральный Закон №73-ФЗ, не соответствуют Постановлению Правительства Севастополя и подпадают под Статью 8.12.1 КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе», что влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Подобные нарушения действующего законодательства РФ должны являться объектом пристального внимания прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
ФСБ может рассмотреть действия Администрации ФГБУК и Министерства Культуры как подрывную деятельность, направленную на усиление социальной напряжённости и очевидное нарушение конституционных прав граждан на отдых, укрепление здоровья и благоприятную окружающую среду, накачку недовольства существующей властью, лидирующей партией, бездействующей судебной системой, социальным неравенством и т.п., особенно в преддверии предстоящих в этом году выборов.
Не исключаю, что СК РФ стоит более внимательно отнестись к коммерческой деятельности на территории ФГБУК, ведущей к описанным в предыдущем абзаце коллизиям и разрушающим исторический облик и саму физическую целостность археологических объектов (например, башни Зенона и прилегающих остатков крепостной стены из-за акустического воздействия мощного звукоусиливающего оборудования, используемого для недавно сооружённого театра, расположенного непосредственно на древней дороге)
Заявления зарегистрированы и приняты в работу...
to александра бывшая:
Чёт у меня тодже такое впечатление, что раз заграницы закрыты и закрываются дальше, наш город будет курорт для мАсковсковА бомонда. Рублёвка-2.
to Absolut: патриотическая столица была, а что происходит сейчас лично мне ничерта не ясно.
И будет ли это столица чего? Туристов, анклав богатеньких буратин,танцоров или бонз ещё неизвестно.
Но точно не рабочих и моряков
"Вынос мозга" - этим всё сказано!
"Токсикомания", " В состоянии интоксикации", "Творю с закрытыми глазами" - эти признания В. Прикса.
Плюс ассоциации молодого поколения архитекторов с образом Изи Моргенштерна с его головой подобной булаве с шипами...всё это вызывает шок у севастопольцев.
Но если, кто был на лекции в СевГУ 15 апреля или видел запись на сайте универа, то мог бы проследить ассоциации, которые воплощяет 80 - летний моразматик Вольф Прикс в жизнь. В преамбуле Прикс исследует законы тяготения и отдаёт предпочтение образу женщины, расположенной вверх ногами. На иллюстрации его - такое положение совпадает с положением астронавтов в космосе.
И вот этот образ женщины вверх ногами и есть раскрытый образ старого извращенца. В сторону Монумента "Солдата и матроса".
Закамуфлированное осквернение символа победы над фашизмом. Это - реванш за проигранную войну австрияка, земляка Шикльгрубера.
Всё очень просто! По Библии.
И никакая это не "чайка", придуманная ФП! Поскольку планируется строить из белого камня.Грубая материальная подоснова. Архаичная.
Но, поскольку из камня построить сие творение не эргономично, то это действительно "пшик" - бред воспалённого несчастного сознания Прикса.
Вернее - "подсознания"..... Поскольку "подсознания" у здорового человека быть не может!
to Тихон Чистяков:
Интересно.
Под благовидным предлогом строят то, что может стереть нашу память.
А, ведь вопросов могло и не быть, если бы творение было в другом месте
to Тихон Чистяков:
Именно так. С водружением этой постройки на мысе Хрустальный именно она начинает доминировать. А памятник Солдату и Матросу, вместе со Штыком и Парусом уходят в тень, и перестанут восприниматься как символы и быть центром притяжения. А это поменяет и отношение к ним, как к чему-то знаковому. А со временем нам вообще скажут, что они "не вписываются" в общий архитектурный облик мыса, и предъявят тысячу обоснований, почему монументы должны быть снесены.
Не согласен ! Будет, в части строительства жилых домов. А остальное, как Бог на душу положит.
А чем знаменит сам Артур Купрейчук, что его мнение должно быть для нас важным? Просто потому, что родился в Севастополе? И что с того? Я бы лучше прислушался к мнению наших, севастопольских архитекторов.
to Serggio:
Так у них такое же мнение по поводу Хрустального, разве нет?
to byrgik:
Насколько я знаю - нет. Они как раз и предлагали там музейный комплекс низкой застройки с большой прогулочной зоной, если по-модному - "общественным пространством".
В общем понятно, что впаривают Севастополю очедное фуфло в интересах узкого круга бенефициаров. Если бы думали о народе и для народа, то строили бы музей, парк и набережную с пляжем. А так получите дерьмо на палке.
Культурный кластаер должен быть.Его создание выведет Севастополь в высшую лигу городов.Вот,по моему,главное,что следует из вышеизложенного.И воплощение этого проекта в жизнь не должно откладываться или затягиваться.Вопросы логистики и парковки-второстепенны и решаемы.
«Внешний образ театра даже на рендерах впечатляет. Можно спорить о вкусах, но ничего подобного в Крыму после распада СССР не строили. Это может быть местом притяжения людей со всей России. Если забыть на секунду про ограничения — то и со всего мира."
Ничего не напоминает?)))
"— Не беспокойтесь, — сказал Остап, — мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
— Всего мира! ! ! — застонали оглушенные васюкинцы."
Стоит посмотреть полное видео про Севастополь, можно не только его. Вполне непредвзятый анализ молодого архитектора, у которого свой взгляд на мир. Имеет право.
"Переобулся в Киеве" - полное "фу" написавшему. Парню надо было в военное поступать, или в СПИ, если он хотел быть архитектором, а такому в Крыму не учили?
Думаю, он не просто так говорит "нам" и "наш город".
Начали бы строить в другом месте, я бы и не говорила, что проект плох. Но морской фасад эта стопка тарелок изуродует. Ее или подальше внутрь надо задвинуть, или спроектировать что то более изящное и воздушное.
to Линьков: К сожалению, только это и остается... Стройка идет 2 года, но даже сейчас не ясно, что именно будет построено...
Поддерживаю полностью...
Удачи Вам Александр! Знаем Вас по делам и поступкам, голосую за Марчука и друзьям советую!
Судя по лексикону "архитектора" он от силы закончил ПТУ.Кому такое в Германии пригодилось?Гопник. Да и мысли скачут туда-сюда.Покукарекал блогер-деньга капнула.Вот где "вынос мозга".
вам строят, а вы недовольны, а вопрос кто строит,зачем и для кого он за кадром.Как прожить без яхтенной стоянки(марины по современному)прям и не знаю.