Жил-был в Петербурге молодой человек, задавленный бедностью, страстным, но неосуществимым желанием помочь близким, своей похожей на гроб комнатой, одиночеством, петербургской промозглостью и прочими тяготами жизни. И было ему так тяжело, что сам себе он начал казаться каким-то жалким существом, тварью дрожащей.
Но жить с этой мыслью было уж совсем невыносимо, и человек задумал страшное. Что было дальше — знает каждый, кто читал роман «Преступление и наказание» или хотя бы его краткий пересказ — то есть большинство умеющих читать.
Так зачем режиссеры вновь и вновь обращаются к этому роману, чтобы перенести и без того загруженных проблемами зрителей в мрачный мир Достоевского?
Рассчитывать на дешевый успех, берясь за такой материал, глупо. Но режиссеры берутся и берутся — все постановки и экранизации, случившиеся за время существования романа, не перечислить.
Впервые Раскольников вышел на сцену парижского театра «Одеон» в 1888 году, и с тех пор попытки по-своему осмыслить его крестный путь не прекращаются.
В Севастополе своего Раскольникова до сих пор не было, но уже завтра премьеру «Преступления и наказания» увидят зрители театра им. Луначарского. Что ждет их в течение почти четырех часов, пока будет идти спектакль?
Заглянуть в завтрашний день нетерпеливые журналисты попытались накануне — на их вопросы отвечали главный режиссер театра Григорий Лифанов (для него этот проект — уже второе после «Бесов» осмысление Достоевского за последние несколько лет), художник-постановщик спектакля Наталья Лось и любимые севастопольцами актеры.
В спектакле будет занята почти вся труппа — много персонажей, два состава, каждый из которых просто необходимо увидеть и оценить, настолько они кажутся разными. Большим подарком для поклонников театра станет появление в роли старушки-процентщицы Людмилы Кара-Гяур, которая в последнее время выходит на сцену нечасто.
Во втором составе Алену Ивановну сыграет еще одна прекрасная актриса — Галина Тигонен. «Убить» таких героинь — настоящее преступление, так что севастопольским «Раскольниковым» не позавидуешь!
В одном составе главного героя сыграет Иван Лебедев, в другом — Петр Харченко. И если Петр, как заметил в беседе с журналистами Григорий Лифанов, уже не раз перевоплощался в главных героев (один из ярких примеров - его Чацкий), то для Ивана Лебедева Раскольников — первая большая роль. Что же он думает о своем герое, оправдывает ли его?
«Фигура сложная, серьезная, точно неоднозначная. Я не оправдываю ни его поступки, ни его мысли. Но, погружаясь в материал, я наткнулся на фразу из письма Достоевского брату: человек есть тайна, и этой тайной я занимаюсь всю жизнь, потому что хочу быть человеком. Раскольников тоже этого хочет. Но что такое человек — тайна и для него. Эту тайну я пытаюсь разгадать вместе с ним», — говорит актер.
Евгения Чернорая зритель увидит в роли Петра Лужина. И своим героем, и городом, в котором тот живет, актер вполне доволен.
«Для кого-то Петербург действительно депрессивный, но я видел его и зимним, и летним, и мне он очень понравился — я просто влюблен в этот город. История Раскольникова, конечно, грустная, но разве жизнь состоит только из радостей? О своем герое могу сказать, что я искал в нем положительные черты. И скажу откровенно — считаю, что он в этой истории персонаж положительный. Он ответственный, он знает, что ему надо, и предлагает конкретные вещи. Поэтому я в этом спектакле совершенно не страдаю», — говорит он.
Появление в образе задавленной жизнью Катерины Ивановны Мармеладовой Марии Кондратенко, которую зритель знает и любит как королеву Марго («Мастер и Маргарита»), прекрасную Елену из «Белой гвардии», строптивую и искреннюю Женю из «Фабричной девчонки» и других обаятельных героинь, было довольно неожиданным. Но это и интересно.
По словам самой Марии, репетиции идут в таком напряженном режиме, что по своему психологическому состоянию актеры как раз приближаются к героям Достоевского. Это, конечно, шутка, но с большой долей истины — без упорного труда и напряжения всех сил такой материал не освоить и новое слово в постижении Достоевского не сказать.
«С таким автором всегда сложно — очень много слоев, целый пирог смыслов. И то, что будет на премьере, — только начало. Объем мыслей и чувств там такой, что за короткий репетиционный период все не охватить. Поэтому я всегда говорю своим друзьям и знакомым, что спектакли нужно смотреть не только в дни премьер, но и спустя какое-то время, когда они «отстоятся» и заиграют новыми красками», — говорит Мария Кондратенко.
Реализовать задуманное севастопольцам помог грант «Российского фонда культуры». Без этой помощи, признается главный режиссер театра, поставить такой спектакль было бы очень сложно, а то и невозможно.
«Мы постарались достаточно подробно рассказать историю Раскольникова, и мне кажется, главный наш адресат — молодежь. Это своего рода вторая часть нашего исследования — первой были «Бесы». Здесь поднимаются те же вопросы - человек так же стоит на распутье и выбирает, каким путем ему пойти. И мне кажется, вопросы эти очень актуальны и сейчас», — говорит Григорий Лифанов.
Идеи о том, что «кровь освежает» (эту фразу произносит один из героев Достоевского), рождаются именно в молодых мозгах, - добавляет режиссер. Но вот финал…
«У Достоевского есть замечательное определение — «игривенькая». Вот и это такая «игривенькая» история: кроме страшных событий, в романе много ситуаций, в которых мы видим, как наказание приходит не только извне. Самое страшное наказание — внутреннее».
Судя по услышанному, зрителей ждет масса сюрпризов: в частности, очень необычная сценография. Никогда еще сцена любимого театра не открывалась зрителю до таких глубин: на этом пространстве появится настоящий Петербург Достоевского с его дворами-колодцами, мостами и даже… каналами.
В этом замкнутом и давящем пространстве существуют герои спектакля, здесь они ищут выход и из лабиринта дворов и улиц, и из жизненных обстоятельств, практически не оставивших им шанса.
Зрителю тоже легко не будет — в том числе и потому, что этот сеанс погружения в глубины депрессии длится почти 4 часа. Но в финале зрителей, как в том самом конце тоннеля, ждет свет, а на улице — теплый севастопольский вечер.
Но это вовсе не означает, что кого-то в нашем теплом и прекрасном городе не одолевают те же мысли, что и Родиона Раскольникова. И спектакль наверняка может стать хорошей прививкой от их разрушительного воздействия.
Что же касается эпилога романа — он, как рассказал Григорий Лифанов, пока останется за кадром и послужит основой для еще одного спектакля, на этот раз поставленного на малой сцене театра.
«Его мы покажем уже в следующем сезоне, в самом его начале — первой премьерой на малой сцене станет «Эпилог Р. Р.». Ни одного слова из этого эпилога мы не выкинем, постараемся сыграть его от начала до конца», — обещает режиссер.
Именно так в свое время родился замечательный спектакль «Идеальная любовь» — своего рода боковая ветвь романа «Анна Каренина» стала полноценной историей Кити и Левина, их поиска смысла и любви.
Ну а в «Преступлении и наказании», уверен режиссер, впасть в депрессию зрителю не позволят ни талант актеров, ни фантазия хореографа и художника-постановщика. Мы от себя добавим, что залогом успеха служит и талант самого Григория Лифанова.
Увидеть героев Достоевского на сцене Севастопольского театра им. Луначарского можно будет 23, 24, 26, 29 и 30 августа, а затем уже в октябре — в сентябре любимый театр уходит в заслуженный отпуск.
Ольга Смирнова
Фото предоставлены театром им. Луначарского
Обсуждение (11)
Какие мы ущербные, если нет новых авторов в репертуаре театра.
Мне, например,интересны переживания зама, проявленные в коррупционном замесе.
ГеннадийЯкшин,
"Ревизора" почитайте, должно помочь. Классика - это классика
Лучше заново книгу перечитать.
Ну в принципе надо приспосабливать под совр.использование, старуху процентщицу сменить на владельца сети ломбардов "Деньги слету" и его любовницу, студента сменить на молодого самозанятого, которого угораздило не дочитать договор до мелкого шрифта...,а дальше нет пределов для фантазии, да хоть расчлененка....
ну или оптимистическая комедия, старт ап Раскольникова выстрелил и он смог с братком процентщиком расплатится, увести у него любовницу и испытывая муки совести довести ломбарды до банкротсва...
Жалко,что "На дне" не ставят, там повеселей даже
да и насчет "Ревизора" и классики- он к нам не едет, а надобность есть
Главный персонаж в жизни и книгах Достоевского - деньги. Вернее "несправедливая" недоступность дармовых денег. Страсть греховная. Отсюда и занудная библейщина, как острая необходимость в индульгенции. Нафталин.
Ничего себе выводы о творчестве выдающегося русского писателя я услышала здесь.....
А вот с этим я полностью согласна:
Мелита,
У меня свое мнение, у Вас общепринятое. Читайте больше, появится свое.
Petr K.,
Моё мнение не совпадёт с Вашим., и совпадает с общепринятым.
И сколько произведений Достоевского Вы изучили, чтобы свысока мне указывать на мои, с Вашей точки зрения, пробелы в изучении литературы.
Имею собрание сочинений ФМ Достоевского дома, и естественно перечитала.
Но Вы правильно сказали, что имеете своё видение, так и имейте.
А я имею своё, но не указываю Вам углублять Ваше образование.
И во всём мире ценят нашего писателя не за главного персонажа "деньги", а за анализ и постижение человеческой души. /как Никто другой /
Как раз сегодня иду на этот спектакль. Обожаю театр Луначарского, ожидания как всегда высокие.
Я тоже обожаю наш театр! С нетерпением всегда жду премьер. Очень очень хочется увидеть на сцене нашего театра и "Ревизора", актуально. И любимую, ни с чем не сравнимую нашу севастопольскую "Хануму". До новых встреч, родные Луначарцы!